Настасья. Вологодская сказка для взрослых

Елена Гвозденко
Жили-были старик со старухой. И был у них единственный сын, Ивашка. Надумали старики его женить и высватали невесту Настасью из соседского села.
Женился Ивашка, честь-по-чести, да стали до него слухи доходить, что у молодой его жены много дружков на стороне. Наступил праздник, молодая к родителям собралась, а муж с ней не едет, больным сказывается. Не успела жена уехать, как и сам Ивашка следом двинулся. Доехал до села, где жили родители жены, зашел в избушку на околице. В той избушке бабка-знахарка жила. Рассказал ей крестьянский сын про свою кручину. Бабка и дала ему веревочку заговоренную.

- Ты вот что, спрячься в сарае рядом с новой избой и примечай: увидишь свою жену с полюбовником, узелок и завяжи.
Ивашка так и сделал, пробрался тайно в сарай и посматривает. Видит, идет его Настасья с молодцем в пустую хату. Дождался Ивашка, как запрут - завязал узелок. И в то же время раздался крик из избы:
- Маменька, зовите Мишку-колдуна, я к Петьке прилипла.
Сбегала теща за Мишкой-колдуном, пустила его в новую избу, а Ивашка взял и завязал еще один узелок.
Тут уже и Мишка-колдун кричит:
- Зовите Степку-колдуна, пусть расколдует.
Позвали и Степку, и его Ивашка узелком старухиным привязал. Сам пошел в избу, где гости. Там пируют, никакой беды не ведают. Тесть зятю обрадовался, за столы сажает, а Ивашка у него ремень просит.
- Зачем тебе ремень?
- Так у лошади сбруя повредилась, починить надо.
Дал тесть ремень, а Ивашка повел его в новую избу. Что такое - там плач, крик. Зашли и видят раздетую Настасью, к которой поприлипали и любовник ее Петька, и колдуны Мишка да Степка. Стал молодой муж Мишку и Степку охаживать и приговаривать:
- Не лезьте в чужие семьи, бросайте колдовать. Как отпущу, так бегите подальше от деревни, коль приблизитесь, опять прилипнете.
Развязал он два узелка, колдуны бросились врассыпную. А Ивашка за жену и любовника взялся. Уж так поработал, прежде чем развязать. Но пуще всего стыда натерпелись, гости на шум сбежались, да всю картину увидели.
Развязал узелок Ивашка и домой ускакал. А вскоре и молодая жена вернулась. С тех пор тише воды, ниже травы, во всем Ивашку слушает.


Записки ИРГО по отделению этнографии Т.44, 1917 год.