Сергеев-Ценский. Я с Россией до конца

Ирене Крекер
"Я знаю всю Россию, и Россия меня знает". Сергеев-Ценский               
               
 
Сергей Николаевич Сергеев-Ценский - поэт, прозаик, драматург, публицист, родился 18 сентября (30 по новому стилю) 1875 года в селе Бабино Тамбовской губернии (сейчас – Преображенское, Рассказовского района Тамбовской области) в семье учителя земской школы. В отличие от многих современных ему писателей, он не любил рассказывать о себе. Поэтому, к сожалению, мы мало знаем о его родословной. В одной из немногочисленных автобиографий он пишет: "…отец мой (Николай Сергеевич Сергеев), участник обороны Севастополя 1854–1855 гг., был учителем земской школы. Когда мне было пять лет, отец переехал в Тамбов, где ему дали должность в том же земстве". Николай Сергеевич держал своих сыновей в строгости, занимался их серьёзным воспитанием. Сергей рано научился читать. Воспитывался на произведениях Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, баснях Крылова. В семь лет написал первые стихи. О матери писателя, Наталье Ильиничне, известно лишь то, что она родом из терских казаков. В противоположность мужу обладала добрым нравом, окружала детей лаской и вниманием.
 
В 1890 году юноша закончил Тамбовское уездное училище. Характер его формировался в трудные годы лишений. В семье трагедии следовали одна за другой: сначала два брата ушли из жизни, в 1891-ом году умерла мать, через год после этой трагедии не стало и отца, который был первым критиком своего талантливого сына, отметил уже в детстве имеющиеся у него творческие способности.

С.Н. Сергеев-Ценский вспоминает, что прозу отважился писать в одиннадцать лет. "Показал отцу свою повесть. Отец, не дочитав ее до конца, бросил тетрадь в печь, объяснив потрясенному автору:
– Ты думал, должно быть, что писать прозой легче, чем стихами? Нет, труднее, в двадцать раз труднее!
– Почему? – прошелестел я.
– Потому, что так, как думал ты, думает всякий, и складно излагать свои копеечные мыслишки могут решительно все, кто учился… Значит, если писать прозой, то надо написать так, как всякий-то не напишет… Не дорос ты еще до прозы, может быть только через десять лет дойдешь.
– А стихи? – спросил я и ждал, затаив дыхание…
– Стихи пиши".

Будущero писателя влекло и к живописи. Он прекрасно рисовал, но сделал выбор в сторону литературы, объясняя это позже так: "Но поскольку меня стали печатать, то я и остался в литературе. Однако живопись научила меня не только смотреть, но и видеть». В 1892 году в "Тамбовских губернских ведомостях" был опубликован его первый литературный опыт – заметка "Кочетовская плотина" под псевдонимом Сергеев-Ценский (от названия реки Цны в Тамбове).
 
После смерти отца юноша уезжает в Черниговскую губернию. Покидая Тамбов пишет стихотворение "Бури". В шестнадцать лет он начинает самостоятельную жизнь. С 1892–1895 гг. обучается (за казенный счет) в Глуховском учительском институте. По окончании его по собственному желанию отбывает воинскую провинность в армии: рядовым, ефрейтором, унтер-офицером. В звании прапорщика уволен в запас.
 
С 1896-го работает преподавателем русского языка в Каменец-Подольском городском училище, учителем рисования в городе Глухове, преподаёт историю и географию в Купянске. Позже учительствует не только на Украине, но и в Прибалтике, и в России. Он не может сидеть на одном месте: побывал в Средней Азии, в Архангельске, в Сибири, на Кавказе. В поездках собирает материал для своих произведений, изучает различные слои населения, совершенствует творческий стиль и литературный язык. Его герои отличаются необычной образностью, своеобразным языком. Писатель любит атмосферу одиночества и тишины. Никого не впускает в свой творческий мир. Как вспоминают знавшие его, на квартирах и гостиничных номерах вывешивает табличку: "Меня никогда нет дома".

*   *   *

Чем дальше знакомишься с жизнью и творчеством классика русской литературы Сергеева-Ценского, тем больше поражаешься его удивительной стойкости духа, несгибаемой воле и трудолюбию, а главное – таланту художника слова. В пятнадцать лет оставшись один, пережив трагедии в семье, которые и родителям преодолеть не удалось, он выстоял в борьбе за жизнь. Рано осознав своё предназначение - художественным словом будить людские души, он идёт вперёд к достижению цели, которую определил для себя ещё в юности. Познание мира через наблюдение за процессами, происходящими в природе и судьбах, жизнеописание – так он определяет свою главную задачу и не сворачивает с пути её решения. Великий художник слова, он увидел, путешествуя по России, так много, что этого хватит на многие поколения читателей, критиков и литературоведов.
   
В 1901 году в Павлограде тиражом 300 экземпляров выходит его первая книга – поэтический сборник "Думы и грезы". С 1900 года он начинает писать рассказы, первые из которых ("Забыл" и "Тундра") были напечатаны в 1902-ом году в журнале "Русская мысль".  С этого момента начинается его литературная биография. «Человек оригинального дарования, он первыми своими рассказами возбудил недоумение читателей и критики», - скажет о нём Максим Горький, познакомившись с его произведениями.

В 1904 – 1905 году, во время русско-японской войны, уже будучи известным как автор, Сергеев-Ценский вновь призван в армию. Он – командир взвода  51-го Литовского полка, который дислоцировался в Таврическом военном округе, где революционное движение приняло наибольший размах. Это не могло не повлиять на его взгляды. В этот период он знакомится с деятельностью революционеров, но сам по-прежнему остаётся сторонним наблюдателем происходящих в России политических событий.

Участие в русско-японской войне и в первый год Первой мировой войны дало Сергееву-Ценскому бесценный материал для романа "Поручик Бабаев", повестей "Пристав Дерябин" и "Батенька", эпопей "Севастопольская страда" и "Преображение России".

В 1905 году, после увольнения из армии за неблагонадёжность, он переехал в Крым. В этом же году публикует повесть "Сад", которая отразила нарастание протеста против социальной несправедливости. За публикацию этого сочинения был закрыт журнал "Вопросы жизни". Этапной для развития его таланта стала повесть "Печаль полей" (1909), полная тревоги за судьбу русской деревни.

*   *   *

В 1906-ом году Сергеев-Ценский построил в трёх километрах от Алушты, на склоне Орлиной горы, пятикомнатный дом, который опоясывают три веранды. Вокруг дома разбил парк-сад.  Здесь и провёл 13 лет жизни, никого не впуская в своё душевное пространство и не посвящая в творческие планы. 

Войти в большую литературу ему помогла встреча с Александром Ивановичем Куприным. Она стала для писателя знаковой. После того, как он по приглашению Куприна приехал в Петербург, становится как автор знаком широкой литературной общественности. В печати появились статьи о нём. Всегда находились те, кто находил за что критиковать, при этом, не забывая отметить и слегка похвалить стиль, манеру выражения мыслей, художественную образность. В 1913 году он пишет В. С. Миролюбову: "Не везёт страшно. Вот я выпустил уже шесть томов, а ко мне всё ещё относятся с иронической улыбкой". Хотя, по его словам, он никогда не обращался к редакторам с просьбой опубликовать его произведения, те находили его сами и соглашались на его условия.

В 1914 году писатель вынужден снова одеть погоны прапорщика. Год службы в Севастополе дал ему богатейший материал для создания дальнейших военных романов и исторических повестей. В 1914 году, обращаясь к В.П. Кранихфельду с просьбой прислать оттиск его статьи "Поэт красочных пятен. С. Н. Сергеев-Ценский", Ценский пишет ему: "Ваша статья была и есть дорога мне <...> она первая статья обо мне, более-менее обстоятельная и сочувственная, и я Вам за неё вообще благодарен".

Гостями Сергеева-Ценского в его доме в Алуште были писатели А. Куприн, И. Шмелев, М. Горький, К. Чуковский, А. Новиков-Прибой, С. Маршак, К. Тренев, А. Первенцев и другие. А.М. Горький высоко ценил творчество Сергеева-Ценского. Он называл его «властелином словесных тайн, проницательным духовидцем и живописцем пейзажа, каких нет у нас. Пейзаж Ваш – великолепнейшая новость в русской литературе. Я могу сказать это, ибо места, Вами рисуемые, хорошо видел…» Этой оценкой Горького Сергеев-Ценский гордился и в беседах сам называл себя пейзажистом.

В Алуште он встретил и пережил Февральскую и Октябрьскую революции 1917 года. Встретил их без восторга. Он не принимал участия в происходящих в России событиях ни на чьей стороне, отвергал и многочисленные предложения – выехать в эмиграцию. В уединении, отшельником, жил он на своей горе близ Алушты и писал главную книгу жизни – эпопею "Преображение России".

Ему казалось, что отгородившись от мира, от его разрушительных войн и революционных событий, повседневных тревог и забот, он обрёл, наконец,  внутреннее равновесие, душевный рай, к которому всегда стремился. К тому же судьба постучалась к нему в дверь рукой красивой женщины, филолога и талантливой пианистки, Христины Михайловны Буниной, ставшей его женой в 1919-ом году. Ветер исторических событий и перемен ворвался вместе с ней на территорию дома писателя. У неё была дочка от первого брака, к которой писатель привязался душой. Но во время эпидемии холеры, девочка умерла, что глубоко потрясло Сергея Николаевича. Об этой трагедии он пишет в 1922 году в рассказе «На ветру», опубликованном впервые в журнале «Новый мир» в 1927 году.

В течение нескольких лет, последовавших за этим событием, он пишет мало, но не может не писать. Вновь выходят в свет его повести и рассказы, такие как "Счастливица", "Маяк в тумане", рассказы "Устный счет", "Воронята" и другие.

В 1937 — 1939 годах писатель работает над романом о Крымской войне 1853-56 годов “Севастопольская страда”. Это объемное художественное полотно, насчитывающее более 350 индивидуализированных действующих лиц и воссоздающее ход событий обороны Севастополя. За него автору присуждена в марте 1941 году Государственная премия СССР.
 
Перед самой оккупацией Крыма фашистскими войсками, в августе 1941 года, С.Н. Сергеев-Ценский с женой вынуждены эвакуироваться. Они проживают вначале в Москве, в Куйбышеве, Алма-Ате и других городах. В годы войны Сергеев-Ценский пишет статьи, рассказы о героях-современниках (сборник "Настоящие люди", 1943), романы "Брусиловский прорыв", "Пушки выдвигают" и "Пушки заговорили" (1944). В 1943 году писатель избран действительным членом Академии наук СССР. Он продолжает работу над своим главным произведением — многотомной  эпопеей "Преображение России", которой отдал 45 лет жизни c 1914 по 1958 годы. В неё вошли 12 романов, 3 повести и 2 этюда. Эпопея отразила жизнь дореволюционного русского общества, события первой мировой войны, февральской революции 1917 года, гражданской войны.
 
О процессе его труда рассказывает Маргарита Матюшина, редактор газеты "Тамбовская жизнь": "Писал Сергеев-Ценский быстро и сразу набело. На чистый лист бумаги или в толстую тетрадь ложились мелкие, аккуратные строчки без помарок и зачёркиваний. Сергей Николаевич не без основания гордился своей памятью и всегда любил повторять, что писатель без памяти – это не  писатель. Сам же он держал в голове не только всех своих героев, а их было около тысячи, но и все события, связанные с ними. Он досконально помнил каждое своё произведение, а ведь написал их не один десяток. Мог также детально восстановить в памяти каждую встречу, каждое событие, произошедшие в его жизни. Основной творческий процесс проходил в его голове. Записывался лишь окончательный результат".

Во время Великой Отечественной войны дом Сергея Николаевича был разрушен оккупантами. Позже восстановлен, но пропала значительная часть его архива, картины И. Репина, С. Колесникова, С. Семирадского, личная библиотека писателя, включающая более 10 тысяч книг.

До конца жизни Сергеев-Ценский оставался активно действующим писателем, соблюдал строгий распорядок. Рано поднимался, начинал день с зарядки и с обливания холодной водой, затем совершал небольшую прогулку и садился за письменный стол. В восемь часов завтракал, и снова за стол, за которым работал восемь-десять часов ежедневно. Лишь раз в неделю позволял себе отдых на природе - прогулки в горы или к морю. Умер он в возрасте 83 года 3 декабря 1958 в Алуште. После смерти писателя, в его доме был организован литературный дом-музей. В советское время сочинения Сергеева-Ценского издавались 180 раз тиражом свыше 10 миллионов экземпляров на 15 языках народов СССР.

Его именем названа одна из улиц областного центра. На берегу реки Цны в 1975 году воздвигнут памятник писателю, созданный скульпторами Т. Вельцен, С. Лебедевым и архитектором А. Куликовым. Это второй памятник Сергею Николаевичу, а первый, работы скульптора Н.В. Томского установлен в Алуште в 1966 году. В сентябре 1995 года в Тамбове прошла международная конференция "С.Н. Сергеев-Ценский и современность", посвящённая 120-летию со дня рождения писателя. По материалам конференции была издана коллективная монография "Я с Россией до конца... ". В том же году учреждена областная литературная премия имени Сергеева-Ценского.