Старообрядческая церковь

Виктор Бутко
СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Издревле церковь – место поклонения, служения Богу. Также – своеобразное архитектурное сооружение, радующее глаз.
Невозможно обойти молчанием, не вспомнить о величественном старообрядческом храме в селе Красиловка.

Сооружён он в 1909 году на средства купца Даниила Олейникова по проекту архитектора Михаила Голубева.

Состоял храм из трёх куполов (средний – круглый), четырёх входов. Поразителен интерьер постройки. От позолоченных окладов икон святителей шло ослепительное сияние, всё окружающее тонуло в их немеркнущих лучах.

Огромное полотно Старшного суда, где служители сатаны заталкивали грешников в гиену огненную, в пылающий ад, приводило посетителя в дрожь, охватывало страхом. Из поколения в поколение совершались в этом святилище церковные таинства, обряды (крещения, венчания, отпевания), богослужения.

Даже в смутные времена революционного переворота семнадцатого всевышний уберёг святилище от поругания воинственно настроенной люмпен-голытьбы, одурманенной правительственным лозунгом «религия – опиум для народа».
В незабываемые годы Отечественной войны сорок первого Красиловская церковь
служила временным пристанищем нашим военнопленным, в дневное время находившихся под охраной на церковном дворе, угрюмо сникшие, ждавшие своей дальнейшей участи.
Сердобольные женщины подкармливали их хлебом, варёным картофелем.

Позже красноармейцев погнали немцы куда-то в сторону Чернобыля. Ноябрь сорок третьего принёс красиловцам долгожданное освобождение от оккупантов. Красная Армия наступала со стороны Новых Соколов. Вёлся артиллерийско-миномётный обстрел околиц Красиловки. Ориентиром служила высившаяся на пригорке церковь. Отмечались прямые попадания мин. Задняя стена храма была изрешечена многочисленными осколками мин.

В пятидесятые годы мы, мальчишки, устраивая игры на церковном дворе, с любопытством разглядывали эти рваные отверстия в стене. В послевоенный период церковное помещение использовалось в качестве зернохранилища. Помню, на стенах домов долго белели плакатные призывы: «Колхозники! Соберём без потерь урожай зерновых!», «Засыпим в закрома Родины сотни пудов хлеба!», «Да здравствует коммунистическая партия и её вождь Иосиф Виссарионович Сталин!»

Имя Сталина вызывает ассоциацию со словом репрессия. В Красиловке жертвой этой акции стал священник, отец Варфоломей, арестованный в 1953г во время богослужения. Но вот подошли памятные годы Хрущёвской оттепели, разоблачившие культ личности Сталина, вернувшие домой тысячи реабилитированных узников концлагерей, и вместе с тем поразивших жителей населённых пунктов указанием, исходивших от партийных идеологов о разрушении культовых сооружений.
Так, в безропотном молчании, негодуя, новосоколовцы наблюдали варварский разгром своей уютной ухоженной церковки.

Но не тут-то было в Красиловке! Сплочённые в единодушном порыве уберечь свой храм, красиловцы встали стеной на защиту его. Некоторые смельчаки буквально кидались под гусеницы трактора.

- Куды ты, анафемский безбожник, прёшь? – в исступлении кричали. Вот паразиты, что удумали, накось, выкуси! – совали сложенные кукиши.
Присутствовавшие здесь представители районного начальства, встретив небывалый отпор сельчан, убрались не солоно хлебавши.

Овеянная бурными ветрами катаклизмов, старообрядческая церковь была спасена.
Периодически производился ремонт церковного помещения. Обновлял купола красильщик Конон Линёв. За этим следил староста Иван Алексеевич Поляков.

 Ещё одно табу перетерпели красиловцы в начале шестидесятых: запрещалось почему-то звонить в колокол. Как?! Ведь без привычного щемящего колокольного звона и церковь – не церковь. Он радостно призывает верующих к службе, возвещает о приходе великих религиозных праздниках (Рождества Христового, Пасхи и др.) Даже в песне А. Морозова «Малиновый звон», исполняемой Николаем Гнатюком, звучит проникновенно – задушевный лиризм:

«Малиновый звон на заре
Скажи моей милой земле,
Что я в неё с детства влюблён,
Как в этот малиновый звон.»
Или вот в другой песне, полной элегии, грусти, раздумий:
«Вечерний звон, вечерний звон,
Как много дум наводит он…»

Невольно возникает ассоциация с поговоркой: «В церковь идут по звону, а в гости – по зову.»

Набатный звон колокола может быть и тревожным, призывным, оповещающим о какой-то беде, перемене, случае, например: о пожарах, случавшихся в летнее время довольно часто.

Как мне рассказывали старожилы красиловцы, отвести «заговорить» огонь могла только Мария Хомиха, как называли в селе мать Петра Фомича Жерносекова. Прослышав о пожаре, она с образом какой-то святой торопилась к бедственному месту. И, глядишь, Мария… вскоре укрощала огненную стихию.

Долгие годы величавый старообрядческий храм гостеприимно приглашал в своё духовное лоно молящихся, искренне верующих в спасителя Христа. Но однажды произошёл  непредвиденный случай: только отслужив молебен, женщины (среди них была Люба Воронкова, Настя Ковалёва и др.) направились к выходу, как вдруг на то место, где они отбивали поклоны, с ужасающим грохотом обрушился средний купол.
Лица женщин вмиг покрылись смертельной белизной. Задержись они хоть на несколько секунд и …

- Это Бог нас спас, - размашисто осеняя себя крестным знамением, - говорили они.
Быть бы и дальше, красоваться церкви, но, видно, подуставшая, утомившаяся от непрестанных невзгод она не устояла перед злыми силами: начисто сгорела в 1998 году…

После того пожарища верующие собираются на молебны в небольшой часовенке, немой свидетельницы тех событий.