Легендарные киевские князья Аскольд и Дир

Анатолий Бирюковъ
В июне 2013 года раскольнической «украинской православной церковью киевского патриархата» по случаю 1025-летия Крещения Киевской Руси, был причислен к лику святых с именем «Николай Киевич», легендарный киевский князь Аскольд.

Было составлено «Житие святого киевского князя», из которого следует, что в 860-х годах два дружинника «первого русского князя Рюрика», Аскольд и Дир, не получившие в управление крепостей, отпросились у него идти в Константинополь искать счастья. И дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, на крутом берегу Днепра. Узнали они, что город этот называется Киевом, по имени основателя Кия. Князья помогли киевлянам освободиться от власти хазар и сами стали властвовать здесь, набрав себе сильную дружину. Так появилось новое Русское государство на среднем течении Днепра. Пойдя в поход на Царьград в 866 году, киевские князья (некоторые «историки» называют их братьями, потомками легендарного Кия) приняли христианство «с болярами и множеством народа» и стали первыми православными среди славян. Князь Олег, приемник Рюрика, привел в 882 году свою дружину в Киев, обманом выманил из города Аскольда и Дира и, убив их, захватив киевский престол. А легендарных братьев похоронили с почестью: «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и погребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь святого Николы; а Дирова могила — за церковью святой Ирины».

Сразу же возникают несколько вопросов. Если братья (князья) приняли христианство по Византийскому канону, то почему Аскольда похоронили по языческому обряду на кургане (на горе)? И почему убитого с ним в один день брата (единоверца, соправителя) Дира похоронили в трех километрах от него? И почему князь канонизирован с именем «Аскольд», хотя «украинские историки» считают, что князь был крещен с именем Николай? И откуда взялось само имя Николай, если не одна летопись вообще не называет предводителей войска «русов» по христианскому имени? Только потому, что на его «могиле» поставили церковь святого Николая? Тогда выходит, что Дир крещен с именем Ирина, раз погребен у церкви ее имени? И почему канонизирован только Аскольд? Чем «житие» Дира хуже, если оба князя жили, крестились и умерли в одно время и в одном месте?

Очередная нелепость «незалежных» раскольников заставляет пристально изучить биографии «первых киевских правителей», о деяниях которых мы знаем только из текста «Повести временных лет», а также из написанных на ее основе Никоновской и Иоакимовской летописей и Устюжского свода. И сразу задаемся вопросом: как можно было управлять вдвоем сильной военной крепостью и огромным войском на поле боя, имея одинаковое право принимать единоличное решение? Нет ни единого упоминания, что правили «братья» по очереди, по-старшинству, или секторально. Все решения они принимали как сиамские близнецы: едино, но не слиянно. Чей приказ слушали киевляне или воины на поле сражения в первую очередь? А если распоряжения братьев противоречили решениям друг друга?

И тут возникает самый главный вопрос: «а был ли мальчик»? Разобраться в исторической проблеме можно изучив историю происхождения имен киевских правителей, в том числе при помощи славянской словообразующей слоговицы.

 Слово ОСКОЛЬД (АСКОЛЬД), или как вариант АСКОЛД или СКОЛЬД можно прочитать при помощи «рун Мары» как ОС(АС)/КО/ЛЬ/ДЪ – «высокий» или при помощи «рун Рода» А/СК/ОЛ/ДЪ – «крепкий». По мнению некоторых исследователей, имя Аскольд происходит от древнеисландского имени Haskuldr или Hoskuldr. По другой версии — слово имеет местные, славянские корни. По мнению Б. А. Рыбакова, имя Осколд может происходить от древнего самоназвания скифов — сколоты.

Имя ДИР  – при помощи слоговицы читается как «быстрый» от сочетания слога ДИ - «покидать» и слога РЕ - «быстро». Если же применить при прочтении известный в русской транскрипции слог РЪ – «собираться», то суть слогообразования существенно не поменяется. По иной версии «Дир» — это титул или прозвище князя Аскольда, существование которого у историков не вызывает сомнений. Б. А. Рыбаков писал: «Личность князя Дира нам не понятна. Чувствуется, что его имя искусственно присоединено к Оскольду, потому что при описании их совместных действий, грамматическая форма дает нам одиночное, а не двойное число».

Как мы видим, вариантов прочтения и объяснения имен легендарных русских (киевских) князей достаточно много. Но, ни разу не была высказана мысль, что имена правителей надо трактовать с учетом их иностранного происхождения. На что указывают слова самой древнерусской летописи: «И бяста у него [Рюрика] два мужа, не племени его, но боярина». А вот в Устюжском летописном своде говорится, что Аскольд и Дир были «ни племени княжа, ни боярска, и не даст им Рюрик ни града, ни села». Итак, если верить словам летописцев, только на основании которых князь Аскольд был причислен к лику святых, оба правителя были иностранцами («не племени его»), и, возможно, лицами низшего социального происхождения («ни княжа, ни боярска»). Иными словами не скандинавы и не русы. А кто? То, что это были люди, пришедшие из очень дальних мест, свидетельствуют слова той же летописи: «поплыли по Днепру мимо Смоленска, города кривичей, мимо Любеча, города северян, и дошли до неведомого им городка в очень красивой местности, Сильно полюбилось Аскольду и Диру это место». Аскольд и Дир никогда не видели и даже не слышали ни о Смоленске, ни о Любиче, в первый раз увидели они «неведомые» Днепр и Киев. Хороши потомки основателя Киева. Да и воевать они не умели, в отличие от скандинавов. Ни сами за себя не смогли постоять, ни дружина Киева не поддержала своих «военачальников» в противостоянии с Олегом.

Где же искать место рождения Аскольда и Дира? В современном итальянском языке, сохранившем огромное количество однокоренных слов с общим праязыком славян, имеются два глагола: «Ascoltare» - «слушать» и «Dire» - «сказать». Так вот в чем суть всей проблемы с двойным правлением непонятного дуумвирата. Два «романских» «сити-менеджера», посланные Рюриком, коллегиально правили исходя из договоренности: один выслушивал просьбы горожан и дружинников, а другой оглашал решения.  Причины парного правления могли быть разными: косноязычие одного из латинян, плохое знание языка (сильный акцент), соглашение между правителями принимать совместные решения. Подобный тандем описан в Святой Библии в книге Бытия. Когда Моисей выслушивал людей, а его брат Аарон объявлял людям его волю.
И не надо выдумывать никаких потомков Кия или завоевателей-скандинавов. Два обычных иностранца с Апеннинского полуострова, посланных новгородским правителем (или пришедших самовольно) решать киевские проблемы, с непонятно звучащим для русского слуха языком, запомнились по их ежедневному служению: АСКОЛЬТО – «слушаю» и ДИРЕ – «хочу сказать, говорю». Причем итальянское Dire (ДИР) является сугубо русским словом, происходящим от  глагола «драть [горло]». Отсюда же и слово «команДИР» - кричащий команду. А также «задира», «раздираться», «удирать» - и другие слова производные от глагола "драть".

В православной традиции принято чаще молчать. «Молчание – тайна будущего века» - говорили святые подвижники. Видно так не думают  раскольники «киевского патриархата», канонизировав несуществующего «говоруна»-Аскольда.