Глеб Кржижановский - Леонардо да Винчи советской э

Владимир Владимирович Залесский
Глеб Кржижановский - Леонардо да Винчи советской эпохи. Историко-биографический очерк.


1.Стереотипы и традиции изложения истории российской науки.

Наблюдая отдельные случаи беспомощности и бесполезности «российской науки» (а иногда и явно отрицательную направленность ее деятельности), направляешь внимание к ее истории.

Что же мы видим в истории науки?

В истории науки присутствуют стереотипы типа таких:

1. Во главе российской науки стоял Ломоносов (в этом воззрении смешаны правда и иллюзии),

2. Российские академики после 1917 года страдали от голода и от разрухи, затем их преследовали, а потом они жили хорошо,

3. Ленин уважал академика Павлова и обеспечил его хорошим пайком,

4. Братья Вавиловы много страдали – хотя и в разной степени.

5. Судьба настоящих советских ученых –трагична ...

И т.д.

Во многом эти стереотипы бессистемны, фрагментарны, частично верны, частично ложны.

Затем как-то неожиданно из «глубины веков» выныривают строки Владимира Высоцкого о доцентах с кандидатами.

И вот уже появляются 90-е годы 20 века с их разрухой, а за 90-ми годами – последующие десятилетия с их научной беспомощностью и бессмысленностью…


2.Стереотипы изложения фактов о развитии советской науки Г.М. Кржижановским.

Не сложились устойчивые стереотипы преподнесения публике истории науки. А без стереотипов и лекторам, и публике – трудно сориентироваться в информации.

Отношение к Кржижановскому – в целом уважительное. Он был соратником Ленина (как к этому относиться в современных условиях?) и составлял план «ГОЭЛРО» (это – хорошо).

Но план ГОЭЛРО давно выполнен, он ушел в прошлое, и о Глебе Кржижановском можно без проблем забыть.

Где-то в головах и книгах незаметно притаился исторический стереотип, имевший определенное объяснение в поздне-сталинскую эпоху (о Кржижановском отзываться уважительно, но говорить и вспоминать о нем как можно меньше и реже).

Полезный, и, возможно, приятный человек – Г.М. Кржижановский - выпадает из исторического процесса. А исторический процесс в какой-то мере утрачивает логику.

Передовая советская наука – она сама по себе, а Глеб Кржижановский – с его революционной деятельностью, знакомством с Лениным и планом ГОЭЛРО – он сам по себе.

Официальная – традиционная - история советской науки действует в отношении Глеба Кржижановского примерно так же как «История» Карамзина поступала в отношении Речи Посполитой и Великого Княжества Литовского. Исторические факты и процессы приобретали качество, свойство прозрачности, незаметности. Утрачивались историческая логика и историческая преемственность.


3. Глеб Кржижановский – цивилизационный деятель, основоположник советской науки.

Возникает необходимость в самостоятельном мышлении.

Работы о Кржижановском (похоже, что солидных биографических работ не так уж и много) и работы самого Глеба Кржижановского не засекречены. Но найти их современный интернет-пользователь без труда не может. Лежат они где-то в книжных хранилищах – возможно не оцифрованные (якобы за не надобностью).

Но, всё же, в интернете обнаруживается книга:

Ю.Н.ФЛАКСЕРМАН «Глеб Максимилианович Кржижановский»,  Издательство «Наука», Москва, 1964. (Все цитаты в данном очерке – кроме цитирования Владимира Высоцкого – из названной  книги Ю.Н. Флаксермана).

Текст книги Ю.Н. Флаксермана после сканирования распознан с многочисленными ошибками, но пригоден для чтения.

Книга издана примерно через пять лет после завершения земного пути Г.М. Кржижановского. Его годы жизни 12(24) января 1872 - 31 марта 1959.

После прочтения главы восьмой этой книги (глава «Г. М. Кржижановский и наука») возникает странное впечатление.

Оказывается, славная советская наука имеет своего основоположника (или, во всяком случае, одного из главных основоположников) – Глеба Максимилиановича Кржижановского.

Кто и когда об этом говорил? Как известно, Ломоносов «гонял» иностранцев, Менделеев изобрел водку, а Павлов проводил опыты на собаках…

Вообще – что такое наука?

Это умные мужи, размышляющие на умные темы?

Размышлять можно много и задумчиво, но к созданию развитой экономики, к передовым космическим достижениям, это может приближать веками…

Руководитель Госплана Глеб Кржижановский становится в 1929 году вице-президентом Академии наук (АН) и берется за ее реорганизацию.

Изменяется роль Академии наук в новой социально-экономической реальности. Академия превращается  в один из элементов механизма долгосрочного и среднесрочного народно-хозяйственного планирования и выполнения планов (непосредственная подчиненность правительству, внесение изменений в устав, перемещение в Москву).

«В 1933 г. Г. М. Кржижановский представил в Госплан СССР план развития сети научных учреждений Академии, подготовки для них кадров и строительства зданий.».

Глеб Кржижановский приступает к совершенствованию структуры Академии – например, к созданию технического отделения Академии наук.

«В том же году [1935] в Академии наук было создано отделение технических наук, в котором Г. М. Кржижановский возглавил группу энергетики. Создание этого отделения завершало большой организационный этап в научной работе и в разрешении технических, прикладных проблем….На протяжении всей истории существования Академии наук в России только отдельные ученые, такие, как М. В. Ломоносов, вели работы в области технических, прикладных наук. Однако в ее структуре никогда не выделялись технические науки. В этой области Г. М. Кржижановским сделан наиболее заметный вклад. Еще в 1932 г. в составе отделения математических и естественных наук была создана группа техники во главе с академиком С. А. Чаплыгиным, а в 1934 г. под председательством Г. М. Кржижановского — Технический совет Академии наук, объединявший вопросы металлургии, горного дела, химической технологии, транспорта, электротехники и строительства.

И наконец, з 1935 г. было создано специальное отделение технических наук.

Развитие технических наук … вызвало необходимость создания новых научных институтов и лабораторий. В 1931 г. был создан первый технический институт Академии наук — Энергетический институт, которому было присвоено имя Г. М. Кржижановского, в 1933 г.— Институт горючих ископаемых, а затем еще пять институтов по разным отраслям технических наук. Все эти институты создавались по инициативе Глеба Максимилиановича, организовывались под его непосредственным руководством. Энергетическим институтом он руководил в качестве директора.».

Г.М. Кржижановский приступил к планированию развития науки в СССР, к планированию деятельности Академии наук.

«Г. М. Кржижановский наметил два пути составления единого плана —снизу, от задач развития отдельных научных дисциплин, и сверху,— в виде особо значительных тем, определяющих задачи всего коллектива Академии, исходящих из нужд развития науки в целом и из нужд развития хозяйства страны».

Человек, чье сознание охватывает особо значительные темы, понимающий нужды развития хозяйства страны, относится к числу уникальных по квалификации и значимости государственных деятелей.

«… свою деятельность [в качестве вице-президента АН] Глеб Максимилианович начал с разработки пятилетнего плана развития Академии наук».

Г.М. Кржижановский был человеком из прошлого. Он «пришел» в СССР из цивилизационных структур прошлого.

СССР не был расположен к появлению подобных людей. А если они и появлялись, то занять стратегическое положение они могли лишь при условии уникального благоприятного стечения обстоятельств – например, благодаря многолетним дружеским отношениям с первым лицом государства – с В.И. Лениным (как это было у Кржижановского). При таком порядке у СССР не было шансов на сохранение научного лидерства при отходе  Глеба Кржижановского от активной деятельности.

Наиболее славная страница советской науки – космический проект. Традиции историографии требуют называть в связи с космическим проектом фамилии двух восточно-республиканцев: Циолковского и Королёва.

Однако, факты, логика развития экономики, науки и техники в СССР дополняют эти две фамилии:

Циолковский – Кржижановский – Королев. Не очень далеко от них – и Н.Е. Жуковский, другие деятели науки и техники.

Глеб Максимилианович Кржижановский завершил свой земной путь 31 марта 1959 года.

Через 23 года – не такой уж и большой период - появилась песня Владимира Высоцкого «Товарищи учёные» (она датирована 1972-1973 годами).

«—  Товарищи учёные!  Доценты с кандидатами!
Замучились  вы с иксами,  запутались в нулях!
Сидите, разлагаете молекулы на атомы,
Забыв,  что  разлагается  картофель на полях…»

Незнание, непонимание роли и вклада Глеба Кржижановского приводит к неразрешимым проблемам в оценке перспектив развития современной «российской науки».

Приходится сделать предположение о современном положении. Без фигуры (фигур) уровня Глеба Кржижановского товарищи учёные запутались в нулях… (Впрочем, государство, растерявшееся и не знающее что делать с «наукой», продолжает выделять товарищам учёным совсем не нулевые суммы…).


25 марта 2020 г. 08:28