Седьмая вода на киселе и родство душ

Татьяна Пороскова
Городской автобус прыгал по ямам, катился, спотыкался, летел заляпанный грязью. В мутное  окно я увидела мелькнувший чёрный забор и утлую избушку, чудом уцелевшую среди каменных палат. Почерневшая от времени изба - всё, что осталось от деревни. Она растаяла, растворилась в городе, а он поглотил её и пошёл дальше.

Невольно я вспомнила огромные дома-корабли  вологодского севера. В них  нет  изящества, но всё  практично и основательно. Таким домам за двести лет, а они стоят. Разве, что двор отошёл да взмостье упало.

По слякотной весенней дороге шла женщина в деревню  проведать свой вековой дом, где родилась. Домище, в котором выросло не одно поколение.
Мы встретились случайно, и я попросила разрешения посмотреть. А что там внутри дома?
 
А внутри ядрёные двенадцатиметровые брёвна в лапу отполированы временем.
Русская глинобитная печь и печурка. Самодельный шкаф для  посуды. Грубоватая роспись цветов бесхитростных.

На втором этаже, в  тайных комнатках без окошек, где ничего не выбрасывается, где в жаркие, пахнущие свежим сеном,  сверкающие дальними зарницами ночи, спасались молодые.

В три окна светёлка. В ней стояли сундуки со старинными исподними льняными рубахами.

Лежало мохнатое овчинное одеяло. Первый раз видела.
Это одеяло спасло от мороза  познай сколько людей.

- Продавать будете? - спросила я про дом.
- Не нами строено, не нам и продавать.
И этим было сказано всё.

Родное не продают.
Этот дом – хранилище и история рода.
История его свадеб, родов, жизней и ухода в мир иной, новых поколений и раскулачивания, горя, печальных и грустных историй, голода и болезней, жарких объятий и сытного хлебного духа, света лучины и язычков пламени, тепло печи, голоса младенцев, скрип  качающейся люльки и колыбельные песни.
Родное не продают.

А в  этом городе дома совсем другие.
 Холодная архитектура современных зданий сочетается  с трогательным теплом Руси деревянной
Купеческие дома украшены балкончиками и балконами, опоясаны кружевом.  Их окна, как глазированные пряники, притягательны удивительными наличниками. В них сохранилась прелесть спокойной городской жизни с долгими чаепитиями из медных  самоваров, с ароматом пирогов, который и сейчас соблазнительно тревожит воображение.

Эх, как не вспомнить пузатый самовар с тульским клеймом столетней давности!?
А пришлось за бесценок продать в руки сборщика  железа. Восемь лет тому минуло. Надо было собирать в школу первоклассника. Ещё три пары лосиных рогов ушло заезжему человеку.

И это всё Вологда. С её укромными уголками старинных усадеб, которые отстояли горожане. Это островки чистого воздуха, зёлёных ив. С их ажурными веерами ветвей. Это монументальные неохватные тополя и яблони из прошлого века. Сколько живут деревья, храня память о былых временах?

А у меня спецзадание  от товарища по походам. Сегодня я решусь притронуться к дверям областного архива. И если будет на то разрешение, то загляну в прошлое. Откуда корни моих детей и внуков?

Сразу вспоминаю поход за морошкой на Горское болото.
Неподалёку от меня собирал морошку дальний родственник моего мужа. Он был крутым моряком. Приезжал  на лето в дом деда. Мы спокойно собирали морошку. Вдруг он заносчиво сказал мне:
-Да вы нам седьмая вода на киселе. Однофамильцы мы, а не родня.
Я не обиделась, ведь мой род идёт совсем из другой области, он уральский.
Но захотелось мне узнать, кто же был первый предок моего мужа?


Дверь архива  открывала с такой натугой, словно была она замкнута на семь замков. Женщина, сидевшая за высокой стойкой у входа,  выслушала меня и дала маленький квадратик бумаги с расписанием.

Дальше дежурной мне не пришлось идти. Зато узнала, когда приёмный день за справками.

Я сделала несколько десятков шагов и завернула за угол, очутилась на бывшей Большой Дворянской улице. Остановилась перед домом  Владимира Корбакова.
В прошлую зиму была здесь на выставке прикладного искусства.
Открыла дверь и очутилась в фойе. И хотя не было  десяти часов утра, меня приветливо встретили.

И здесь среди картин  вологодского художника Валерия Стахова, душа моя оттаяла.

Я остановилась.

Светёлка, пронизанная солнцем так, что блики его легли на дощатый пол, на широкую лавку. В красном углу икона. На лавке сидит девочка-подросток, тоже беленькая, светящаяся чистотой. На бревенчатой стене фотографии под стеклом в рамке. Такие были и есть в каждом деревенском доме. Я увидела в этой картине связь прошлого с настоящим и будущим. Она излучала тепло и надежду.

Совершенно случайно попала на юбилейную выставку картин замечательного вологодского художника Валерия Николаевича Стахова и подумала, как мало я знаю о Вологде и её людях.

Эта выставка напомнила мне те далёкие времена, когда я девочкой с волнением приходила в Пермскую картинную галерею. Стояла подолгу у картин, разглядывала работы  мастеров.

Я вспомнила, как однажды в восьмидесятые годы из Ясной Поляны в морозный день мы в автобусе с учениками ехали в Москву, в  Третьяковскую галерею.
Время у нас ограничено.  Это нельзя было назвать экскурсией. Нам не дали гида. И по доброте душевной всю дорогу, сто её километров  по Можайскому шоссе комментировал шофёр.

- Посмотрите направо.
И мы посмотрели.
- Вон там церковь. В ней венчались Пушкин с Натальей Гончаровой.
И мы верили. Потом я узнаю. Там, куда нам показывал шофёр, была деревня Захарово , родовое поместье Пушкиных. В этом поместье и состоялась помолвка Пушкина и Натальи Гончаровой.

Дети были ошеломлены и растеряны в большом городе. Москва, её маленькая частичка, запомнится им Третьяковской галереей.

И до сих пор помню незабвенные картину Врубеля «Демон поверженный», Васнецова «Алёнушку»…
Каждая картина излучает энергию творчества.

На картинах Стахова я увидела ту Вологду, которая особенно дорога.

Она тихая, деревянная , кружевная. Это старый почерневший с поехавшей крышей дом, от которого защемило сердце.
Это суровые облака и тревожные волны возле острова Валаама, где никогда не была, но наслышана о нём.

Волнение и ощущение чего-то родного захлестнуло меня. И уже потом я поняла, что только родные души могут вызвать такие ответные чувства.

А серые улицы и деревья этой зимы обнажили его беззащитность и неумолимость времени.

Я с благодарностью подумала о тех, кто посылает нам из далёких  времён невидимую связующую нить родства.

Бывает, что родные по крови, становятся седьмой водой на киселе.

А  родные души светят тебе маяком.

на фото картина художника Валерия Стахова