Ночной переполох в музее

Леонид Синицкий
 
   Ранним  осенним  утром, Михаил Петрович,   сотрудник   службы  безопасности музея, очнулся  от неглубокого сна.  Сон  на дежурстве   был, конечно, нарушением должностных обязанностей, тем более, что он был старшим  по смене, служил   в музее    девять лет.  Уйдя на пенсию в  чине подполковника, он вспомнил  свои  юношеские  увлечения  рисованием и устроился  в службу  безопасности,  отказавшись от более выгодных предложений.

  Здесь он не только  выполнял свои должностные обязанности,  здесь у него была другая жизнь, более интересная, наполненная новыми  знаниями и  ощущениями.  Особенно  он любил ночные  смены.   Часто  эти дежурства становились  лучшими   моментами  его жизни.  Обходя    в полумраке и тишине залы,   Михаил Петрович  мог  наедине   общаться  с любимыми картинами.  Несмотря на   века,  мог  поговорить  со «Старушкой»   Рембранта, покориться  чарам  Эсфири.

  Смена  началась, как обычно,   ещё дневная  смена обнаружила несколько   забытых фотоаппаратов  и сумок, все  двери  были закрыты  и опломбированы, дежурный  электрик и сантехник были на  смене.  У него давно была отработана система обходов и осмотров,   проведя   ритуальный   инструктаж  дежурных,  он вернулся   в  свой  кабинет.

  Всё началось  в  двенадцать часов. Из  залов  доносился   слабый  шум,  при обходе залов была обнаружена  опрокинутая   стойка  ограждений. Просмотр записей  с камер видеонаблюдения  ничего не дал.  И раньше по ночам в залах музей   изредка  слышались какие-то  звуки.   Были проведены   исследования,  и    комиссия, состоявшая   из  специалистов  по  акустике, физиков, проектировщиков    пришла  к заключению,  что причиной  звуков  могут быть явления  резонанса, вызванные   проведением  поблизости подземных работ или  каких-либо  тектонических    явлений.

 
   Вернувшись  в свой  кабинет, Михаил Петрович  открыл    дневник, который  вел уже несколько лет.  Здесь он записывал  свои наблюдения, впечатления, мысли, делал выписки  из книг по искусству, взятых    в библиотеке  музея.  Пытался  понять  непонятное ему явление: почему   копии  картин, даже  самые  лучшие, выполненные  хорошими художниками не оказывают  того эмоционального воздействия, которое  оказывает оригинал.  Ответ искал в книгах.  Друзья  художники ( он до военного училища   два  года учился в  художественном)  тоже  не знали ответа  на этот вопрос.


    Однажды он прочитал в одном   популярном, но  авторитетном и  в научных кругах журнале, статью, тогда она ему показалась  фантастической. Авторы статьи утверждали,  что  Энергия, затраченная  Мастером  на создание  Шедевра, как бы консервируется  в его Творении и  вызывает  у благодарного зрителя  ответную реакцию.  Подобное  чувство испытывает   человек,    слушая   выдающееся музыкальное  произведение  в исполнение Мастера.


     От размышлений  его  отвлек новый  шум, это был  уже не тот легкий монотонный  или прерывистый  шум, источник которого  они  искали ранее, теперь слышался   как бы скрежет металла о металл.     Он снова обошел все залы, но ничего подозрительного не обнаружил. Вернувшись в  кабинет,  снова  взялся просматривать свой  журнал и  вспомнил, что все эти ночные  шумы стали появляться  через  год  после смены  руководства  музея.   Два  года назад, прежний  директор, проработавший  всю свою жизнь в музее, досконально  знающий  музейное дело, ушел на пенсию.   У него не складывались отношения с министерством культуры, требовавшего   улучшения  финансовых показателей деятельности музея.  За короткий  срок  новое руководство  значительно увеличило финансовое  состояние музея,  проведя несколько эпатажных   выставок «нового искусства».  В эти дни  проходила  выставка знаменитого архитектора из  восточной  страны и залы  музея  «украшали» некоторое подобие  «вороньих гнезд»  разного размера, собранных из старых половых досок и паркета.


    Беспокойная ночь давала о себе  знать,  Михаил Петрович  почувствовал,  если сейчас  останется  в кресле,  заснет, чего ни разу  не случалось, ни за время  армейской службы, ни за  время  работы в музее. Он наспех выпил  чашку  кофе  и бодрым  шагом  вышел из кабинета.  С особой  тщательностью  Михаил Петрович обходил залы, в окна  уже пробивался  серый рассвет, тишина.    Его всегда  привлекало это  время,  но сегодня он  ощущал  состояние   тревоги и  ускорил шаг. 


    А в это   время  шпоры железного  рыцаря тронули   железные  бока своего  коня. Верный конь оторвал от постамента железные  копыта,  в   его  железной  голове поднялись   воспоминания о далеких  походах, жестоких битвах.    Необъяснимая энергия  оживила и  «железного рыцаря», дон Калеони поднял свой меч и обрушил его  на «Большое гнездо». Одного удара было достаточно, чтобы от  «Большого   гнезда» осталась только куча мусора, потом он сбросил со стены  «малые гнезда»  и  вернулся на  свое  место.   Михаилу Петровичу повезло, все  могло кончиться  очень печально  окажись  он рядом с  рыцарем.       Что было в  железной голове    рыцаря, пролившего  немало крови, подвернись ему  под  руку  отставной  подполковник…

   Придя в себя,  Михаил Петрович вспомнил, что завтра понедельник  и  музей  будет  закрыт для посещения.  Реставраторы  с помощью столяров  быстро   восстановят  порушенные  шедевры.   Чрезвычайное  происшествие не выйдет из стен  музея, не станет  подарком для досужих журналистов, работой следственных органов, страховых компаний.

     Так оно и получилось.