Авианосец

Анатолий Чарушин
      В 50-е годы регулярно бывал на воздушных парадах в  Тушино. Особенно запомнился мне прототип самолета с вертикальным взлетом и посадкой, который напоминал собой  многоножку, с широко расставленными лапами  с двигателем и местом пилота посередине. Вся эта конструкция поднималась над землей на несколько метров.
        В конце 70-х годов  осенью в конце отпуска из Сухуми прилетел в Симферополь и оттуда перебрался в Севастополь.

       Крым для меня, как и для многих выпускников Геологического факультета МГУ, всегда имел притягательную силу. Там на полигоне под Бахчисараем мы в течение 3 лет проходили учебные практики…
      
        Остановился в гостинице, повезло.  За мной пришел военный, и ему сказали - мест нет. 
       Уже под вечер добрался до мыса  Херсонес. Присел у,  всем известного,  колокола и стал наблюдать за морем, была чудная солнечная, безветренная погода, народу вокруг никого. На значительном удалении от берега стоял  авианесущий крейсер "Киев", с самолетами вертикального взлета - "ЯК-38". Вначале в воздух поднялись два спасательных вертолета. Затем один за другим вертикально поднялись несколько самолетов и стали кружить над морем и Севастополем.
       Зрелище потрясающее.
Лет 10 назад побывал в городе Николаеве на Украине. Хотел посмотреть, где строили наши авианесущие корабли. Нашел Черноморский судостроительный завод и вдоль забора прошел к берегу лимана. За забором видны  были  два огромных козловых крана на «0»  стапеле.  У забора стоял еще памятник Ленину.
    Посидел на берегу и  вернулся в гостиницу.
     Примерно год назад прочитал воспоминания бывшего директора этого завода Юрия Макарова - «Авианосец».
      Чего только там не строили. Например, китобазы «Советская Украина» и «Советская Россия. Оба судна водоизмещением 44 тыс. тонн каждая. Спускали со стапелей танкеры, морозильные траулеры. И,  наконец,  авианосцы.
      Работало на основном производстве несколько десятков тысяч сотрудников. Завод построил и содержал до двух десятков детских садов. На намытых площадях строились жилые дома. Намывали потому, что не хотели сутяжничать с частным сектором при сносе многочисленных домиков.
     Решали продовольственную программу.
     Область передала им захудалое хозяйство. Так вот провели туда дорогу, вначале построили свинарники. Затем решили закупить коров в Германии. Продавцы поставили им условие по устройству ферм.  Построили  их в итоге по согласованным с немцами проектам. Для начала привезли менее сотни животных, потом еще. В агропоселке построили школу.
      В Крыму под Мисхором - базу отдыха. Строили около восьми лет. Одних свай забили более сотни. Рабочих снимали иногда со строящейся в Крыму "Нитки" для тренировки летчиков авианесущих кораблей. Представьте себе, и ее строил завод.
      Даже  мебель для детских садов и базы отдыха изготавливали сами.
       Венцом в строительстве подобных судов должен был быть атомный авианосец «Ульяновск», который заложили в 1988 году. Он был доведен до готовности 18 %. Было переработано 29 тыс. тонн корпусной стали…
      В итоге его разобрали на металлолом.
Осталось только вспоминать.