Перед лицом бедствий. Время покаяния и перемен

Иоанн Блаженный
     Две тысячи лет назад, в древнем Израиле времен пришествия Спасителя происходит нечто апокалиптически чудовищное. Пришедшие в Иерусалим на Пасху из Галилеи (соседней и религиозно родственной, хотя и враждебной Иудее области) при принесения священниками жертв были убиты во внутреннем дворе Храма. Во время богослужения врываются несколько римских воинов, закалывают на глазах у всех верующих галилеян, принесших жертвенных животных, и их кровь смешивается с кровью только что принесенных ими жертв...

    Израиль в ужасе: что это? Митраистский фундаментализм (митраизм – в то время официальная языческая религия Рима) – против иудейства? В Израиле раздаются ответные фундаменталистские призывы: восстать, снести с лица земли дворец прокуратора и отмстить за посрамленную святыню!
Израиль в шоке еще и потому, что даже во времена Иуды Маккавея не совершалось подобного злодеяния в храме. «За какие грехи? – вопит народ. – И за чьи преступления? Кто виноват? Мы? Священники? Языческие жрецы? Митраистские маги? Пилат? Рим?..» Мнения иудеев разделились: одни призывали мятежно восстать против Пилата, другие упрекали галилеян в ничтожестве и убожестве веры. «Галилеяне, – говорили они, – наказаны за грехи своих священников». Общий шок, однако, вызвало то, что Бог не защитил народ и Свою святыню.
 
    До какой же степени был поражен народ Израиля фарисейско-фундаменталистским менталитетом, если ни одному не пришло в голову покаяться! Ни один не воскликнул, разрывая на себе, в традиционной иудейской манере, одежды и посыпая голову пеплом: «Как же мы согрешили, если святыня оскорблена подобным образом! Раньше римляне и другие язычники разоряли алтари наши, уводили в плен верующий народ, грабили сокровищницы, полные золота и серебра и оставляли храм в запустении. Но никогда не было подобного, чтобы кровь жертвующих смешать с кровью жертв!»
«Кровавая месть!» – кричали одни. Другие винили галилейских раввинов в отступлении от Моисеева закона. Смута в Иерусалиме нарастала... К тому же, на днях случилось другое страшное бедствие: находившаяся у Силоамского источника башня рухнула и погребла под своими руинами восемнадцать иерусалимлян. Иудейские настроения приближались к паническим – за что гнев Божий проливается на них? Какие грехи совершили эти восемнадцать несчастных, расплющенных развалинами Силоамской башни?

    Как близки эти далекие в историческом времени события к нашим дням! Силоамская башня – словно прообраз рухнувших в результате  теракта двух стадвухэтажных небоскребов манхеттенского Всемирного торгового центра. Злодеяния и резня в храме так напоминают современное противостояние фундаменталистских религий!

Шок, испытанный Израилем от внезапной мести Пилата (чуть позднее давшего согласие распять Сына Божия), привел народ в смятение. Апокалиптические настроения нарастали: если Бог попускает посрамление святыни и гибель верующих в храме, не знак ли это последних времен, о которых пророки говорили: они будут сопровождаться явлением Мессии?

    И народ обращается в этот испытующий час не к синедриону, вынесшему официальную петицию с осуждением галилейских священников и обвинением жертв Силоамской трагедии, а к молодому проповеднику Иисусу, мессианистическая слава которого прогремела уже в первый год его земного служения. Спасителя буквально завалили вопросами: за какие грехи? Кто виноват? Как быть? Благословен ли мятеж против Пилата? Какие грехи совершили священники, если Бог так покарал храм? Какие грехи на галилеянах?..

Что говорит Премудрость Всевышнего?
Небо отвечает мудрым молчанием. Бог отметает все эти чуждые покаянию грехоцентрические суждения традиционного фарисейства (политически выражающегося в крайних формах фундаментализма: готовность на смерть ради «священной войны» против инакомыслящих).
«Кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень», – сказал Христос фарисеям, подстрекавшим забить камнями жену-изменницу, и этим аргументом сразил и отрезвил их.
Нет ни правых, ни виноватых. И сама Премудрость Божия София глаголет Его устами о войне в Чечне и американском теракте: «На войне нет ни победителей, ни побежденных, но она – козни дьявольские, безмерное горе человеческое и разорванное Сердце вашего Небесного Отца».

                *

    В современной ситуации карающая рука Пилата – акты  фундаменталистского террора; иудеи, оказавшиеся в замешательстве и шоке, – американцы и весь мир (жертвами этого бедствия были граждане более тридцати стран, находившихся в башнях манхеттенского торгового центра).
Смятение мира, политические прогнозы и трактовка произошедшего в СМИ так напоминают состояние тогдашнего земного Иерусалима! Ужас и сострадание одних (мнение западного большинства) – и презрение других:
– Поделом, по грехам галилеянам.

Фундаменталистское оправдание злодеяний:
– Бог на стороне террориста, мстящего «американскому сатане»...

– Бог на стороне Америки и не преминет отомстить ее врагам-террористам! (Проамериканский, политический фундаментализм.)
 
    Так с кем же Он? На чьей стороне был Бог? На стороне убийц, выполнявших приказ Пилата, или на стороне жертв этого злодеяния?
Спаситель отвечает неслыханно высоко, подобающе Его божественному величию: «Нет!» И Его «Нет!» столь же утвердительно, как и «Фиат! Да!» Богоматери в час воплощения Сына Божия.
«Оставьте саможалостливый мир ваших помыслов. В этой трагедии нет виновников и правых. Посмотрите на себя! Или вы полагаете себя менее греховными, чем заколотые римскими мечами галилеяне? Или думаете, на вас меньше грехов, чем на тех, что лежат под руинами Силоамской башни? Покайтесь! – говорил Он. – Если не покаетесь, все так же погибнете  – той же смертью умрете, получите подобную участь»..

    Не скажет ли и сегодня Спаситель, приди Он в мир:
«Десять тысяч жертв американского ужаса взяты за творимое вами зло, за зло, всего мира. Эти десять тысяч – малая искупительная жертва за всеобщее беззаконие, царящее в мире. Опомнитесь! Вразумитесь! Покайтесь! Изменитесь! Обратитесь!»
Нельзя предъявлять счетов. Спаситель отверг вину галилеян, равно как и римских палачей. Отверг чью-либо вину в страстном Своем обращении к Отцу: «Прости им, ибо в действительности виновны не они, а  д ь я в о л,  стоящий за ними». В свои земные дни, в ситуации, столь близкой к современной, Спаситель дает ключи к трактовке локального бедствия, вызвавшего шоковый ужас у людей:
– всеобщее покаяние,
– знамение гнева Божия («если не покаетесь, и с вами то же будет»),
– объяснение взятых жертв не грехо-, а светоцентрическое.

    Быть может, последняя великая правда, сокрытая не от СМИ только и журналистов, но и от большинства священников, и открытая видящим Бога: Сам Спаситель, Агнец закалаемый, принес Себя в жертву в лице этих десяти тысяч расплющенных рухнувшим металлическим каркасом, разлетевшихся на части, чтобы я – и ты, и он! – усовестились и больше не грешили. Сам Спаситель утешает их, пришедших в смятенный ужас, жертв недавней американской трагедии, показывая, за какие грехи Америки и мира они были взяты.
 
«Лучшее, – говорит Премудрость Божия, – что можете вы, жители Земли, сделать для них, – отвратиться от зла, измениться». Тогда совершенно упокоятся жертвы страшного теракта, ибо поймут: они страдали не зря – мир внял знакам Божиим и желает перемениться!
Если же ход событий пойдет по-прежнему, и хроника нью-йоркских раскопок сменится очередной бизнес-рекламой и блудными афишами, что тогда? Не услышим ли уже всечеловеческое, из Евангелия от Луки, обращенное и к исламскому, и православному, и прочему миру:
«Что же вы не вняли Моему предупреждению?»
Язык Апокалипсиса, открытый Богоматерью в испанской деревушке Гарабандаль в 1960-х годах: знаки, предупреждения (локальные бедствия), катаклизмы (вселенские бедствия).
«Если не покаетесь, всех вас ожидает подобная участь».

    Несомненно, ужас должен охватить при мысли, что предупреждения не приведут к мирному решению проблемы; что за чудовищными терактами могут последовать еще более кошмарные следствия – разрушение атомных электростанций, третья мировая и атомное пепелище. Не знак ли это человечеству опомниться?
Но посмотрите программы современных средств массовой коммуникации – призвал ли к покаянию человечество хотя бы один религиозный лидер? Разве не задача церкви – уметь читать по книге жизни? Разве не ясно каждому, что Бог мог бы отвратить руку террориста-смертника и направить в сторону «боинг» гражданской американской авиации? Бог мог бы не допустить взрыва в Пентагоне, но косвенным промыслом (т.е. действием дьявола через религиозный фундаментализм) попускает эти жуткие трагедии, еще более страшные, чем убийство во время жертвоприношения в храме или рухнувшая башня.
 
Тогда Силоамская башня погребла под собой восемнадцать жертв, виновных, по словам Спасителя, не больше, чем весь прочий народ. Сегодняшняя Силоамская башня – небоскреб в центре Нью-Йорка – погребла под собой граждан тридцати стран мира. Погребла американский идеал, американский «рай». Погребла вообще весь прежний миропорядок, представляемый как вожделенный. Бог объявляет его ложным и открывает другие цели, перспективы и врата для человечества. 

Есть ли кто в мире, способный объяснить человечеству смысл произошедшего? Указать, в чем должно измениться, в чем раскаяться, чтобы более не повторились эти бедствия, не усугубились и не привели к глобальным катастрофам? Ведь, как две тысячи лет назад свидетели убийств в Иерусалимском храме разделились на две группы (сострадающие и злорадствующие фундаменталисты), так и ныне: одни приносят цветы к американскому посольству и месту бедствия, а другие торжествуют и грозно машут кулаками в адрес Америки.
Однако смысл произошедшего открывается неумолимо – знамение ко всечеловеческому покаянию. Нет правых и виноватых; моя вина, личная; виноваты все!

                *

В итальянском Монтихиари в 1920-е годы прозвучало во время явления Богоматери (также собравшего тысячные толпы свидетелей): «Молитва. Покаяние. Искупление». И сегодня небесный свиток озвучивается ангельским призывом: «Покайтесь! Изменитесь! Обратитесь!»

В чем первая ступень раскаяния? Счесть за грех то, в чем не видели прежде зла. Разнузданный блуд, массовый содомизм, легализованные гомосексуальные «браки», груды контрацептивов, полуофициально введенная порнография, растление сексуального образования – разве не достойны эти чудовищные акты похоти, признанной как «норма», очередного ноева потопа? Разве не знак они последних времен?

Небо указывает на четыре основных греха, из-за которых опустилась в начале третьего тысячелетия карающая десница Божия:   р е л и г и о з н ы й  ф у н д а м е н та л и з м ,   м а т е р и а л и з м ,   б л у д   в с е х   м а с т е й ,   м а г и я   и   к о л д о в с т в о.

Бог попустил злодейский акт поражения центра мировой маммоны – основу американского материализма. Пресвятая Дева в нескольких явлениях в конце ХХ века указывала на материализм как на второй, после рационализма, основной грех человечества. Какое важное и не услышанное напоминание! И вот последовали неминуемые кары.

Приняв необходимость деятельного покаяния, человечество вольно и спросить: в чем ожидаемые от него перемены? Измениться – принять другой образ. Взойти на иную ступень. Родиться свыше – в иной сфере, мире, обществе. Совлечься греховных одежд.
 
Наисильнейшее средство против фундаментализма – религиозный мир. Праведное священство всех истинных мировых религий прежде всего должно выступить с инициативой великого примирения между конфессиями, поиска общих платформ и универсальных духовных законов, действующих во всех мировых дворах Божиих (религиозных конфессиях и верах).
Против материализма, против довлеющих ценностей, покупаемых за деньги, наисильнейший ход – одухотворение человечества. Но не в космическом порядке, предлагаемом «новым веком», а через стяжание нетленных вечных ценностей, предлагаемых Евангелием. Весь мир, Америка и Европа, должны понять, что маммона и стяжательство не дают подлинного счастья человеку и ведут общество к разрухе, а не к совершенству.
Против поголовного блуда наисильнейшее средство – чистота как образ жизни и мысли.
Против магии, экстрасензитизма, колдовства и оккультизма – огонь живой веры. Вот вкратце намеченные перспективы принесения конкретного, деятельного покаяния.

Произошедшие бедствия носят вселенский характер, и речь идет не о личных только, но о глобальных переменах для всего человечества. Как понимать зов Божий: обратитесь? Что означает обратиться?

Первое – увидеть Бога (увы нам, слепы мы!) и взыскать Царствия. Взыщи человечество Царства Божия – оно пренебрегло бы преходящими ценностями мира сего.
Да, увидеть Бога невозможно при современной слепоте. Но что не может человек, может Бог. И не столь это невозможно, как кажется. Если видение Бога и видение света святые отцы православия считали чаемым уделом совершенствующихся во Христе, то ныне адамов род вовлечен в сети дьявольские и видит самого лукавого.
Увидеть Отца Небесного – еще и увидеть Его таким, какой Он есть в действительности, воочию (вне институциональных объективаций и искажений). Увидеть Его таким, каким Его видели святые, – образцом бесконечной любви, приносящим Себя в жертву ради спасения Своих детей. Увидеть Его – значит постичь суд, при котором Он, вынося приговор человечеству, жертвует Самим Собой, чтобы Его обреченные дети могли жить.
Откровения Матери Божией напоминают человечеству о реальном присутствии и вмешательстве Бога в настоящее. Ей, шестнадцатилетней Марии, рожденной без греха, было дано принять на руки Богомладенца и видеть Его воочию. Ей, и сегодня предстоящей и молящейся о спасении нашем, дано открыть нам на Него глаза, чтобы увидели Его так, как видит Его Она. Богоматерь – ключ к обращению и видению Божества. Поэтому и Всевышний в Ее уста вкладывает пророческий зов: «Обратитесь!»

Второе. Под обращением следует понимать жизнь в согласии с Его пресвятой волей и исполнением Его универсальных законов. Сегодняшний мир, в виртуальном пространстве поминая десять заповедей Моисея (не укради, не убий...), давно пренебрег вмешательством Всевышнего в план человеческой жизни, откровением воли Божией. Утрачены законы универсума, такие как всепрощение, любовь к врагам, жертвенность, смиренномудрие. Геенский огонь фундаменталистских языков распаляет противоположные, злые начала в верующих, и следствием этого адского огня на религиозной почве служат гражданские и мировые войны.
Вспомним прямое, звучащее, как аксиома, для современного мира откровение Божией Матери в Меджугорье:
«Дети Мои! Запомните: война всегда от дьявола, а мир от Бога».
Несомненно, Бог попустил теракт как дьявольское ухищрение, но самым сильным ответом, парализующим дальнейшие козни сатаны, ведущие к войне и гибели человечества, могут служить только покаяние и мир.

Третье. Исполнение призыва к обращению возможно, если возлюбить Отца Любящего всем существом, если начать служить человечеству, согласно Его прошениям, если посвятить Ему всех своих ближних, все сердце и все свои порывы.
Мир да настанет в мире через глубокое всечеловеческое покаяние!