Похмелье

Владимир Шумилов 2
     С той самой поры прошло не много, не мало, лет сорок. Было мне, лет семь. Как раз собирался по осени пойти в нашу деревенскую школу, когда и приключился этот случай. А почему всё припомнилось, так это тоже по случаю.
     Справлял свой юбилей, а тут тётушка моя и говорит, а вот ты помнишь, Федя, когда и  как впервые хмельного отведал? Взглянул я на неё и, мы оба рассмеялись. Вот ведь какое оно дело «хмельное». Столько лет утекло, а произошло будто вчера. Видно, и вправду необычное дело, тем более в те далёкие времена. Это не то, что происходит с малолетками сегодня.
     Наша семья уже с неделю ждала гостя из города Ленинск-Кузнецкого, брата по отцовской линии, ну а для меня, просто дядьку. Мать с отцом готовились. Не каждый день такое бывало, а тем более дядька не заезжал восемь лет, где-то мотался по свету, как выражались родители. Это позже я узнал, что отбывал он свой срок за дела картёжные.
       Встретили, как подобает. Недели за три до его появления даже медовуху мать занарядила, а когда та созрела, опустили её  с отцом в погреб, где было прохладней. Отмечали приезд два воскресных дня, а когда в понедельник отец и мать ушли на работу, всё и началось. Отоспавшись, дядька Витя стал собираться на прогулку. Тут-то и попался я ему на глаза.
-Племяш, айда сюда, дело есть.
     Ничего не подозревая, я ринулся к дядьке.
-Собирайся, покажешь мне свою деревню.
-Покажу. Час, рубаху переодену.
Мы шли по деревенской улице рядышком. Мне казалось, что вся деревня на нас смотрит. Заглянули в один, другой магазин. Дядька Витя всё что-то высматривал. Когда оказались напротив Чайной, даже лицом посветлел.
-Вот сюда нам и надо, Федька.
     Зашли, а он как будто здесь днями пропадал. Подходит к прилавку и продавцу:
-Добрый день, лапонька. Что у вас есть для нашей души?   
Тётка от такого обращения расцвела, словно майская роза.
-А вам что угодно? Агдам, портвейн, десертное - полусладкое.
-Нам что получше. Вот как раз, бутылочку вермута, пожалуй.
-Как скажете.
-Да, ещё пару пирожков, с повидлом.
     Сели за столик, а вокруг дядьки другие за своими столиками, вино пьют. Я пирожки съел, а дядька Витя тем временем половину бутылки оприходовал. И вдруг, наливает стакан вина и подвигает мне.
-Пей, Фёдор. Оно сладенькое. Чего в сухомятку пироги жевать.
-Не…ее, - я смутился и стал оглядываться по сторонам.
Все были заняты своим делом и не обращали на нас никакого внимания.
-Пей тебе говорю. В город хочешь? Иначе не возьму!
При слове «город» у меня загорелись глаза. Чего греха таить, за всю свою малолетнюю жизнь ни разу в город и не показывался, хотя из города в гости то тётка приедет, то дядька. А тут, такое дело. Пришлось подчиниться настойчивости дядьки Вити.
     Осторожно, словно горячий чай, отхлебнул вина. Содержимое оказалось горьковато-сладкого привкуса, чем-то напоминающее пережжёный сахар. Я потихоньку потянул содержимое стакана. Незаметно тот опустел.
     Дядька внимательно следил за моими действиями. Выпив, доел остатки пирожка. Прикупив дополнительный стаканчик, дядька Витя управился и с ним. В голове у меня слегка зашумело, словно в пустоте. Когда же встал из-за стола, показалось, что мои ноги не хотят идти. Я приложил усилия и меня тут же качнуло в сторону.
-Стоять, солдат, - пропел дядька и слегка придержал за руку.
     На улице встречные оглядывались на нас, о чем-то удивлённо переговариваясь. Покачиваясь из стороны в сторону, я приблизился к забору и, придерживаясь одной рукой стал продвигаться в направлении дома. Дядька шел сзади, ухмыляля и покрикивал:
- Не шатайся, в город не возьму, - шел позади…
     Сколько я пролежал на кровати, не припомню. Только когда открыл глазёнки, родители ещё были на работе. А тут снова появился дядька. Присел я на кровати, а меня повело в сторону. В голове закружилось, и как-то не по себе стало. Я весь изменился в лице. Дядька Витя, видя мои страдания, усмехнулся.
-Что, - говорит, - тяжко, племяшь? Сейчас мы твоё здоровье поправим, опохмелимся и всё пройдёт.
     Не долго думая, спустился в погреб, достал трёхлитровую банку.
-Давай Фёдор, кваску отведай, полегчает. Поверь, - и наливает мне стакан.
     А меня жажда мучит. Взял я этот стакан из его рук и тут же  осушил залпом. В желудке что-то зашкварчало, в голове зашумело. Как сидел на кровати, так и свалился заново на подушку. Спал до самого утра. Только утром узнал от родителей, что опохмелил меня дядька той самой медовухой, что ставили родители к его приезду.
     Одним словом, получили мы с дядькой от моих родителей каждый своё. Так, на всю жизнь и запомнил этот день.
С тех далёких пор, став взрослым брагу дома не ставлю, чтобы ни себе, ни детям жизнь не усугублять…