Воспоминания...

Дина Иванова 2
Эссе.

«Для того чтобы жить, человеку нужны воспоминания, как топливо…». - Харуки Мураками.

Ёмкость этой мысли днями подтвердила сама жизнь.

Как-то спонтанно зашёл разговор с приятельницей после приятного посещения спортивно-восстановительного центра, проще - после баньки-бассейна, о судьбах тех, кого называют - «дети войны».
Моя Героиня, так и буду её именовать, именно из них…
Она только что вернулась после посещения родных в Калининграде.
Несмотря на свой почтенный возраст, к тому же с накопленным годами букетом разных болезней, она, после этой поездки, излучала энергию, прошу прощения за пафос, торжества жизни.
Вот уж точно: «возраст – вопрос не лет, а ощущений».

Сохраняя воспоминания о близких, о радостных и трагических страницах жизни, человек погружается в запасники своей души, как бы реанимирует чувства той поры, ибо наше прошлое – это родина всех наших ощущений.

Приятельница ехала в своё счастливое прошлое и вернулась одухотворённая просьбой родных написать об этом прошлом.

Размах замысла ограничила, на первых порах, младшая родственница, попросив рассказать свои воспоминания о войне.
Ей предстояло написать на эту тему сочинение.
Забегу чуточку вперёд – её сочинение получило высокую оценку и путёвку на областной конкурс работ, посвящённый Великой Отечественной войне.

С гордостью собеседница рассказывала о том, с каким интересом молодые люди слушали её рассказ.
Старшим она пообещала написать полные воспоминания о родных и о войне.

- Вы написали? - Не выдержав, перебила я её, - это ведь так интересно.
- Да, написала и продолжаю писать, - спокойно отозвалась моя визави.
- Как бы я хотела почитать ваши записи.
- Хорошо, я вам их покажу.

И вот днями мы встретились у меня дома.
Моя Героиня достала из папки 17 страниц убористого текста,
написанного красивым каллиграфическим почерком.

Это было моё первое удивление…
Я лично писать ручкой просто разучилась.

Заметив моё удивление, гостья прокомментировала:
- У меня есть и планшет, и смартфон, но доверяюсь я только бумаге и ручке. - Это мои воспоминания. Не из книг, а из сохранившихся в памяти событий и чувств. Доверить их клавиатуре не могу. - Боюсь потерять само напряжение воспоминаний.

Она улыбнулась и добавила.
- Когда я пошла в школу в нашей деревне туго было с ручками. Кому они не доставались, мы брали твёрдый прутик, делали расщелину и, вставляли перо, туго его приматывали ниткой и писали.
Так что ручка, моя помощница по жизни.
Добавлю от себя - по жизни учителя математики…

Полистав записи, прежде всего, заметила размытые слова.
Вновь удивлённый взгляд на собеседницу.

- Это у внучки капали слёзы, когда она читала,

Попросила гостью почитать мне свои записи вслух.
Какая удивительная штука процесс восприятия такого текста на слух. Сюжетные линии одновременно дарят тепло и тревогу рассказчика, проникаешься её волнениями за судьбу родных, односельчан, выстраиваешь свой ассоциативный ряд….

В наши дни, когда так много тех, кто, как бы мстя миру за свою несостоятельность, вытравливают память о победителях, о тех, кто стойко сохранил своё достоинство в суровое лихолетье, каждая страничка памяти приобретает особую ценность.

«Когда началась война, мне было почти 7. Меня готовили к школе.
Брат и сестра, круглые отличники, научили меня писать и читать. Так хотелось скорее стать ученицей.
 22 июня был солнечный воскресный день.
Обычно в такие дни деревня наполнялась смехом, шутками соседей и молодёжи.
В это утро лица людей были суровыми. Повсюду звучало страшное слово – ВОЙНА.
Потом вспоминаю крики и плач женщин, чьих мужей и взрослых сыновей вызывали для отправки на фронт.
Отцу было 44 года, через пару дней и он был призван.
К пункту сбора шли всей семьёй – мама, брат и сестры. Меня папа нёс на руках…».

Здесь моя рассказчица смахнула слезу.
Снова сделали паузу.
И последовал рассказ обо всех мытарствах сельчан с приходом в деревню фашистов.

«Немцы заняли лучшие дома, распустили колхоз, выбрали старост и всюду наводили свой порядок, заставляя всех строго подчиняться.
Многих жителей просто выгоняли из своих домов. Они ютились у соседей.
В нашем доме поместили солдат, они спасли прямо на полу.
Нас девочек мама прятала на печке, а брат ушел на сеновал.
Во дворе немцы поставили полевую кухню, ловили наших кур и бросали их в кипяток, а потом чистили.
Всегда громко разговаривали и смеялись
Запомнилась, как они кричали ещё из грузовиков: - .«Матка не переживай, мы скоро ужинать будем в Москве»,
Любили подразнить и нас детей, угощая чем-нибудь сладким.
Но они очень злились, если кто-то оказывался
Мы, дети, их очень боялись».

И хотя в записках иногда встречаются спокойные нотки об отношении к детям рядовых солдат в начале оккупации, страх ребёнка  периодически приводил к заиканию, а то и к потере голоса.
.
Самое страшное началось, когда молодёжь стали отправлять в Германию. Был отправлен и брат приятельницы.
Её мама осталась одна с тремя девочками.
Беды наваливались на семью лавинами.
В плен попал отец. Весть об этом получили они от одного местного, которому удалось оказаться на свободе.
Сам по себе факт его освобождения очень интересный эпизод.

Деревенские, живущие невдалеке от проволочных ограждений лагеря, где держали пленных, научились подкупать охрану.
Приносили им сало, молоко, картошку. Фашисты охотно шли на сговор и позволяли выбрать кого-нибудь из пленных.
Отец Моей Героини однажды подтолкнул к выходу молодого парня-земляка, который и принёс им весточку о нём, рассказал, как они попали в плен.
Долгое время семья ничего о своём кормильце не знала.
Позже, в ответ на запрос о его судьбе, они получили официальное уведомление - «Пропал без вести».

Опять делаем паузу.
Рассказ наполняется трагическими событиями.
Место проживания Моей Героини - район вблизи Орши.
Именно там был создан легендарный отряд Константина Заслонова.
Позже партизанские отряды создавались повсеместно.
Они наносили немецким войскам значительный урон в живой силе и технике.

Оккупанты, не сумев дать партизанам отпор, осознавая какие огромные потери несут их войска, усиливали контроль над местными жителями и на них срывали всю свою злость.
Через предателей, своих полицаев выискивали тех, кого уличали в связях с партизанами, и на глазах детей и женщин сурово расправлялись с ними.
Наступало время жестких карательных действий.
Сжигали дома, целые деревни с людьми.
Пламя пожаров добралось и до деревни Моей Героини.

«… всех жителей нашей деревни собрали у бывшего панского дома…
Если узнавали от осведомителях о тех, кто имел связь с партизанами на наших глазах их расстреливали.
Чуть спустя, от немцев поступил приказ всем собрать вещи, погрузить на телеги и покинуть деревню.
У нас тогда уже не было лошади. Мама собрала кое-что из вещей, мешок с накопленными сухарями, и мы поплелись за всеми, таща за собой санки…»

Тут уже и я не могла без слёз слушать о поджоге деревни, трудностях ухода из неё, и драматических скитаний семьи.

Хотелось поклониться матери Моей Героине.
Преодолевая всё, она выполняла наказ мужа – «Береги детей!».

Только прочувствованное и пережитое никогда не забывается и так взволновано ложится на бумагу.
Это главная составляющая заметок Моей Героини.

В эссе приведено лишь несколько фрагментов этих трогательных записей, они ещё будут дополняться.
Возможно, в итоге получится книга…

У многих детей войны сохранились свои воспоминания.
В них судьбы и дыхание жизни целого поколения, ..
Дыхание…, как музыка жизни, наполненная тревожными и гордыми нотами,..
Пока она звучит, ничто не умирает навсегда…
Так важно без спешки вслушаться в эти звуки.
Всем.
Особенно тем, кто живёт сейчас в другое, мирное время.
Война – это боль, это кровь, это горе…

Чем глубже люди вспоминают о прошлом, особенно о таких драматических его страницах, тем с большой благодарностью принимают настоящее, с надеждой, что ничто и никто не будет забыт.
Как написала Лариса Рубальская:
Снова в окнах качается
Вечер прозрачный….
Он спасёт от отчаянья,
Сердце вылечит.
Закружит тень по комнате,
О тебе вновь напомнит мне,
Звук шагов, нотки голоса
Снова вспомню всё…..

Память о мужестве и стойкости целого поколения даёт, должна давать свои молодые побеги.
Без этого нет будущего…
-------