Заметки старого медика. больные и лекарства-3

Евгений Дечко
     Однажды в мае пришла на прием женщина средних лет, бухгалтер. При взгляде на нее сразу бросался в глаза красный распухший нос. Вазомоторный ринит возникал у несчастной каждый год в мае, когда начинает цвести степное разнотравье. Потом, при отсутствии воды и дождей все в казахской степи засыхает, прекращается и аллергия. Женщина рассказала, что ее лечили всеми способами, даже вводили спирт под слизистую носа (?), но все без толку. Трагикомедия состояла в том, что больная носила гордую фамилию - Орел. А тут появился новый доктор и она записалась ко мне на прием - может, этот чем-нибудь поможет? Положение затруднительное - все прежнее лечение оказалось неэффективным, а я, молодой и неопытный, что могу сделать? Я сказал несчастной Орел:«Все старые методы Вам не помогли. Я знаю только одно средство, которое Вам наверняка не назначали, - это супрастин». Супрастин только-только появился в СССР. Опыта у меня совсем не было (да и ни у кого в нашем городе), но инструкция давала надежду на эффект. «Все, что я могу для Вас сделать» - сказал я. Больная ушла и я о ней забыл. Спустя год на улице поселка меня остановила приятная дама: «Доктор, Вы меня не узнаете? Я - Орел!». Действительно, я ее не узнал, совершенно нормальный носик без гиперемии, отека и насморка, совсем другой человек. Женщина сказала: «Я Ваши таблетки принимала. Но я еще смазывала нос керосином». И она смущенно добавила: «Изнутри!». И вот опять май, все цветет, но никаких признаков аллергического ринита! Счастливая Орел добавила: «И я не знаю, что помогло - то ли Ваши таблетки, то ли керосин». И я тоже до сих пор не знаю. Скорей всего, все-таки дело было в керосине!

     Поступает в стационар мужчина 60 лет, начальник хозяйственной службы крупного медицинского центра. У него подозрение на кровоточащий рак желудка. Выясняется между прочим, что человек 5 лет принимает курантил (дипирадамол) по 8 таблеток в сутки. Не помню, от какой болезни, но ее уже давно нет. Спрашиваю – не хотелось ли Вам уже отменить эти ежедневные 8 таблеток? Он говорит – нет, я привык. Говорю – Вы работаете в медцентре, посоветовались бы с врачами. Отвечает – А зачем? И лекарства этого сейчас у нас нет…. Он возразил – мне друзья из Венгрии привозят. Его отношение к кем-то когда-то назначенной терапии меня поразило. Хоть и нет в литературе указаний на возможность провоцирования опухолей курантилом, думаю, однако, что никто не исследовал влияние препарата в такой дозе за столь длительное время. Не могу отделаться от мысли – не принимай он так долго и много этот дипиридамол, может и рака бы не было?

     Захожу зимой во время эпидемии гриппа в двухместную палату к своему больному Евсюкову. Евсюков на месте, а соседа нет. В палате ощущается какой-то странный запашок. Спрашиваю – Что это у вас за запах? Евсюков объясняет: - Сосед, Иван Иванович Рыбинов, проводит профилактику гриппа. Каждый день он трижды вкладывает в нос очищенные дольки чеснока и лежит с ними по два часа. Это у них национальное средство от всех болезней. Объясняю Евсюкову, что если в нос всунуть чеснок, то носового дыхания не будет, дышать придется через рот. И вирус спокойно попадет в дыхательные пути. Но Иван Иванович свято верит заветам предков. В результате он заболел-таки гриппом и его перевели в изолятор. А Евсюков незаболел! Он свободно дышал воздухом с чесночной эманацией.

     Два года подряд к нам поступал директор крупного сибирского нефтеперерабатывающего предприятия, крепкий мужчина лет 45. Однажды он отдыхал в Ницце и там у него случился приступ тупых болей в грудной клетке. Отдыхающего доставили в местную больницу, где ему сразу же поставили капельницу, отчего все боли прошли. А через день выписали из стационара с диагнозом «Инфаркт миокарда». Стенокардии и ЭКГ-признаков перенесенного инфаркта у больного не было. С тех пор этот человек уверовал в чудодейственное влияние капельниц и, каждое лето, отдыхая на Лазурном берегу, на обратном пути в Сибирь останавливался в Москве и ложился в больницу чтобы провести курс капельниц. Само слово «капельница» влияло на него благотворно. Состав капельниц не имел значения – лишь бы капало в вену. Мои осторожные попытки объяснить, что такое капельница, не дали никакого результата. Он просто не слушал и не спрашивал, что ему вводят. Это была чистая психотерапия. Для большего эффекта я добавил в капельницу витамин В12, что окрасило раствор панангина в приятный розовый цвет. Что же говорить о старушках и прочих женщинах невысокого культурного уровня, если даже молодой промышленник слепо доверял этому сказочному слову «капельница»? Так в 60-е годы старушки доверяли 40%-ой глюкозе при любой болезни, говоря: – Что это за врач, - даже глюкозу не назначил, - пока этот метод не был изгнан из советской медицины.