Регент при внуке

Наталья Швец
Инфанта Екатерина Каталина Австрийская родилась  у королевы Хуаны Безумной после смерти отца короля Филиппа. Как известно, ее было решено с матерью.

Мать ее безумно любила, но любовь эта была довольно странная, как впрочем и все, связанное с этой женщиной. Она относилась к дочери, как к единственному сокровищу, что осталось от мужа, и не сомневалась, что покойник общается с ней именно при помощи девочки. В ее лепете Хуана пыталась определить, что хочет сказать умерший супруг.

Кроватка девочки находилась в алькове комнаты, куда попасть можно было лишь пройдя мимо  Хуаны, которая деградировала на глазах

Она совершенно пренебрегала своей гигиеной и гигиеной дочери. Ела только хлеб и сыр, который  слуги оставляли у двери. Довольно часто забывала кормить любимую дочь. Долгие годы единственным развлечением бедного, вечно голодного и грязного  ребенка было тупо смотреть в окно, ведь мать не желала разлучаться с ней ни на секунду.

Когда в 1516 году после смерти деда, короля Фердинанда Арагонского, сын и будущий император Карл приехал с сестрой Элеонорой навестить родительницу, они пришли в ужасе, увидев в каких условиях пребывает младшая сестра. В довершение всех бед, выяснилось, что девочка страдает от насмешек маркизов де Дениа, приставленных надзирать за безумной королевой, а круг ее общения составляет две необразованные женщины, бывшие у нее няньками.

С королевой Хуаной вопрос более-менее был ясен. Карл сказал тогда стражам: «Мне кажется, самой нужной и необходимой вещью будет, чтобы никто не мог увидеть Ее Величество. Потому что ничего хорошего из этого выйти не может». Впрочем, она и сама отказывалась видеться и общаться с кем бы то ни было. Королева Кастилии ожидала смерти и загробной встречи с любимым супругом Филиппом Красивым, который при жизни делал все, чтобы с ней не общаться.

Но сестру следовало срочно спасать и Карл решился украсть девочку, для чего пришлось разобрать часть стены между спальней Каталины и коридором. План удался.
Брат спас сестру

Год девочка провела вместе с братом. Ее научили мыться, нормально питаться, читать, писать... Но Хуане всеми правдами и неправдами удалось добиться того, чтобы дочь вернули. Карлу пришлось согласиться, однако он поставил жесткое условие - Каталина продолжит образование, у нее будет своя прислуга и всегда чистая одежда.

Только в 1525 году девушке удалось окончательно вырваться из стен Тордесильяса. Брат сумел сосватать ее за кузена, португальского короля Жуана III, сына родной тетки Марии Арагонской и короля Мануэля.

Любила или нет Екатерина-Каталина мужа, история умалчивает. Но отношения у них были ровные и спокойные. Опять же, думается, что на фоне того, что инфанта испытала, находясь с безумной матерью, дворец супруга ей казался райем. Опять же, супруги нажили в браке девятерых детей, что говорит само за себя. И не важно, что только двое Мария Португальская и Жуан Мануэль достигли взрослого возраста, главное, что супружеские отношения имели место быть.

Екатерина была очень набожна и по примеру своей бабушки королевы Изабеллы Кастильской потребовала в 1536 году учредить в Португалии трибунал Святой Инквизиции. К удивлению, она довольно быстро стала настоящей «португалкой» и всячески противилась планам своего брата Карла по объединению Португалии и Испании в единый союз.

В 1552 году ее 15-летний сын Жуан Мануэль женился на своей кузине Хуане Австрийской, но через два года умер от туберкулеза, оставив Каталине на воспитание своего сына Себастьяна...

А вскоре умирает и супруг. Королева Екатерина вместе с младшим братом португальского правителя, кардиналом Доном Энрике становится регентшей при внуке Себастьяне. И хотя через несколько лет она добровольно отказалась от регентства и ушла в монастырь, все в стране знали — ни одного решения внук не принимал, не получив согласия бабушки.

Умерла Екатерина в Лиссабоне в возрасте 71 года, так и не узнав о смерти внука, отправившегося в поход против мавров. Кстати, это было единственное решение, которое король Себастьян I принял самостоятельно, чем вызвал сильное недовольство бабки.

Так что у нее, можно сказать с уверенностью, в отличии от безумной матери, королевы Хуаны жизнь более-менее удалась.

Коллекция королевы

Екатерина Австрийская обладала одной из самых ранних и лучших коллекций китайского фарфора. Она приобрела большое количество фарфора и экзотики из Азии, которые регулярно прибывали в Лиссабон для украшения королевского дворца. Все эти драгоценности служили символом монаршей власти самой Екатерины.[4]

Её коллекция стала первой кунсткамерой на Пиренейском полуострове.[5]

Королева Португалии следовала традиции, установленной ранее королём Мануэлем I, который приобретал фарфор для своей жены Марии Арагонской (тёти Екатерины). В его коллекции  было зарегистрировано 692 предмета фарфора и других заморских предметов. Зато она увеличила количество экспонатов в несколько раз.

В коллекцию заморских вещей Екатерины входили такие вещи как: окаменелые зубы акулы, голова змеи, заключенная в золото, камни из яшмы в форме сердца, коралловая ветвь, используемая в качестве защиты от злых духов, камни из безоара, рог единорога или нарвала, рубины, изумруды и бриллианты.

Словом, тяжелое детство было забыто и ей удалось адаптироваться к жизни, достойной монарха.