Эволюция власти

Александр Воин
Эволюция власти

А. Воин
               
   Когда-то (да и сегодня в отсталых обществах) единственным методом борьбы с противниками власти действительными и мнимыми, был физический: устранение, наказание для устрашения и т.д. Причем всех, кто полагался противником, еще и потенциально возможных и просто подвернувшихся под руку, для острастки. Грубо, не слишком эффективно и не безболезненно для самой власти. Накапливался протестный потенциал и усмирять нужно было вновь и вновь. Падал экономический потенциал - не было энтузиазма.
    Тогда заметили, что во всяком брожении есть зачинщики, всякие там умные и буйные. Не обязательно, чтобы эти умники призывали к свержению власти. Достаточно чтоб они утверждали что-то противное тому, что утверждает власть. Ну, скажем, заявил Галилей, что Земля крутится, а власть в то время молчаливо санкционировала вовсе не ею придуманное мнение, что Земля неподвижна, а Солнце крутится вокруг нее. Вообще-то, если хорошо подумать, то тогдашней власти можно было бы глубоко плевать на то, крутится ли Земля или нет и в какую сторону. (Ну, за исключением идеологов, выстроивших свою карьеру на утверждении неподвижности Земли). Но это если хорошо подумать. Проще же было посадить на всякий случай умника Галилея. В общем, поняли, что если рубить головы таким умникам своевременно, то будет значительно спокойней в ближайшей перспективе, а далеко заглядывать не стали.
   Однако время шло, далекое стало близким и выяснилось, что хоть это и лучше чем дремать, пока не поднимется восстание, а потом рубить головы направо и налево, но тоже не самый тыц. Головы у умников отлетали, но порожденные ими идеи продолжали жить.
   Тогда был сделан следующий эволюционный шаг. Придумали голову умникам не рубить и в тюрьму их за идеи не сажать (это только привлекает внимание к этим идеям), но осложнять им жизнь так, чтоб не осталось ни сил, ни времени двигать свои идеи. А для того, чтобы уже спродуцированные идеи сами не распространялись, спора с ними не вести, а вместо этого всячески дискредитировать авторов. Представлять их такими дефективными, что от них нелепо было бы и ожидать чего-нибудь заслуживающего внимания. Того же Галилея сегодня если бы и посадили, то не с требованием отказаться от вращения Земли, а за воровство, изнасилование или еще чего-нибудь погнусней и попротивней.
   Но не обязательно и в тюрьму человека сажать. Современные психологии наработали тьму приемов шельмования. Если любящий свою маму - наш человек, он - примерный сын, а если - не наш, то у него эдипов комплекс. Древним тиранам, у которых на службе не было психологов, до такого было не додуматься. Если человек успел обзавестись какими-то степенями, есть тьма приемов для понижения его авторитета. Если ты получил степень доктора на Западе (РhD) и являешься академиком международной академии и ты наш человек, то все это будут пристегивать к твоей фамилии и всячески раздувать, а если - не наш, то даже если ты попытаешься подписаться таким образом под статьей, которую упрямый руководитель отдела газеты или зам редактора протолкнет несмотря на давлении на него, то статья выйдет и вообще порезанная и PhD и академика отрежут, а тебе объяснят, что "у нас эти степени не считаются и для нас ты только к. ф. м. н., которого ты получил здесь". Другой прием на понижение это опубликовать твою статью (если ее не вышло вообще завернуть) как письмо в редакцию по соседству с письмами пионера Васи и пенсионера Коли.
     Тут следует уточнить, что я имею в виду под властью (ибо возникает вопрос про демократию, независимость прессы и т. д.) Власть эволюционировала, конечно, не только по линии методов подавления. Произошло ее разделение на ветви, есть партии и есть определенная борьба между ними. Но, несмотря на борьбу внутри нее, власть остается, тем не менее, единым организмом, защищающим себя от пришельцев извне, не из ее среды. С другой стороны эта усложненность власти приводит к тому, что не все ее части принимают равное участие в конкретном подавлении строптивца. Что касается идей, то с древнейших времен при центральной власти существовали жрецы (ныне академики) за них отвечающие. Они определяют, какие идеи давить и не пущать, центральная же власть лишь санкционирует это. А зачастую могут давить и без ее ведома (хоть и от ее имени). Причем давят идеи не только  полезные для общества, но даже полезные для самой власти в целом и вредные, опасные только для жреческой касты, ибо не от нее исходят и, следовательно, дурь ее и проф. непригодность высвечивают.
   Но вернемся к методам подавления. Для того , чтоб у человека не осталось сил на продвижение идеи, очень полезно отнять у него здоровье. Яды с древнейших времен применялись не только для мгновенного истребления, но и для медленного изведения. Несомненно, эта техника усовершенствовалась. Ну а сколько новых средств для этого предоставила наша славная наука, это даже трудно вообразить: радиация, магнитные поля, ультразвук и ... не буду утомлять читателя перечислением. Вот только один возможный пример (о достоверности тут не приходится говорить, никто такие вещи достоверными не делает). В Киеве, на улице Владимирской есть институт какой-то физики, руководимый проф. Ситько. Там разработаны методы и приборы воздействия электромагнитными полями на пресловутые меридианы человека, на которые китайцы воздействуют иглами (акупунктура). Естественно, разработаны с целью лечения. Но все зависит от дозы. При другой дозировке результат будет противоположный. Главное же, что у каждого человека - индивидуальная частота приема на меридианы, а волны, как известно, передаются на большие расстояния и проникают сквозь стены. Представляете, какое эффективное средство воздействия выборочно, тайно и на расстоянии. Конечно, об этом эффекте (в отличии от лечебного) никто не докладывал и я тоже говорю о нем , лишь как о потенциально возможном. При ближайшем рассмотрении тут может быть не все так, как это кажется с того расстояния, на которое я удален от предмета. Однако, более чем вероятно, что если не в этом варианте, то в другом, методы дистанционного воздействия на индивидуума сегодня существуют.
   Теперь зададимся вопросом, куда ведет нас такая эволюция. (Ведь эволюция это - не только усовершенствование видов, но и тупиковое развитие и уничтожение некоторых из них). С одной стороны приятней как то, что теперь не рубят головы направо и налево. С другой - возможность появления и пробивания важных идей стала еще проблематичнее. А с третьей, как я уже писал, положительная эволюция человеческого общества (в отличии от животного вида) определяется именно такими идеями и в сегодняшней ситуации мы нуждаемся в них для выживания как никогда.