Пустыни в степи Ростовской области

Елена Стасюк
   Гляда на карту, сразу определяешь, что Ростовская область лежит в степной зоне России. Это абсолютная правда. Но...
   Но наша Ростовская - на - Дону область  такой природный эксклюзив, где есть всё, кроме тайги и тундры. Сосновые боры вдоль реки Кундрючьей и в Чернях, имя которым дала растущая в обилии тут ольха, известны всем грибникам области. Я обожаю эти боры, где под молодыми сосенками прячутся маслята, а под врослыми соснами зарылись в песок разного цвета сыроежки.  А рядом, в березовой роще можно найти такие разные грибы, как подберёзовик, боровичёк, что относятся к трубчатым грибам, а можно и груздя  поймать, который относится к  пластинчатым. Но я сейчвс не о грибной охоте, о которой уже давно и захватывающе написал российский писатель Владимир Солоухин, я о пустынях...

    Наши пустыни совсем не те дюны, что увидишь в Прибалтике, и не барханы Сахары. Мы, дончане, как всегда, особенные. И горы у нас особенные, и пустыни, и болота, и каньоны. Вот такие мы. Шутка, конечно.
    Пустыни Ростовской области называют "бугристыми", потому что их поверхность сплошь в буграх и впадинах. И только в некоторых из них есть невысокие барханы. Под нашими пустынями на расстояние 15 метров проходят грунтовые воды, и потому они не безжизнены. По пустыням нашим весной протекают реки, потом  они уходят под пески и  не исчезают, а выходят на поверхность на поймах рек  в виде родников уже очищенной воды. Во многих наших пустынях, в понижениях между буграми, плотным ковром растёт вечнозелёный казацкий можжевельник. По краям наших пустынь растёт осина, берёза, краснотал, чернотал, и, конечно, терновник - колючая слива. Плоды её круглые, мелкие против садовой, с терпким вкусом.  Созревая, покрываются седым налётом. Я её ем просто так. Но она хороша и мочёная.
     А рядом с пустыней можно попасть в дремучий лес, как например, недалеко от хутора Черни. Внутри такого леса заросли папоротника, буреломы, и даже пения птиц тут не усышишиь.  В основном, это  ольшанник. Ветви деревьев чёрные, лист осенью не бывает разноцветным, а темнеет и быстро осыпается. Поэтому такой лес называют Чёрным. Вот и хутор поэтому Черни...

    Как и во всех пустынях, ветер переносит песок. Пустыня движется, захватывая новые пространства и освобождая старые. И тогда из-под песка появляются развалины домов и одиночные стены. Когда-то тут жили люди, но пески их выселили.

    «Летучие пески» на Дону стали бедствием в конце позапрошлого - начале минувшего века. Засыпались песком придонские черноземы, драгоценные в этих местах  леса, покидали селения люди. Песчаная мгла закрывала солнце, как только начинал дуть "Суховей" - ветер, приносивший сушь из калмыцких степей. Считали, что он и приносит песок. В петербургских газетах писали: «Север наш затопляется, заболачивается, а юг поглощают пески». «Враг с Востока! - писал философ-богослов Соловьев. - На нас надвигается Средняя Азия. Дышит иссушающим ветром. Не встречая препятствия в вырубленных лесах, доносит вихри песка до самого Киева»
    Песчанные бури, хоть редко, но и сейчас случаются в нашей области. Особенно сильной она было зимой 1965, или  1966 года. Песок несло в глаза, нос. Песок забивался в одежлу,  и от него в течение недели не было спасения. И это при том, что тогда были по всей степи лесополосы. Сейчас некоторые из них уже погибли от возраста, или климатических условий, а некоторые по вине человека.

    В начале прошлого века поняли: «летучий песок» не калмыцкого происхождения, а местного. Пласты и бугры песка лежат у Дона тысячи лет. Верхняя корка песка была схвачена травами - корни растений скрепляли песчинки, образуя «серый песок». Этот покров разрушился, как только стали беспечно у Дона рубить леса, а главное, бесконтрольно пасти тут скот. «Серый песок», разбитый копытами коров и овец, превратился в мелкий, подвижный песок, повергавший в ужас приречных жителей. Бывали случаи, когда невысокие деревенские хаты заносило песком по крышу, а детей пугали Пустынным великаном, чтобы не убегали далеко от дома.
 
     С Указов И.В. Сталина, началась государственная работа по закреплению песков. Страна выделяла большие деньги на эту работу. А проходила она тяжело. Ещё не было теоретичекой базы по растениям, которые бы выдерживали дикие суховеи и давали бы скрепку вернему слою песка. Только после них была возможнось высаживать сосны для закрепления песка. Тысячи саженцев ежегодно высаживали люди в песках. Приживалось меньше половины. И снова высаживали...

     И всё же  перед Великой Отчественной войной, пустыни в Ростовской области занимали пространство втрое больше, чем сейчас. На сегодняшний день, в области есть две пустыни.

    На севере области расположена пустыня "Большие Буруны". Это севернее города Морозовск. Площадь этой пустыни примерно 200 га. Она является самой большой по площади в области. Появляется перед взором неожиданно. Едешь по трассе, вокруг степь, холмы, овраги, всё зелёное. И вдруг! Впереди по курсу появляется море песка. Началась пустыня Буруны. Настоящая бугристая Ростовская пустыня. Как и во всех пустынях днём здесь нестерпимо жарко, голой ступнёй на песок не наступить - обжигает. Но, как только солнце садится, становится холодно и нужен тёплый плед. А лучше удирать из этого места. Ведь совсем рядом, за границей пустыни тёплая летняя ночь.
   Эта пустыня с востока и с запада окружена водой. Одна речка - Песковатка, другая - Малая Песковатка.  На машине неглубокую речку пересечь нельзя - увязнешь в песке. Да и берега там настолько крутые, что к воде спуститься, чтобы умыться - тоже невозможно. Такая вот естественная граница у пустыни. А за границей зелёный лес.

   Вторая по площали пустыня расположена на границе с Воронежской областью.
Великий русский публицист Василий Песков с лёгкой руки окрестил эту пустыню Донской Сахарой. И это действительно самая настоящая пустыня, с многими тысячами тонн кварцевого песка. Во время ветра, здесь нельзя находиться  с  голыми руками и ногами - посёчёт песок кожу до крови.
   Вот как описывал своё знакомство с Донской Сахарой сам В. Песков:" Ехали мы по лугам, потом мимо бахчи, потом пробирались пахнувшим скипидаром приземистым сосняком и, наконец, остановились на песчаном бугре и увидели то, что видел я в Каракумах, - светло-желтые бугры песка с редкими пучками жесткой травы. Было жарко, даже пить захотелось при виде этой картины. Не хватало только верблюдов. Не верилось, что рядом, чуть ниже к Дону, зеленеют луга, растут дубравы."
   Сейчас от Донской Сахары осталось около 100 га. А ещё сразу после ВОВ она была в два - три раза больше. Во время печанной бури в ней можно было потеряться и сгинуть навсегда.

  На песке  можно увидеть следы лося, приходящего из ближенего леса, заячьи и лисьи следы. Заходят сюда кабаны и косули, волки, еноты. Птицы разные кружатся летом над этим нагретым местом. Пустыня живёт своей жизнью...

Март 2020 года.

(Фото из свободного доступа интернета).