На ходу. Сойти с ума в кризис

Алексей Бушуев 2
Июль 1998. Месяц до кризиса. Первый раз в жизни я поехал в отпуск.   А после отпуска мне предстояло отработать неделю и выйти на повышение  в самостоятельный банк.  Неожиданно для меня бывший коллега, с которым мы спорили, и ругались во время совместной работы позвал на позицию “начальник управления развития”. Планов громадьё.

Страна провалилась в кризис, когда я возвращался из Челябинска, города своей мечты. Я ещё сутки ничего не знал. И вообще, у меня день рождения.

Звоню коллегам, доедая торт: "Как дела?".  Неожиданно царапает ухо чужой осипший голос Серёги, с которым, казалось, прошли огонь и воду: "на карте какие-то доллары остались? Бросай все и езжай сюда. Будешь подходить - из будки на углу позвони встретим. Всё. Некогда". Короткие гудки.

Серый - человек проверенный, с ним практически под пули вместе ходили. Всегда подчёркнуто вежлив.
“Случилось нечто серьёзное, -  думал я. - Или он опять поссорился с управляющим, из-за того, что все нам запрещено и не на чем зарабатывать, или завоз валюты сорвали.” Примерно такие мысли крутились в голове пока я нёсся в центр города.

Ещё издалека я увидел у входа в банк толпу человек 100-150. Сообразил, что именно поэтому Серега сказал позвонить из будки (сотовых телефонов тогда почти не было).
“Я подошёл...” - начал я
“Встречаем” -  и сразу в ухо удар пластика о пластик - бросили трубку.

Подхожу ближе. Хмурые лица, ропот. Клиенты банка. Половину знаю лично.
Двери распахнулись, дежурный милиционер демонстрирует толпе автомат и машет мне - “Проходи”.

Он посмотрел на меня и выдавил улыбку - “Тебе не плевали в спину - повезло”.

Захожу в свой отдел. Двое сидят в полной апатии. Другие двое в том числе и Серёга - суетятся, о чём-то с кем-то договариваются.

“Быстро в кассу - тебе дадут снять 150 долларов” - не глядя на меня бросил Серый.

Из кассы я пошёл сразу к директору филиала. Он чужим голосом рассказал, что 2 дня банк в осаде. В стране - дефолт, из головного офиса пришло распоряжение пропускать только налоговые платежи. Вклады выдавать только по сроку и только рублями. Что делать и что будет дальше - не понятно. Кроме того, перед самым кризисом мы завезли в банк миллион долларов наличными и теперь держим осаду так как те самые двое активных сотрудников настаивают на том что они уже продали их и нужно выдать доллары чуть ли не по докризисному курсу. Они почти убедили кассиров встать на их сторону и выдать валюту. Пока спасает то, что пост милиции на стороне директора филиала. “Калашников”  держал оборону по всем фронтам. 

Ещё директор попросил уволиться прямо сегодня, так как непонятно из каких денег платить зарплату, а я всё равно ухожу.

Я, наверное, был в полном неадеквате. В голове прожектором светила мысль: “В такой обстановке у моего нового банка останется один конкурент — Сбербанк.” Я понимал, что произошло, но вот эта светящаяся сумасшедшинка вырвалась на свободу.

Я забрал трудовую книжку и зашёл к себе в отдел. Поляну я накрывал ещё до отпуска. Сейчас просто пожал руки.
“Ребята, сейчас обстановка такая, что Вы все мне понадобитесь - рынок будем забирать под себя” - по-деловому сказал я. - “Даже ходить далеко не придётся - новый офис в ста шагах”.

Саша оттащил меня в коридор чуть ли не за воротник.
“Слушай, сейчас время не банки строить, а зарабатывать. Мы за два дня с Федей на обмене и вытаскивании денег из банков уже заработали тумбочку денег. Я столько за год тут не зарабатывал. Кассиры уже за нас. Уговаривать некогда. Давай с нами. Всё логично, понятно.”- на меня смотрели глаза вырвавшегося из облавы волка. Я чувствовал страх, но не паниковал.
“Серый, я пойду банк строить” - был мой ответ.
Он, не говоря ни слова, развернулся и вернулся к тумбочке.

На новом месте проблем было непросто больше, каждый день они появлялись разные. Кроме нехватки денег на платежи и необходимости успокаивать клиентов ещё и конфликт старой и новой команды. “Чёрная смерть” - самое лёгкое выражение, которым называли пришельцев.

Все отделы работали в режиме пожарной машины минимум по 12 часов в сутки. О будущем думать было страшно. Проще и понятнее было спасать то что горит прямо сейчас.

В дополнение ко всему случилась проверка Центробанка. По документам которой выходило, что наш банк - это труп, который чисто случайно не вывезли на кладбище.

Когда за окном полетел первый снег мы собрались на стратсессию. Просто выехали всеми начальниками управлений на турбазу чтобы понять что делать дальше.

Половина участников искренне считали бредом то, что посреди кризиса, мы тратим время и деньги на всё это, , что они и так не видят детей, жен, мужей. К слову, мужики были уральские и всё шло к тому, что должен был случится мордобой.

Когда были высказаны все обвинения и сказаны самые горячие слова кто-то спросил
“А что мы тут тогда делаем ?” - выкрикнул кто-то.
“Давайте переформулируем в “зачем нам банк” ?” - поправил мудрый израильтянин.

И тут как прорвало. Врать уже не хотелось, да и сил не было. Из того, что говорили  не совпадало ничего. Для кого-то банк был нужен только как источник денег. Для кого-то это статус. один обещал хорошим людям присмотреть за банком чтоб не растащили. Другой пересиживает кризис. Третий вообще всю жизнь тут работает.

Всем банк был нужен. Нужен лет на пять минимум. Но как протянуть 5 лет не знал никто.
“Давайте идеи, самые сумасшедшие” - снова направил нас мудрый израильтянин.

В тот вечер наиболее маньячной  идеей нам казался новый гимн банка  на мотив песни “Солнечный круг” - в припеве были слова “не страшны нам дефолты пока в рельсах есть бОлты”.

На утро родился сумасшедший план на 5 лет. Без смеха на него никто из составителей смотреть не мог.
“Ну как, ну бред, ну какие решения с губернатором ? какая выгодная продажа “в случае чего” ? “
Каждый вложил в план свою сумасшедшенку. 

Быть сумасшедшим для общего дела стало можно.
Мы по прежнему работали по 12 часов и тушили пожары. Но люди стали чудить. В буквальном смысле совершать чудеса, совмещать то что казалось несовместимым. Стучаться в такие двери о которых и подумать не могли. Некоторые сходили с ума для дела по нескольку раз в день. 

Я тоже продолжил сходить с ума но роль простого пациента меня перестала устраивать. И я захотел в заведующие отделением - пошел на антикризисную задачу в другой проект. А банк на 70 осуществил план. При чем осуществлены были самые бредовые идеи и в начале 2000-х годов удачно продан.
Серый продолжал свой бизнес, стал королём обналички. Но в середине 2000-х был застрелен когда нес начинку для очередной тумбочки. Где-то там рядом должен был быть и я , если бы тогда в 98-м не сошел с ума.

Спасибо ему за четкость и резкость поставленного тогда вопроса, иначе моя сумасшедшинка может и не вырвалась бы на свободу.

Смелости Вам в Вашем “сумасшествии для дела”. Особенно сейчас. Ну а нужна будет помощь - зовите.

(некоторые имена могут быть изменены)