Может ли человек быть или стать совершенным?

Наталья Шаварина
В Слове Божьем (среди других назиданий Господа), мы находим и Его призыв (к верующим в Него) к совершенству.

Является ли это призыв Христовой Заповедью?-- -- 
--------
Сначала о том, чтО такое Божьи Заповеди? — это Нравственные Законы Бога, нЕисполнение которых приводит человека к бедам, войнам, болезням, смерти..

А исполнение этих духовных законов сохраняет жизнь человека и насыщает его благами земными и небесными..------------
Бог повелевает людям нЕ нарушать Его духовных законов, дабы человек мог жить благодатно на земле и смог обрести жизнь вечную...

А призыв Бога к верующим: "будьте совершенны, как Отец ваш совершенен" – это  Божья « напутственная Заповедь» в том, чтобы усыновлённые (через Иисуса Христа) Его дети стремились и приближались (день ото дня) к Богу, к Его Слову, к Его Святости, к Его Любви, к Его истинной Жизни…
и таким образом (познавая Его и освящаясь Им), обретали в себе Его свойства характера, образа мыслей, понятий, чувствований…

Конечно, есть только ОДИН, Кто Совершенен во всём.., Сам является Совершенством ..— это Бог.
Люди никогда не станут такими же совершенными, как Бог, ибо они – нЕ Бог, а Его творения…
НО призыв Бога к совершенствованию – это Его призыв к нашему освящению, погружению в Бога, к познанию Его Святости, Благости, Любви..

На «человеческом языке» слово = совершенство= означает --------- (см. словарь):
— понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий.
под =совершенством= может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей..

Совершенность - как достигнутость поставленной цели..
-------- совершенность замысла  — завершение,
Полнота чего-то, высшая степень развития….
Или, наоборот, лаконичность, простота, гармоничность.
В этике речь идет о совершенствовании человека и о путях достижения им его.
Понятие С. получает содержательную определённость через понятие нравственного идеала.
----------------------------------------------------

Итак, мы понимаем, что совершенствование чего-либо или кого-либо – это постоянное улучшение качеств, свойств, пригодности, гармоничности..

В религиозном смысле – это постоянное улучшение ( нашего естества) в уподоблении Господу…-----------
т.е это путь бесконечный, который устремлён в Вечность ...
и там ему не будет конца,… ибо Бог (во всей полноте) недостижим и непостижим (творением) «до конца»…
ведь если бы мы могли постигнуть вполноте Бога (и стать Ему равными во всём) то мы сами стали бы Богом..а это (априори) невозможно…..

ПочемУ я взялась за эту тему? – потому что среди верующих распространено мнение,
что если верующий человек (до смерти своего тела) не успеет стать совершенным, то он не сможет быть спасён ..не удостоится войти в Царство Небесное и наследовать Вечность с Богом....

И здесь кроется определённое заблуждение.... путаются два понятия –
1.спасение души
2.её совершенствование..

Итак, читаем Слово Божье (о совершенстве) –

Евангелие от Матфея 5 гл, Христос:
«48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.»
-----------

Библия. Иакова 1 гл:
«4 Терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка.»
------------------------------------------

Евангелие от Матфея 19 гл:
«21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.»
---------------------------------

В этих словах (о совершенстве) Бог объясняет о том, что если человек желает следовать за НИМ, то у такого человека, конечно же, должно в сердце возникнуть и желание ---  о его духовном росте, освящении, познании Бога, следовании Его Воле, возрастании в терпении, смирении, любви к Богу и ближним…

А если этого желания не возникает, то какова тогда его вера?.. совершилось ли его рождение свыше?..захотел ли он стать "новым человеком" и дитём Божьим?

Но вот человек уверовал,  "рождён свыше", отверг грехи…живёт по духу, .. «распят для мира»..
Однако, при этом он не может одномоментно измениться и стать совершенным…..
---------
в нём ещё недостаточно преображён его характер, мысли и чувства..….
остаются какие-то привычные «болевые» реакции…тревожность.. «завышенные требования» к себе и другим…. неправильное понимание каких-то мест Писания…обидчивость.. недостаточность терпеливости, усидчивости.. вспыльчивость…. подозрительность…придирчивость и контроль за другими…быстрая утомляемость.. физические немощи (приводящие в уныние).. зависимость от мнения (о нём) людей... «тяжесть на подъём»…
и всяческие другие «наработанные» ( за его жизнь )"свойства", закреплённые в душе образы, запечатлённые в сердце раны и воспоминания….

И вот здесь происходит порой не только критика (его) со стороны других верующих (укоряющих его в  том, что он не имеет духовных плодов, а потому и нЕ спасётся)….
НО и самообвинение, приводящее человека в уныние и страх о том, что он не достоин Царства Небесного, Жизни Вечной и спасения души его..

ЧТО здесь путается? – путается греховность человека с его несовершенством…

Ведь если человек истинно пришёл к Богу и получил рождение свыше, то он осознал зло …до отвращения к нему…
грехи стали ему отвратительны…
он их отверг…
он видит их смертоносность и  пагубность….
он желает жить праведно..
он перестал участвовать в делах тьмы – (аборты, разврат, пьянство, курение, наркотики, сквернословие,  порнография, воровство, убийство, лжесвидетельство, гадания, оккультизм, магия, астрология, шаманизм, парапсихология, афёры, участие в шоу, политических играх, борьбе, экстремальные виды спорта и селфи, татуировки, пирсинг, пластические операции, продажность тела, подделка документов и пр………….)

И самое главное, что при этом произошло – он ПРИНЯЛ ХРИСТА, ЕГО ЖЕРТВУ..ОТДАЛ НА ЕГО КРЕСТ СВОИ ГРЕХИ….

Т.Е он ЧЕРЕЗ ХРИСТА обрёл «статус» -- ДИТЯ БОЖЬЕ… запечатлён Святым Духом.. ------
Святой Дух начал его освящать…вошёл в его дух и стал там Хозяином..—
начал вести человека.. исправлять.. направлять.. обличать.. утешать.. защищать.. оправдывать..помогать..вдохновлять..открывать Знание от Бога…взращивать духовные плоды…учить различать правду и ложь, духов, влияния… отличать Учение Христа от лжеучений..

НО при всём этом человек ещё имеет много того, что называется НЕсовершенством – и оно может проявляться физически и духовно…

Т.е и внешне человек может выглядеть некрасивым, толстым, тощим, кривым, пучеглазым, ушастым, беззубым, старым........
И его поведенческие свойства могут проявляться « не адекватно» --
---- человек может ещё быстро раздражаться, .."уходить в себя".. медленно соображать..громко смеяться.. употреблять лишние "словечки".. одеваться или макияжиться (по подобию мира)..…сравнивать себя с другими и находить себя недостойным, лишним, никому не нужным.. хотеть много спать...испытывать чувство обиды по разным незначительным поводам..
------------

т.е несмотря на ненависть ко грехам и злу, этот уже «возрождённый» Богом, освобождённый (от "любви к миру") человек, --- пока ещё не достаточно освящён и преображён в своём характере, разуме и поведении (в образ божий)..
и для этого требуется время, какие-то испытания, различные осмысления… возрастание в познании Слова Божьего, Любви к Богу и ближним..

НО говорить такому человеку, что он (в случае смерти его тела ) ещё не достоин спасения души и не сможет наследовать Небеса –
это говорить ему неправду..
Такие умствования утверждают, что каждый человек так непомерно греховен, что пока он все свои грехи  из себя не вытащит, то он и не имеет надежды на спасение..
т.е они, опять-таки, путают греховность (=любовь ко грехам, к похотям мира) --
с несовершенством..

греховный человек – это человек, который вполне осознанно и с желанием выбирает грех, он хочет грешить,..он  любит грехи и идёт у них на поводу, как лошадь в узде…
он нисколько ими не гнушается…он выбирает жить (в грехах) осознанно (в отличии от лошади..), по своей воле – жить во грехах и страстях..
т.е ему Бог не нужен..—
вот такой человек, конечно, не придёт в Царство Божье..Оно ему и не нужно..

А НЕсовершенный, НО прощённый, раскаянный (перед Спасителем) христианин – это уже НЕ грешник…
ибо его грехи забраны Христом на Крест Искупления..Он за них заплатил..своею Кровью..
Он простил и омыл человека своею Благодатью..Он дал  ему Духа Своего… для освящения и совершенствования…

Поэтому такой человек будет спасён Господом, даже если у него и времени не осталось на совершенствование…как не осталось его у разбойника на кресте, когда тот был прощён Христом и взят Им на Небеса…

Но почемУ же ? – спросит кто-то…какИм образом он (несовершенный) воспримет Небеса и сможет там обитать своею несовершенной душой?....

Ответ очевиден – его душа теперь во Христе, в Его Духе..и она теперь принадлежит Ему..
Христос – наше оправдание и освящение..

Вероятно, что души прощённых грешников, попадая на Небеса, теряют груз своих земных несовершенств… вместе со смертью тела ..с оставлением всех ассоциаций «земного измерения»….

они ТАМ забывают боли, страхи, печали, привычки земной жизни…

И Свет Христов (Небесный Свет Любви) освящает прибывшую на Небеса душу такой невероятной Любовью, что душа становится совершенной  -- в том понимании, что достигает своего лучшего (на сей момент) состояния…обретая качества Небесного Бытия в присутствии Божьем……

Но вот православные (и иные) учителя учат верующих о том, что для достижения Царства Небесного необходимо сначала стать совершенными…а для этого нужно много чего ещё совершить на земле —
например, умертвить свою плоть всякими делами и усилиями воли (томить, истязать тело, голодать.... отдавать себя в жертву на гуманные дела «по спасению человечества» (как, например, мать Тереза).. отдать нищим своё жильё и средства
(а самому жить в шалаше)

Приводя в пример Христа, который учил богатого юношу – "хочешь быть совершенным, раздай своё имение и следуй за Мной", они не удосужились подумать о смысле сказанного ИМ…и о том, что у юноши,конечно же, помимо богатого имения было и какое-то другое жильё..
а Христос здесь имел ввиду только прилепленность юноши к богатству, привязанность к роскоши и вещам мира, за которые он ещё держался..любил деньги и власть..

Православные учителя учат, что верующий (для спасения души) должен все праздники православные в храме отстоять, все молебны..всем мощам (и иконам) поклониться ..…а их монахи – в посте и изнурении, в исполнении всех приказов начальственных, в многочасовом чтении псалтырей и молитвословов..
—и это всё у них, якобы, для совершенствования души в избавлении её от грехов..…

И не понимают они, почему «ломаются» души и уходят от веры те, кого они таким образом пытаются «совершать» в образ Божий..

На самом деле освящение и совершенствование производит в душе верующего Дух Святой…
И не по воле каких-то контролёров и начальников, но по Воле Божьей…с терпением и любовью к дитю божьему…в течении всей его жизни …Бог изменяет его характер от силы в силу.. преображает его разум Словом Своим… проводя через определённые уроки и испытания…

Но вот слова Христа (Матфея 11 гл):

«12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его»
-
О чЁМ этислова?...может, о постоянном себя изнурении, измождении тела и души? – ------------- НЕТ
…НО это слова о ВЕРЕ в Господа и о ЕЁ СОХРАНЕНИИ…----------
о Верности Господу..--
чтобы на протяжении земной жизни верующий смог устоять перед кознями сатаны и влияния (искушений) мира, не потерять веру в Спасителя и обетования Христовы…но сохранить и приумножить её…

(ведь эти слова Христос произнёс в связи с сомнениями Иоанна в том, истинный ли Христос – Мессия..или ждать им другого?....т.е его вера пошатнулась в тот момент…)

А слова ап. Павла из 1 Коринфянам 13 как нельзя лучше подтверждают мою мысль о том, что никакими достижениями «совершенствования» (при помощи различных методик или дел, которые верующие сами для себя придумывают),  они нЕ улучшат свою натуру и не совершат её в образ Божий, если не будет в них Христа и Его Духа, Его Любви....(но будет дух самости и гордыни..дух своеволия и собственных учений..)

1 Коринфянам 13:
«1 Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я - медь звенящая или кимвал звучащий.
2 Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, - то я ничто.
3 И если я раздам все имение моё и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы.»
----------------------------------------

О какОЙ Любви говорит Павел? – Конечно, о Христовой, истинной… (а нЕ страстной и блудной ..-------- по стихиям мира)..

ЧТО такое иметь Любовь Христову? –---------
-- это любить Христа и Его Праведность, исполнять Его Заповеди, не делать зла другим, не искушать их, не соблазнять, не развращать…
но являть пример праведности, долготерпения, милосердия, сострадания и послушания Богу (а не мирским амбициям)..

Если человек будет иметь в себе такую любовь, он уже спасается..ибо он живёт по Воле Бога…И пусть он несовершенен и слаб, не способен демонстрировать какие-то чудеса…НО он пребывает в Спасительной Благодати Христовой..

А чудеса творит и дьявол..и Антихрист покажет много чудес…и среди различных гуру и «просветлённых»..среди тех же монахов и верующих, кто демонстрирует владение телом и своим сознанием, так много тех, кто свершает всё это дьявольской силой, а не ВЕРОЮ во Христа…

Один человек решил, что он не будет спасён, если не исполнит повеления Христа и не исцелит хотя бы одного человека..не приведёт к Господу ни одного покаявшегося..не изгонит из кого-то бесов..
мол, вот Господь же повелел…а раз я не исполнил, то я и не достоин Его....—

И это очередное заблуждение ума..

Во - первых, Господь не уравнивал  напутствие о совершенствовании с условием спасения души..

Во-вторых, Он учил (об изгнании бесов и исцелении людей)тех, кто ходил с Ним рядом, кого Он освятил своим присутствием, излил на Них (в день Пятидесятницы) Дух Святой с силой великою..---
для начала Проповеди Евангелия ---
в Начале Благовестия  ---…когда сердца людей были более восприимчивы к Слову Божьему..

Теперь сердца охладевают…мало ищущих Бога…по прошествии времён Господь напоминает церквям самое важное, что они должны иметь и хранить в своём сердце – НЕПОВРЕЖДЁННУЮ ВЕРУ В СПАСИТЕЛЯ..

ведь, не исполнением чудес спасается душа, а верою и любовью к Господу и ближним…

Так в чЁМ же состоит Сила спасения души?...в наших делах и умениях?..в нашем показном благочестии и исполнении празднеств и обрядов? ---------
Нет.
Сила Спасения души человека – во Христе и Его Жертве за грешников..--
в нашей ВЕРЕ в НЕГО и ЕГО Спасительную Благодать..
В жизни ПО ВЕРЕ...--  в отвержении мира и всех его похотей, в противостоянии миру -- его духам лжи и обольщений бесовских понятий и лжеучений,..
В прохождении испытаний веры и любви к Господу и Его детям.. 

Евреям 10 гл:
«14 Ибо Он одним приношением НАВСЕГДА СДЕЛАЛ СОВЕРШЕННЫМИ ОСВЯЩАЕМЫХ .»
--------------------------------------------------------

Кол. 1:19-22.
"Ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою всё, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчуждёнными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле плоти Его, смертью (Его), чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою".
------------------------------

1 К Коринфянам 1:
«30 От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением,
31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом.»

Итак, Христос «одним приношением НАВСЕГДА СДЕЛАЛ СОВЕРШЕННЫМИ ОСВЯЩАЕМЫХ .» -- подумайте – ОН УЖЕ сделал СОВЕРШЕННЫМИ освящаемых… -- КАК это понять? ---
Этими словами объяснена самая Суть Спасения души – она в вере во Христа и принятии Его Жертвы…принятии Христа Господом своей жизни..

И ктО так поступает, тот становится совершенным в том смысле, что совершается во Христа,… ---------
его земная история завершается Христом, т.е он обретает конечную цель своей земной жизни во Христе …-------- для продления её в Вечности..…в Царствии Божьем…

во Христе происходит завершение замысла Бога о нас (грешниках), которых Он желает спасти от вечного осуждения ..для вечной Жизни…
Во Христе мы обретаем полноту себя, мира, жизни, её цели, её смысла…

Вот о каком совершенстве имел ввиду Господь, употребляя (данное нам в Писании) это слово – совершенство..
«будьте совершенными, как Отец ваш..» —Бог желает одного – чтобы мы вернулись к Богу, стремились наполниться Им, исполнять Его Волю, жить по Его Заповедям, обретать Его ум и свойства характера..уподобляться Его образу и иметь в себе Его истинную Любовь…
-----------------------------

Ефесянам 2 гл:
«1 И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим,
2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления,
3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие,
4 Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас,
5 и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены, -
6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,
7 дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе.
8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар:
9 не от дел, чтобы никто не хвалился.»
---------------------