Много в степи дорог. Часть первая

Алла Халиловна
                МНОГО В СТЕПИ ДОРОГ…
Часть первая.

       - Хамракул, куда едешь? Что это у тебя в тюках, да в ящиках лежит, а? Неужели, переезжаешь? И далеко ли, лыжи ты навострил, а? – Забросал вопросами сосед Хамракула, бегает вокруг арбы, трогает руками баулы, да свёртки. – Немного нажил, но, ничего, руки, ноги есть, там и своё место отыщешь. Может быть, и дом поставишь, как ты хотел.
       А Айгуль, тоже с тобою уезжает или ты её со свекровью оставишь?
Всё-таки девочка, ей же ещё, и десяти лет нету, и как она будет с тобою на новом месте, а? Что ты за чурбан, спрашиваю его, а он, всё молчком? – Заглядывает Азизбек Хамракулу в лицо, высматривает ответы на свои вопросы. – Молчишь. Лошадь-то накормил, а? Дорога-то, длинная будет. Погоди, я сейчас.
    
       Азизбек убегает в дом напротив, минут через пятнадцать, возвращается со свёртком в одной руке и с матерчатой сумкой в другой.
     - На, от нашей семьи. Это – кумган, будешь в него воды наливать, о моей болтовне вспомнишь, будешь умываться – моё лицо вспомнишь. А это, на дорогу еда, там лепёшки, самса с тыквой, курт, мешочек с солью, редька. Ну, что смогли, не обессудь. – Ставит свои подношения Азизбек рядом с ящиком в арбу, вздыхает. Подошёл к другу, погладил его по плечу, по спине.
      - Хорошо было нам, я со своей болтовнёй не надоедал тебе, развлекал, такой у меня характер. Ты, только, слушал, да, порою, меткие замечания вставлял. Слова твои, как кремень – твёрдые, но, с искрой пролетали над моим ухом. Долго буду помнить твой голос, да. – Опустил голову Азизбек, вздыхая.

      Набежала слеза, нечаянно скользнула, сбежала с ресниц и проложила дорожку по его щеке… Одна капля падала за другой… Впитывал песок эти драгоценные слёзы, подхватывал ветерок те песчинки и уносил вдаль.
      Легли те слёзы на дороге, и родилась прощальная песня, переминалась лошадь с ноги на ногу, отбивала ритм… Степь подхватила ритм, родила мелодию… И понеслись слова песни по просторам, легли на травы, тронули головки красных маков… Лепестки затрепетали…
      «Куда, куда? Зачем, зачем?» Дорога стелется, вьётся среди курганов, цепляются за саксаул слова… «Куда, куда? Зачем, зачем?»

     - Хош, друг, так вот и выходит. Все дороги Вечности предопределены, жизни наши отданы Времени. А Время, как река – уводит нас за поворот, там - новый день, там - новый путь. Может быть, и встретимся когда? – Тихо, шёпотом выдавил из себя Хамракул. Обнял Азизбека, припал к его плечу. – Ну, всё, друг, мы поехали.
      Из дома вышла мать его покойной жены, старая Айше, ведёт за руку девочку десяти лет.
    - Может быть, всё-таки останешься? – Спрашивает она зятя, прикрывая глаза руками. – Знаешь, тяжело будет на новом месте, да, и дорога через степь нелегка.
    - Нет, было мне видение. Да, и сон подтвердил, что надо уезжать, душа скребётся в калитку, открой, говорит её. Мы поедем, не плачьте. Будет оказия, сообщим о себе. – Говорит он тёще. – Доченька, давай-ка, подсажу тебя, устраивайся удобней. Так вот, подушку под спинку подоткни. Так, хорошо тебе? – Хлопочет он вокруг дочери, устраивая её.

     Заголосила старая Айше, цепляется за арбу.
     - Прошу тебя, оставь мне внучку! Уезжай один.
     - Зачем вы так? Как у вас язык-то повернулся, такое сказать?
     - Оставь мне внучку, ищи своё счастье! Я не задерживаю тебя, решил ты ехать, уезжай. Но, единственную внучку оставь со мною, прошу тебя. – Плачет Айше, утирает концами платка слёзы со щёк, горько плачет.
    
     - Мама, не могу я один идти, мне Гульбахор во сне сказала, чтобы дочку от себя не отпускал. Её счастье, это и моё счастье. У нас с ней одна дорога. У вас много внучат, многие в поле работают и по дому.
      А у меня она, одна! Так и Гульбахор мне наказала, чтобы наша связь с дочерью не порвалась, смотрел я за нею. Вот так мы вместе, друг дружку, в дороге будем поддерживать, сердцами перекликаться, совьём гнездо, Айгулю, в школу определю, а там, как поведётся, потихоньку всё и наладится.
      Прощайте, матушка, не обижайтесь на меня, лучше помолитесь, чтобы луна, нам путь освещала, да солнце, не очень-то допекало. Ещё и вас в гости позовём. Привезёте нам свои лепёшки испечённые с луком, да, курт, чаёвничать будем. Поехали мы, а то, задержались. – Смотрит на Айше Хамракул, и видит она в его глазах печаль и свет дороги.
========================================================
13.18.март 2020 год
Кумган - кувшин для воды
самса - пирожки с начинкой
арба  - телега, запряжённая лошадью
курт  - шарики из кислого молока и муки