Природа и бог

Павел Каравдин
ПРИРОДА И БОГ

Американский  предприниматель и богослов Карл Генри выступил в МГУ 1 июля 1993 года с докладом  "Ценности в меняющемся обществе" (см. газету "Общее дело» №6-1994 г.) Основная мысль доклада  в том, что докладчик убежден. что без бога нет нравственности, что никто не доказал, что нет бога (также никто не доказал, что бог есть). Автор доклада утверждает также, что теория Дарвина нe доказана.

По любой проблеме возможны две противоположные гипотезы. Например, можно утверждать, что существует только природа, которая живет и изменяется по своим собственным законам.  Противоположное утверждение: кроме природы есть еще некто всемогущий, управляющий этой природой – Бог или высший разум. Первых называют натуралистами (материалистами), вторых - верующими. Одна из этих гипотез является истинной, другая ложной. Но неизвестно которая? Самая крупная система, управляемая из  центра, просуществовала около семидесяти пет,  затем рухнула. Это был СССР. Природа, Вселенная же намного больше и не могла бы существовать даже нескольких  секунд, если бы управлялась из единого центра. Ну это так к слову пришлось сказать. Древние философы утверждали, что всё течет, всё изменяется кроме закона изменения и пытались найти этот закон, когда спорили о диалектике. Гегель дал названия трем законам диалектики, ныне широко известным. Маркс пытался применить эти законы к развитию общества, но не преуспел в этом. Дело в том, что закон единства и борьбы противоположностей или закон противодействия Маркс не понял. Изменение может происходить быстро или медленно в зависимости от разности между действующей и противодействующей силами. Свая идет в землю, пока действие больше противодействия. Противодействие нарастает и сравнивается, наконец, с действующей силой. Свая перестает двигаться. И в любом случае любые изменения происходят только тогда, когда есть какая-то  разность (давлений, уровней, температур  и т.д.и т.п.). Маркс же мечтал о бесклассовом, т.е. социально однородном обществе, которое противоречит основному закону природы. Это и доказывает, что  Маркс не понимал сути основного закона природы.

Теперь о теории Дарвина. Дарвин объяснял изменение живой природы естественным отбором. Худшие особи погибают в первую очередь, в итоге организмы совершенствуются. И теория естественного отбора не понравилась не только богословам, но и материалисту Энгельсу, который писал: «Дарвин и не подозревал, какую, горькую сатиру он написал на людей, и  на своих земляков, когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является нормальным состоянием мира животных» (Энгельс «Диалектика природы» .М.1965..С.19).  Вот и попытались марксисты построить общество без конкуренции, без борьбы за существование, т.е. без естественного отбора. Но в диалектике есть закон отрицания отрицания, из которого следует. что естественный отбор можно заменить только неестественным или противоестественным отбором. И в течение семидесяти лет в СССР осуществлялся противоестественный отбор, в результате которого  лучшие люди погибали или эмигрировали. Умные люди, чтобы выжить уходили на дно. Наверх всплывали далеко не самые лучшие. Теперь мы пожинаем плоды. Академик-экономист О.Богомолов еще в январе 1994 года заявил, что причины кризиса им неизвестны. Отсюда последовало заявление первого вице-премьера О.Сосковца, что у правительства нет программы вывода страны из кризиса. Тогда чего мы ждём?  Но вернемся к Дарвину. Кажется естественной точка зрения Ламарка, который утверждал, что живые организмы изменяется вслед за изменениями  природных условий, подстраиваются под эти условия. Грегор Мендель доказавший, что в организме существуют дискретные элементы наследственности, вовсе не утверждал, что гены не изменяются. Но эту точку зрения ему приписали, взяли на вооружение богословы и "примкнувшие к ним". Возник спор между ламаркистами и генетикам (богословами). Генетики доказывали, что благоприобретенные изменения живого организма в процессе его приспособления к изменившимся условиям, не передаются по наследству, передаются только мутации, т.е. повреждения генетического аппарата.

Вернемся к закону противодействия. Организм противодействует изменяющимся условиям, изменяется с большим трудом. Дольше всего противодействует генетический аппарат. И только после того как несколько поколений приобретут необходимые для выживания признаки, изменится и генетический аппарат. Теперь и благоприобретенные признаки будут передаваться по наследству. Этому простому объяснению, дополнению Дарвина будут сопротивляться учёные, опять-таки  согласно закону противодействия.
Человек пока жил охотой и собирательством принципиально не отличался от других животных. Перелом наступил после изобретения скотоводства и земледелия, давших избыток средств жизни. Избыток можно было обменять на нечто другое. Так возникла торговля сначала на уровне примитивного натурального обмена, весьма и весьма неудобного. Жизнь заставила изобретать и совершенствовать деньги. Если до обменных операций все отношения между незнакомыми индивидуумами сводились к силовым методам. Но продать товар силой невозможно. Необходимы обходительность, обязательность, любезность, доброта и пр. т.е.те качества, которые мы называем нравственными. Здесь подействовал второй закон диалектики количество (избыток) изменило качество отношений.

Я здесь затронул только небольшую часть явлений, которые находят объяснение без привлечения сверхъестественных сил. Диалектика, если её правильно понимать, позволяет объяснить очень большой класс явлений природы. Если я могу эти явления объяснить без привлечения Бога, то, естественно, я должен быть материалист. Иногда думают, что капитализму соответствует идеализм, а социализму - материализм. Материализм расцвел именно в эпоху становления капитализма, если знать историю. При социализме же был не материализм, а нечто другое под этим названием. Чтобы познать истину необходимо взять два противоположных: тезиса (гипотезы) и внимательно изучить. исследовать и то, и другое. И только послe такого  изучения можно выбрать, остановится на том или другом. Такой метод следует из  закона противодействия (принципа парности). Нужно знать и действие, и противодействие. Только в этом случае можно получить правильный результат.

Практика же «социалистического материализма» иrнорировала этот принцип, давала "истины" в готовом виде без обсуждения, В итоге советские люди, воспитанные в духе одностороннего "материализма" приобщаются сейчас к религии. Убеждения вырабатываются только в борьбe, в переработке мозгом противоположных представлений. Мозг успокаивается только тогда, когда решит задачу, найдет  истину.

В природе есть два вида отношений. Отношения равных и отношения неравных. Основным видом отношений являются равные отношения. Заяц и волк живут в природе на равных. 3аяц, конечно, не может съесть волка, но тоже может его умертвить. Если волк не поймaeт зайца, то умрёт. Отношения неравных – это отношения  детей и родителей. Но дети вырастают, становятся взрослыми и начинают общаться с родителями на равных. Какой-то период существует проблема «отцы и дети». Затем родители признают равные права детей, проблема исчезает. Рабовладение, крепостничество и коммунизм (социализм) - это формации неравных отношений. Bо всex этих видах eсть «отец» и «дети». Сталин был «отец» всех народов. Гитлер был «отец нации». Отцы, добиваясь послушания, иногда применяет плетку   к детям. Этим и объясняются массовые репрессии при Сталине или у Пол Пота, и во всех других аналогичных  случаях. Капитализм, демократия - это отношения равных. Но нужно иметь ввиду, что при равных отношениях нe бывает равных результатов, Соревнуются множество людей, а чемпионами становятся только единицы.
              Октябрь  1995 г