О благодарении Бога в искушениях

Валентина Ульянова
                Ответ спросившему:
                «И написано, что болен ли я или
                здоров должен я славить Господа.
                А как? При получении немощи, говорить что ли
                "Слава Тебе, Господи, слава Тебе" или как-то по другому?»

Дело не только в словах. Мы благодарим Бога за всё, как радостное, так и скорбное, потому что знаем, что и искушения, и скорби, и болезни Бог попускает ради нашего блага.

"Блажен человек, который переносит искушение, потому что, быв испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его" (Иак. 1, 12), - говорит Священное Писание.

Преп. Антоний Великий утверждает: «Никто без искушений не может войти в царствие небесное; не будь искушений, никто бы и не спасся».

Вообще ничто из того, что происходит с нами в жизни, не случается вне промысла Божия. При этом промысл Божий посылает каждому человеку только такие искушения, наказания (от слова «наказ», урок), которые необходимы именно ему для его спасения.

Св. Василий Великий пишет: «…поелику мы творения благого Бога и состоим во власти Того, Кто устрояет все до нас касающееся, и важное и маловажное, то не можем ничего потерпеть без воли Божией; и если что терпим, оно не вредно, или не таково, чтобы можно было промыслить что-либо лучшее».

Св. Игнатий (Брянчанинов) говорит: «всякая скорбь приходит к нам не без попущения Божия. Если влас главы нашей не падает без воли Отца Небесного, тем более без воли Его не может случиться с нами что-либо важнейшее, нежели падение с головы волоса».

Всеведущий Господь и без испытаний знает самые сокровенные уголки нашего сердца, но мы не видим их. Для того, чтобы мы сами увидели свои недостатки и слабости, и, увидев их, начали с ними бороться, победили в себе грех и очистили таким образом свою душу для Царствия Небесного – и посылает нам Бог искушения.

Преподобный Исаак Сирин объясняет, почему человек не может спастись без искушений:

«Блажен человек, который познает немощь свою, потому что ведение сие делается для него основанием, корнем и началом всякой благостыни. Как скоро дознает кто и действительно ощутит немощь свою, воздвигает душу свою из расслабления... Но никто не может ощутить немощь свою, если не будет попущено на него хотя малого искушения тем, что утомляет или тело, или душу.   …И в какой мере приближается он к Богу намерением своим, в такой и Бог приближается к нему дарованиями Своими… попускает впадать в искушение, чтобы это испытание… служило для него причиною приблизиться к Богу...»

Авва Дорофей утверждает, что «если кто не подвергнется искушениям и не испытает скорби от страстей, тот и не подвизается о том, как бы от них очиститься».

Св. Тихон Задонский говорит: «Искушение открывает сердце наше и тайное сердца нашего делает явным. Бог же всю глубину и бездну сердца нашего испытует и видит, что в нем кроется. Поэтому попускает нам Бог искушение и тем показывает нам, что скрыто в нашем сердце. Познаем же, христиане, душевную нашу беду и зло, чтобы усердно поискать избавления».

«Посему искушения по необходимости полезны людям, - пишет преп. Исаак Сирин. - Итак, шествующему путем Божиим надлежит благодарить Бога за все приключающееся с ним, укорять же и осыпать упреками душу свою и знать, что попущено сие Промыслителем не иначе, как по собственному его какому-нибудь нерадению, или для того, чтобы пробудился ум его, или потому, что он возгордился. И потому да не смущается он, да не оставляет поприща и подвига и да не перестанет делать себе упреки, чтобы не постигло его сугубое зло; потому что нет неправды у Бога, источающего правду».

Поэтому и учат святые отцы, что мы должны с благодарностью принимать всё, происходящее с нами, - как из любящей и спасающей руки Господней. Таким должно быть наше устроение, а не только наши слова. Всей душой нам надо понять спасающую нас скорбями Божию любовь и всей душой принимать от Него всё - чтобы мы могли сказать во время скорби: «Слава Тебе, Господи!» не устами только, а смиренным и благодарным сердцем.

Св. Феофан Затворник пишет об этом так:

«Все от Бога: и болезни и здоровье, и все, что от Бога, подается нам во спасение наше. Так и ты, принимай свою болезнь и благодари за то Бога, что печется о спасении твоем. Чем именно посылаемое Богом служит во спасение, того можно не доискиваться, потому что и не узнаешь, может быть. Посылает Бог иное в наказание, как епитимию, иное в образумление, чтоб опомнился человек; иное, чтоб избавить от беды, в которую попал бы человек, если бы был здоров; иное, чтоб терпение показал человек и тем большую заслужил награду; иное, чтоб очистить от какой страсти, и для многих других причин.

Ты же, когда вспомнишь о грехах, говори: "слава Тебе, Господи, что наложил Ты на меня епитимию, в наказание!" Когда вспомнишь, что прежде не всегда помнила Бога, говори: "слава Тебе, Господи, что Ты дал мне повод и науку почаще вспоминать о Тебе!" Когда придет на мысль, что если б была здорова, то иное и не доброе сделала бы, говори: "слава Тебе, Господи, что не допускаешь меня до греха", и так все. Так и благодушествуй! …

Если же и не усмотришь, что именно хочет даровать тебе Господь через горе твое, возбуди в сердце своем общее, неразмышляющее верование, что все от Бога, и что все, идущее от Него, служит во благо нам».

Более того, скорби и искушения - это необходимое средство нашего спасения, но не всегда они ведут человека ко спасению, потому что переносить их так, чтобы они стали спасительны, надо учиться. Спасительно принимать их с благодарением, а ропот делает их бесплодными.

Св. Иоанн Златоуст учит: «От... искушения происходит спасение и... опасности служат величайшим очищением души для тех, которые переносят их с благодарностью.

Св. Феофан Затворник пишет, что скорби надо нести с "благодушным, благодарным и покаянным терпением", что ропот лишь утяжеляет скорбь, а смирение и благодарение привлекают к нам Божию благодатную помощь:

"Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, — все же перетерпеть неизбежно; так лучше же перетерпеть по-христиански. Ропотливость не избавляет от беды, а только ее отяжеляет, а смиренная покорность определениям Промысла Божия и благодушие отнимают тяготу у бед. Осознай себя стоющим еще и не такой беды, — осознай, что если бы Господь хотел поступить с тобою по всей правде, то такую ли беду следовало послать тебе? Паче всего молись, — и милостивый Господь подаст тебе крепость духа, при которой, тогда как другие дивиться будут твоим бедам, тебе будет казаться: и терпеть-то нечего". (Мысли на каждый день года)

«Равно терпят неприятности, скорби и лишения все, и ни одного человека нет, который бы не терпел; но за терпение воцарятся, то есть в Царствие Божие вчинены будут, как в наследие, или вечного удостоены будут блаженства только те, которые терпят с Господом, то есть по причине непоколебимого пребывания в общении с Господом верою и любовию и за это самое пребывание».

Св. Игнатий (Брянчанинов) пишет о важности благодарного принятия воли Божией:

«Сколько здесь потерпишь с благодарением, столько в будущей жизни насладишься утешением духовным. Посылаемые Господом земные скорби суть залог вечного спасения, почему их должно переносить с терпением, а терпение тогда изливается в душу человека, когда человек за свои скорби благодарит и славословит Создателя.

…болезнь сопричисляется к тем подвигам, которыми изработывается наше спасение. От всякого подвига требуется, чтоб он был правилен. Тогда подвизается человек правильно в труде болезни своей, когда благодарит за нее Бога. Святые отцы причисляют болезнь, сопровождаемую благодарением Богу и славословием Бога за Его отеческое наказание, руководствующее к вечному блаженству, к двум величайшим иноческим подвигам: к безмолвию и послушанию.

Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник), следующее: «Слава Тебе, Боже мой, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю; помяни мя во Царствии Твоем». …Сказав молитву однажды, несколько отдохните. Потом опять скажите и опять отдохните. Продолжайте так молиться минут пять или десять, доколе не ощутите Вашу душу успокоенною и утешенною. Вы увидите: после трех сказанных таким образом молитв начнете чувствовать, что успокоение входит в Вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, — отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1 Сол. 5, 18). …

За скорби должно благодарить и славословить Бога, моля Его, чтоб даровал покорность Ему и терпение. Очень хорошо сказал святой Исаак Сирский, увещевая покоряться Богу: «Ты не умнее Бога». Просто и верно. Жизнь христианина на земле есть цепь страданий. Должно бороться с телом своим, со страстями, с духами злобы. В этой борьбе — наша надежда. Наше спасение есть Бог наш. Возложившись на Бога, должно переносить с терпением время борьбы. Искушения как бы топчут человека, претворяя зерно в муку. Они попускаются нам по Промыслу Божию, к великой душевной пользе нашей: от них получаем сердце сокрушенно и смиренно, которое Бог не уничижит».

«…рождается в скорбях благодушие, когда мы предаемся воле Божией и просим, чтоб она всегда над нами совершалась. Также в скорбях утешает благодарение, когда благодарим за все случающееся с нами. Напротив того, ропот, жалобы, расположение плотское, т.е. по стихиям мира, только умножают скорбь и соделывают ее нестерпимою. Святой Исаак сказал, что "тот больной, который при операции сопротивляется оператору, умножает только свое мучение", почему покоримся Богу не одним словом, но и мыслию, и сердцем, и делами».

Так! Зная, что благ Господь, «покоримся Богу не одним словом, но и мыслию, и сердцем, и делами», молясь «да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли» верного и благодарного сердца, доверяющего Богу во всём.