Рецензия на книгу З. Прилепина. Некоторые не попад

Василий Мякушенко
Я этих «Некоторых», которые не попадут в Ад, очень ожидал, даже можно сказать, жаждал насытится их достойными победами противостояний и надышаться с ними одним воздухом праведной борьбы. Правда, не в реальном, а в художественном смысле. (Да и тема, оказалась для меня очень больная, так как почти половина родни и друзей, пребывает и физически, и идейно идеологически  на Киевской стороне). Ну, вот и пришел тот долгожданный час смыслового прояснения. Появилась возможность, весь сумбур и скрытую подноготную, мало понятной и запутанной войны разложить по полочкам, без пропагандистского давления с обеих сторон. Так сказать укрепится в своем выборе правильной стороны конфликта. Ведь как не крути, а война на Донбассе является четким водоразделов огромного славянского народа.
Купил книгу и какое-то время, не открывал, как бы непонятно чего опасаясь. Первая книга публицистики "Всё что должно разрешиться..." ужасно не понравилась. Так как я больше оценивал не героя в тексте, а общее описание военной тематики конфликта. Было много нестыковок и явных непониманий.
 Вскоре после выхода новой книги, увидел анонс встречи с автором в Питерском "Буквоеде" и отложив все дела,  полетел на встречу. Прилепин - реально крутой писатель и рассказчик от Бога. Уж точно не рядовой повествователь, в особом подразделении Златоустовских мастеров слова. Спокойно, без понтов и пафоса поведал о себе и о выкачанной из сердца, со сгустками крови, своей новой книге.  Он особо не вдавался в подробности войны, но спокойно и четко ответил на все вопросы читателей. А потом полтора часа, с добродушным лицом и не вымученной улыбкой, подписывал книги, отвечал на короткие реплики и фотографировался со всеми желающими. Я все это время, стоял чуть в стороне и наблюдал, со стороны, за будничной славой и эмоциями автора. Уверенный, спокойный, настоящий.
 В конце, когда схлынул поток, я перекинулся с ним парой фраз и  пожал его крепкую, сухую руку. Это моя четвертая встреча с писателем Прилепиным в таком формате. И каждый раз он был все лучше (круче) и краше. В том смысле, что веришь ему, как очень близкому, почти родному. Да, и чего греха таить, без разных там сентиментов, реально завидуешь его смелому выбору, лихой удаче, таланту и открытости.
Как то ранее, на одной из «Буквоедовских» встреч он был с двумя молодыми парнями, видать охранниками из Донецка.(наверное с теми о которых потом писал). Постояли, они втроем, после встречи, спокойно покурили на Невском, и с пластмассовым чемоданом на колесиках, прямиком через площадь Восстания, пошли рядком на Московский вокзал. Вроде обычные парни, а нет – незаметные герои нашего времени…
      Вот теперь, думаю, все, пришло время. Поговорил с автором, зарядился правильным позитивом, пора читать. И понеслось ... с первых страниц, непонятки. Выстрел в стекло движущегося автомобиля из мелкашки (небольшая вмятина). "Мелкашка - это (для не военных) мелкокалиберное нарезное оружие.  Не только современное, но и старое довольно мощное, (пистолет Марголина) и даже охотничье. Автомобильное стекло и даже голову прошьет запросто. Не путать с "воздушкой" которой в парковых тирах стреляют. Дальше, пошла чисто «военная тематика» размазанная "окопными" красками. Судя по тексту, в окопах рассказчик бывал не часто и самой горячей стадии войны (боевых, диверсионных, операций, вылазок) по сути, не видел. Значит, с личного опыта и рассказывать было не о чем.  Но рассказал он нам, о другом.
 Кто куда стреляет и зачем..? " Не взятые «заболтанные языки», «вундер вафли», переброски батальона по позициям... ожидание того, во что никто не верит (наступление). Какое наступление, куда? Ну, типа забавы такой внутрикорпоративной, для подъема боевого духа. А, формулировка, (нежно-дружеское определение) "мой несчастный неприятель" - которого, этими самыми ракетами сверх поражения, можно прям в мясо, в фарш изничтожать... Ну, а чего, война же, а не бирюльки.  Они, поди тоже не пистонами стреляют. Ну, тогда только так, заклятого вражину, конченного бендеровца надо валить, а не почти родного неприятеля, тем более такого убогого и несчастного. Это уже, по моему скромному мнению, запредельное лицемерие или циничный стёб. Зачем такие явные перегибы, непонятно.
 Дальше еще хуже:  ресторанные разговоры, пьянки, полувоенные тусовки - не простые армейские будни ближайшей элиты. Потом словно вагон отцепился от локомотива повествования, и покатился сам по себе, трясущимися, мелькающими событиями, набирая скорость и летя под откос.
 …Этапы рождения батальона. Крутая, преданная личка (у всех охранников своя  простая, жизненная и в то же время, геройская история). Боевые, характерные други, их выбор и поступки. Реальные имена и политические события, разнообразие позывных… от которых пестрят страницы. Приезд жены с малолетними детками. Экскурсии на передок, дружеские посиделки, личная опека и уважуха,  главы республики.  Сам Захарченко – прям такой залихватский, трагический персонаж, легендарного, безмерно одаренного, и в то же время очень простого и человечного Батьки, (покупные лошади, экстренные ночные запуски неработающих аквапарков, дарение домов и воинских званий). Такой всеми любимый и обожаемый народный герой, только в стремени ФСБ, которое реально рулит в республике. Это "честное откровение" показывает обратную сторону медали,   мутную и поцарапанную. Все отступления Кустуриц-Михалковых, заграниц и приемов, не совсем в тему военных событий. Но, автору виднее. Тем более все описано образно с ярко выраженной маскулинностью главного героя.
  Вот если честно, после прочтения меня реально трясло от негодования. Такое чувство, что если бы я не знал, что эта книга реально написана Прилепиным, то мог подумать, что это все слеплено в подвалах СБУ, лже-Захаром, под диктовку украинской пропаганды, для дискредитации всей праведной Донбасской миссии. Ведь это по сути методичка, для Киевского телевизорного политолога, яркая демонстрация бессмысленных убийств украинцев в мертворожденной республике. Прям игра на руку Украинской накачке ненависти к Русскому миру. У Киевской стороны хоть лозунги и правда своя есть. Они за едининую и неделимую. Борются с «агрессором», захватившим их территорию и посягнувшим на их «свободу».  А тут, в авторской правде, прямым текстом открыто - да, есть наши генералы, спец службы, ФСБ держащие на коротком поводке верхушку ополчения, и самое главное тысячи наших "добровольцев"- и мы все в едином порыве  новый Русский мир построим. А если кому, что не нравится, то можем поговорить на другом языке, крупного калибра. И тогда, не только Крым, а еще с пяток областей могут стать исконно нашими. А всем диванным критикам ответ один: «Гуляйте мимо, хлипкие и тонконогие». Я, на фронте под смертью ходил, а ты либеральный ****абол-миротворец, до толчка после пива, криво поссать, разве что ходил. Точка. С таким авторским, убойным аргументом хрен поспоришь.
 Ну, если ты только не простой солдат из противоположного окопа. Но, даже для такого врага, автор на будущее делает поправку на ветер перемен. Мол, потом, после победы, мы с простыми окопными вояками, вместе выпьем и обнимемся. И «вундер-вафли» забудем. Не, комбат Захар, такие же простые украинские пацаны, а не упоротые политиканы, хрен чего забудут. Если с местными Донецкими и Луганскими шахтерами, они со временем с трудом,  но договорятся, то нашим пришлым, смерти своих никогда не простят. Не оттого, что там бандеровская пропаганда или еще что-то, нет!  Рядовая пехота, из такого же православного народа, имеет право на свой героизм и свою правду. Но эти разборы на потом…
    А лирические отступления, что у автора "не получилось" и чего он "не смог" - это исповедь для кого? А, как оно могло получится, при таком раскладе, и что конкретно должно было получится, лично у Евгения Николаевича, на это нет ответа. Короче, как по мне,  это не исповедь "израненного сердца героя", а нарезка и склейка самых ярких кадров, из авторских, личных переживаний. Семейных ценностей, любви к Русскому миру, братьям славянам, простым воинам, памяти погибшим героям, короче из всего того мирного и военного, что под ногами и в голове, все это время мельничными ветряками, крутилось и жерновами в праведную муку перетиралось.
Вот такая кручина, одолела меня после прочтения этой книги. Конечно, надо отдать должное литературному таланту автора. Некоторые художественные куски, зарисовки и метафоры в авторском исполнении, поэтически прекрасны. Несколько моментов, прям очень живо и сочно по-прилепински, описаны и пережиты.
Но, потом я немного остыл и понял, что не мог лучший ученик Лимонова написать о себе и о своей войне по-другому. Все сделано точно по учительскому лекалу. Так жил и так творил сам Лимонов: интуитивно, дерзко, провокационно, не признавая никаких авторитетов, ни в литературе, ни в политике. Ведь эта фасмагорическая и наплевательская правда, по большому счету нужна только самому автору. Все его многочисленные политические сторонники и литературные почитатели примут всё за чистую, чеканную самой жизнью, золотую монету, что бы не было написано и задекларировано автором. Все его поражения, откровенные промахи и неудачи будут для огромной армии поклонников, всегда со знаком «плюс».  А на остальных либеральных критиков автор давно «положил» - с левой резьбой, большой болт.
Только вот незадача, ученик, достигший практически мастерства и славы учителя, был несколько раз,  публично отвергнут, самим же учителем. Но, это уже другая история, которую тоже можно трактовать по-разному. Ненавистники и враги ехидно потирают потные ручонки и нашептывают сплетни, а друзья и почитатели в таком «отвержении» видят иные, великие смыслы. Ну, чего еще сказать… да особо и нечего. Только одно,  Будь здоров, Захар! Рубись и дальше за свою правду. А как оно там повернется, никому не известно.