Воздушные фотографы Это было недавно. это было дав

Виктор Бровков
Восход солнца застал самолёт на подлёте к рабочему участку. Операторы качались в люльках и дремали на двух дополнительных топливных баках, стоящих с обеих бортов салона самолёта, на постеленных на них матрацах. Штурман- аэрофотосъёмщик и бортовой радист клевали носами в своих отсеках. Командир самолёта и бортовой механик дремали на своих рабочих местах. Работал один помощник командира самолёта, внимательно следя за приборами контроля работы моторов. Пилотажными приборами и приборами навигации. На коленях у него лежал планшет с проложенным на ней маршрутом до рабочего участка и план ведения радиосвязи. Он вёл переговоры с диспетчерами, эти переговоры прослушивали и радист с командиром самолёта, которые, не вмешивались, полностью доверяя ему. Остальные члены экипажа были подключены к СПУ (Самолётное переговорное устройство). Трудился также и автопилот, подчиняясь командам пилота.
«Внимание, подходим к Термезу. Через десять минут будем на месте. Операторам и экипажу приготовиться и занять свои рабочие места!» по СПУ передал второй пилот. В самолёте началось движение и суета.
«Молодец! Всё правильно сделал. Когда исполняешь обязанности командира, и действовать должен как командир»-отозвался первый пилот. «Беру управление на себя». по СПУ передал он. «Отдал управление»- отозвался его помощник. «Штурман готов к приёму управления?»-спросил командир самолёта. «Так точно! Готов взять управление и радиосвязь на себя. Штурман»-по военному, отозвался тот. «Взял управление»-«Отдал управление» Теперь всю работу, должны были выполнять штурман и операторы аэрофотосъёмщики.
«Всему экипажу!. Усилить бдительность, будем работать на малой высоте с пересечением Государственной границы и удалением до тридцати километров вглубь Афганистана, а там воюют!»-напомнил командир самолёта. «На рабочих местах, люки открыты, аппаратура готова к работе»- передали операторы. «Первый? Командир»- «Первый готов»-«Второй? Командир»-«Второй готов» по СПУ звучали в наушниках ответы бортовых операторов. Второй пилот просто поднял большой палец правой руки вверх. «Радист свяжись со смежниками, спроси их будет ли нам сопровождение и сообщи мне их решение. Второй пилот- будешь работать по военному каналу. Я остаюсь здесь на связи вместе со штурманом»- раздавал команды командир самолёта. «Хорошо командир»- отвечал второй пилот, переходя на другой канал, где уже работал бортовой радист.
Помощник командира уже слушал только переговоры радиста с военными диспетчерами. Которые передали, что звено боевых вертолётов сопровождения, будет ожидать гражданский аэрофотосъёмочный самолёт на сопредельной территории через десять- двенадцать минут на высоте пятьсот метров, чтобы не мешать работе съёмщика, который будет работать на ста метрах. «Оставайся здесь, а я ухожу на доклад к командиру»-передал радист второму пилоту. «Давай, я тебя понял»- отвечал второй пилот.
Самолёт, под управлением штурмана через автопилот, уже снижался на высоту 100 метров, по всему самолёту гуляли сквозняки из открытых фотолюков. Переговоров по другому каналу, второй пилот не слышал. Зато он хорошо слышал гам военного канала, и передачи разных бортов, работающих на нём. Впереди по курсу появился город и сверкающая лента реки за ним. «Борт№----Я Вас наблюдаю на локаторе. «Вертушки» сопровождения на подходе. Пересечение черты мне доложите»- услышал он. «Я №-----Вас понял. Сопровождение на подходе. Черту доложить!»- ответил он. «Я здесь. Всё слышал, связь на мне, а тебе командир приказал переходить к нему»- передал ему радист-«Ушёл!- ответил второй пилот, переключая каналы. Ничего нового для него не было.  Всего десять дней назад экипаж уже работал по этой схеме, проводя съёмки в горах Таджикистана, также пересекая черту. Но тогда они работали на большой высоте, а теперь на малой.
«Командир, я здесь» по СПУ передал помощник. «Открой на всякий случай бомболюк, вдруг пригодится. Всё- таки здесь война. И гляди в оба, особенно вниз и по сторонам. Сбить нас, им раз плюнуть, даже с «винтаря» могут хлопнуть» отвечал командир самолёта.
За городом, километрах в пяти от него, самолёт выполнял «Стандартный разворот». «Захожу на первый гон, ориентиры хорошо вижу, снос введён. Связь на Вас. Штурман»-услышал в наушниках второй пилот «Дерзай, мы на связи»-ответил командир. Мерно гудели моторы, по кабине летали жирные, зелёные мухи, не понятно откуда взявшиеся, штурвал двигался сам по себе, под управлением штурмана, слегка подрагивали стрелки приборов. Всё было как всегда.
«На прямой. Над рекой доложите черту, я радисту тоже об этом передал. Штурман».-«Работай не отвлекайся, а мы знаем что делать, не в первый раз работаем»-ответил командир. Внизу пронёсся город с домами и дорогами, с движущимися по ним машинами и людьми, заблестела река. «Я №----Черта»-доложил командир. «Вас наблюдаю. Разворот на обратный курс доложить»-голос диспетчера аэропорта Термез-«Вас понял. Разворот доложить». Впереди, выше полёта самолёта, кругами ходили четыре зелёные «Восьмёрки».
«А вот и наши стражи. Ох рано. Встаёт охрана!»-сдвинув наушники, чтобы не было записи в «Чёрном ящике», прокричал бортовой механик. «Не отвлекайся, крути башкой и за движками следи, чтобы не перегрелись»-также сдвинув один наушник прокричал командир самолёта. Второй пилот тоже сдвинул один наушник, чтобы можно было переговариваться.
Пролетев Сыр-Дарью, самолёт словно перелетел из двадцатого века в пятнадцатый или шестнадцатый, века. До самого горизонта расстилались клочки зелёных и жёлтых крестьянских наделов. Внизу ковырялись дехкане, пахавшие землю сохами, на запряжённых в них осликах и женщинах, которые тяжело тащили эти неприхотливые орудия труда. «Вертушки» перестроились. Теперь одна висела в километре впереди самолёта, а две пристроились по бокам, четвёртая скорее всего шла сзади. Быстро летело время. Самолёт накренился вправо, выполняя второй «Стандартный разворот». «Захожу на второй гон»-услышали командир и второй пилот. Самолёт пошёл ровно, летя в обратном направлении. Ми-8 в точности повторяли все манёвры самолёта. Дехкане поднимали вверх лица и грозили воздушным судам сжатыми кулаками.
«Вот они наши враги. Днём пашут землю, а ночами поливают наших бедных солдатиков свинцом из автоматов. «Душманы», одним словом. Небось и автоматы где-то рядом с ними лежат! Как бы и по нам не пульнули. Все смотрите в оба глаза!»-сказал командир самолёта. Но всё было спокойно. Время текло. Самолёт крутился над землёй. Стрекотали фото аппараты, Второй пилот и радист докладывали каждый своему диспетчеру, развороты и пролёт черты, туда и обратно. Поменялась четвёрка «Вертушек». Теперь в том же порядке самолёт сопровождали Ми-24.
«Захожу на крайний гон, а там домой в Термез на ночёвку»-раздался в наушниках радостный голос штурмана. «Вот и хорошо. Кажется на сегодня пронесло»- облегчённо воскликнул бортовой механик, так же слышавший штурмана.
Впереди уже поблескивала река, когда летевший впереди вертолёт, вдруг задымив, стал отваливать в сторону. Прямо по курсу летящего самолёта, замелькали огоньки выстрелов.
«Нам приказали на максимальной скорости уходить на базу. Сейчас будут работать «Вертушки». Одну подбили, она тоже идёт на Термез. Я сказал, что у нас есть фугаски и мы можем им оказать помощь Ну что,  сбросим?»-услышали все по СПУ голос радиста. «Я свернуть не могу. В брак пойдёт весь день. Осталось немного»-послышался голос штурмана. Самолёт нёсся прямо на сверкающие внизу огоньки. «А чёрт с ними. Бросай!»-закричал командир самолёта. «Я ИХ хорошо вижу в прицеле, по моей команде бросайте, вдруг попадём!»-прокричал штурман-«Приготовиться! Сброс!». Правый пилот дёрнул на себя рычаг сброса осветительных авиабомб, а вниз ушли две пятидесятикилограммовые фугаски.
«Ура!!! Попали!!! «Вертушки» передают благодарность, за оказанную помощь и точность попадания. Говорят, что обо всём доложат командованию!»-прокричал по СПУ радист. ВСЕ закричали Урааа!!! «Ну вот и наши бомбочки пригодились!»-облегчённо пробормотал по СПУ командир самолёта. «Черта!»-доложил второй пилот диспетчеру. «Работу заканчиваю, Ночёвка у Вас»
В аэропорту самолёт и экипаж встречали как героев, все уже ВСЁ знали от экипажа Ми-24, пришедшего на одном двигателе.
В ресторане города Термез, пир шёл горой. Экипаж в полном составе отмечал своё второе рождение и первую боевую победу. В план полётов аэрофотосъёмочный самолёт был поставлен только через сутки. Дальше вся работа должна была проходить над территорией Афганистана. И экипаж расслаблялся. Конец.
  -   

.. …