Аспекты спектра радуги 9

Олег Ока
 глава 3. На волшебных островах.

 24.

 - Может показаться, что мы поспешили убраться с Харона...
- Мне тоже так показалось, - вставил Эльс. - То собрание, оно показалось мне настораживающим...
- Что, собрание? Конечно, признак тревожный, но в других колониях присходят те же самые процессы, хотя бы сообщение от колонии Ио, но колония Харона слишком малочисленна, вряд-ли они предпримут что-либо подобное, но есть возможность угрозы создания культа. То-есть, предпосылки фанатизма.
- Это что-то древнее?
- В средневековой Европе возникало множество сект примитивного религиозного толка, но с весьма конструктивными программами. И основой деятельности этих сект было полное подчинение воли и разума адептов. Практически, их лишали личности, полностью отвергая критичное отношение к содержанию этих верований. Это подразумевало полное подчинение жизни правилам и законам этих сект, выстроеных на основе канонов, зачастую отвергающих ценность этических установок современности. Фанатизм - страшная штука, Эльс, он отрицает ценность знаний, фантазии, личности, всего, что делает человека человеком. Жизнь визави перестаёт цениться, он воспринимается, как враг. Колония Ио не воспринимает людей Земли, как врагов, она хочет стабильности своих ценностей, и только отстраняется от навязываемых, как им кажется, ценностей Земли. Они не понимают, что изоляционизм в космосе, это несёт реальную угрозу. Люди разбалованы всесилием технологий, но технологии, это искусственная система, которая требует постоянного контроля и обновления.
- Скучно без сети.
- В данной ситуации мы должны быть невидимками для сети. Терпи. У нас своя, замкнутая сеть, там полно интересных материалов, с которыми тебе не мешает ознакомиться. Вот и пользуйся случаем.
- Порекомендуешь что-нибудь?
- Почитай "Войну ангелов" Франса, это может послужить хорошим стимулом для продолжения. Чапек, Веркор. Идеи, конечно, старые, но не устаревшие, хорошие мотиваторы. А я, пожалуй, приму ванну.
 Они кружили в системе Сатурна, чего-то выжидая. Здесь, из 62 спутников лишь на двадцати терраформированных располагались колонии. Их общее население приближалось к полумиллиарду человек. Дрок был в тяжёлом затруднении, не в его возможностях было выявить какие-то локальные социальные тенденции таких крупных сообществ.
-Этот архипелаг задаст нам не один вопрос. Мы сейчас в положении древних мореплавателей, исследующих острова Тихого океана. Только население некоторых островов не превышало нескольких десятков человек. Значит, нам необходимо разделиться. Слушай и запоминай. Задача - аномалии социума Сатурна и его спутников. С местной администрацией не связываться. Главная твоя задача, составить вразумительное впечатление о местной цивилизации. Помни, для них Земля не указ. Их обычаи, бытовые особенности, взаимосвязи человека в обществе несколько... архаичные. А, может быть, совсем наоборот, слишком передовые. Твоё дело, фиксировать на носителе всё, выходящее за рамки. Ну, и предварительный анализ. Постарайся меня не волновать и не отвлекать. В любом экстремальном случае возвращаться на катер. Очень надеюсь, таких случаев не будет.
- Понятно, моё дело десятое.
- Ошибаешься. Ты здесь в качестве творческого начала. Я тебя не в медвежий угол загоняю. Ты должен дать обзор, в выборе мест не ограничен. А я попытаюсь проанализировать главные направления местной политики в отношении к населению, и реакции на неё, поэтому буду на Япете.
- Значит, мне круиз?
- Да, но не увлекайся, без галопирования и эскапад. Представь, что тебе уже двести лет.
- Может, пусть хоть пятьдесят будет? Всё-таки, меньше ограничений в возможностях.
- Не надейся. Эльс, давай серьёзнее?

 ***

 На другой день он решил прогуляться по улицам старинного города Юсвилда, насчитывающего уже не меньше двух тысяч лет, возводить его начали сразу по окончании терраформирования, но и до этого здесь несколько сотен лет уже существовала крупная колония учёных и техников, укрытая куполом. Расположен он был на Ронсевальской земле, в виду Стены Япета, но сейчас это уже не имело значения, Япет заставили вращаться больше двух тысяч лет назад, и полушария имели одинаковый доступ к прекрасному виду на главную планету и далёкое Солнце.
 Дрок бывал здесь не один десяток раз, и уже не останавливался, чтобы подивиться на каменные, многоквартирные дома, сложенные из блоков местного камня, архитектура однообразная, не вычурная, но отвечающая требованиям мегаполиса. Впрочем, здесь прослеживалась тенденция к расселению аборигенов по мелким, сельскохозяйственым поселениям, оставляя городу функции административного и культурного центра. В следствие этого население уменьшилось с двухсот миллионов до ста пятидесяти. Улицы от этого не стали свободнее, много общественного транспорта, в основном газовые автомобили индивидуального пользования, и личные городские кары на электрическом ходу.
 Дрок вглядывался в лица прохожих, понимая, что таким образом никакие выводы не сделаешь. Ему просто было приятно наблюдать эмоции. И эти люди чем-то отличались от жителей Земли, что всегда ставило его в тупик.
 Но вот чего они не представляли, это чем была Солнечная система две-три тысячи лет назад. Хоровод пустых, безжизненных камней, будто разбросанных по пустыне космоса волей случая. Эта очевидная мысль поразила самого Дрока, и он опасливо оглянулся, будто и сам испугался того, что всё это великолепие вдруг вернётся в дикое первоначальное состояние. Но ничего не менялось, люди так-же прогуливались в тени тополей, которые в условиях уменьшенной тяжести высились неземными гигантами по сто пятьдесят метров, что тоже было обыденным. А вот люди не вырастали больше определённых пределов, самые высокие были не выше Дрока больше чем на голову. Природа соблюдала пропорции в отношении разумных, по образу и подобию, и так дальше...
 Ему нужен был тихий уголок, отдохнуть, привести мысли в порядок. Эльсу он лихо нарисовал задачу, но что делать самому, представлял с трудом. В службы статистики обращаться ему не хотелось, и что он мог там узнать? Ему нужны были люди, не довольные жизнью, они обычно заостряют внимание на отрицательных социальных проблемах, и где их здесь искать?
 Под аркой он прошёл в уютный дворик, усаженный вишнями, яблонями и грушами, занял столик в тени и заказал порцию фруктового мороженого. Почему-то ему стало грустно, может быть потому, что за всю его долгую жизнь у него так и не было такого дворика, где все знакомы друг с другом, где жили его предки, близкие и давние, где из каждого окна его мог окликнуть друг, с которым он посещал школу.
- Она просто гениальна! Представляешь этот блеск, никаких нудных наставлений и проповедей, всё поставлено, как весёлое приключение на лоне природы, прихожане всех возрастов, но никто никому не мешает, Клара просто фейерверк идей!
 "Клара"? Дрок осторожно оглянулся на соседний столик, за которым увидел двух молодых особ, судя по украшениям, не старше двадцати. Особы пили шипучку, поглощали вишни и обсуждали, очевидно, некое модное мероприятие. Дрок прислушивался, поедая мороженое.
- Но какую концепцию она предлагает?
- Господи всемогущий, да, какая разница! Ведь тебя её никто не принуждает принимать всерьёз! Насколько я поняла, по её теории цивилизация уже прошла точку апогея развития, и теперь переживает спад, который закончится гибелью человечества.
- Как мрачно! И она это всерьёз?
- Знаешь, по её расчётам, нам этого ждать не меньше двадцати пяти тысяч лет, о чём беспокоиться? Но её постановка, это что-то, каскад идей, будет, о чём поговорить в сети. Ты знаешь, даже Бред в восторге.
- Муж? Это чудесно, надеюсь, ночью он поделится впечатлениями.
- Прошу простить, леди, - подсел за их столик Дрок. - Невольно я услышал кое-что из вашего разговора... Речь идёт о Кларе Новак?
- Именно о ней мы и говорим. Вам знакома тема?
- Мы с Кларой старые друзья, старые - буквально.
- Значит, вы сможете с ней увидеться, если посетите вечером наше собрание.
- С удовольствием. Подскажете координаты, чтобы не искать в сети?
 Одна из девушек засветила наручный дисплей, вывела схему города:
- Это здесь, видите, Город Теней? Строение 236-бис, помещение... вход со двора, сами увидите, должно быть много народу.
- Много? Её учение пользуется успехом? Наверное, у молодёжи?
- Что интересно, у каждого возраста. Человек сто пятьдесят, может быть, и больше придут.
- Обязательно буду там, не знал, что Клара уже по всей системе работает.

 25.

 Пляж Бэлла-Бьянка на Энцеладе, ничем не отличался от подобных на Земле, Марсе, Венере и ещё в десятках колоний, только, в отличии от земных пляжей, вместо Солнца здесь в низком фиолетовом небе царствовал Нептун. Тысячи загорелых красоток со всей системы, дети и старики, высокие волны прибоя, подводные обитатели гротов, парусные скутеры, планеры, ночные клубы с чарующей музыкой, всё это известно каждому жителю колоний Нептуна, и ничуть не хуже подобных заведений околосолнечных планет, по отзывам отчаянных путешественников.
 Эльс не надеялся найти здесь что-нибудь экстраординарное, или просто необычное, ему всего-лишь хотелось поплавать в солёных волнах и полежать на горячем песке пляжа.
- Не против соседства? Я Дарья, просто Даша. А ты один?
 Эльс лениво поднял глаза, прищурился, обычная пляжная красавица, волей случая без компании, страдает от одиночества.
- Я Эльс. И я один. Небольшой перерыв в работе.
- С Тритона, наверное? Тоска. Овощные фермы, производство белков и углеводов...
- Нет. Я с Земли. Работаю в космосе.
- Это уже интереснее. Правда, что на пляжах Земли сейчас в моде открытое тело?
 Господи!
- Не заметил. Хотя, времени на пляжи у меня маловато. А ты чем занимаешься?
- В мэрии Валько-Крузе, отдел распределения энергии и материалов. Но думаю сменить род деятельности, хочется движения, перспективы. Не посоветуешь? Пойдём в кафе, слишком жарко сегодня.
 Проваливаясь в мелкий песок, они шли к пальмам, где виднелись жёлтые конусы маленьких ресторанчиков, Эльс разглядывал гибкую фигурку Даши, не хотелось ему никаких приключений, а хотелось в прохладную спальную Клары, слушать тихую музыку, пить сок, или вино, гладить её кожу и ждать ночи, а, может быть, и не ждать...
- Я в основном по колониям, постоянно в разъездах, по работе...
- Работа, работа... Мне уже двадцать пять, и - ничего...
- Ничего? Не понимаю. Множество возможностей, всё в твоих руках, ведь стоит только пожелать.
- А если не хочется желать? Строить планы, потом по пунктам... А если жить просто так, как живётся?
- Найди себе мужа, заведите детей...
 Даша остановилась, пытливо всмотрелась в его лицо:
- Тебе сколько лет? Рассуждаешь, как моя тётка Фрида. Семья, дети и кошки, дом. Некоторые наши соседи всю жизнь сидят на Япете и счастливы. Им ничего не интересно, понимаешь? Семья хорошо, но это после пятидесяти... У моей подруги, Ленки, три мужа. В одной квартире! Квартира, Бэлла-Бьянка, работа в бюро автоматов одежды, я ей говорю, Ленка, ты к чему стремишься, квартирной курицей стать? Смеётся. Я, говорит, скоро их всех разгоню и, свободной птицей, по колониям! А потом? Потом, говорит, и будем думать!
 Они сидели в углу зальчика, Даша отхлёбывала третий коктейль, Эльс напряжённо искал повода покинуть изысканное общество, и ему повезло, на браслете засветился зелёный огонёк, сообщение местного совета.
"Гражданам особой категории, на Янусе ситуация 1-х. Просим всех ограничить посещение Януса до разрешения вопроса."
- Это касается меня, - с деланным сожалением пояснил Эльс и поднялся. - Вынужден распрощаться.
- Что-то важное?
- Не думаю, вероятно, профилактика климатического механизма, с ними всегда проблемы.
- Свяжешься?
- Может быть. Как найти?
- Мэрия Валько-Круса, Даша. Нас соединят... Счастливо.
 Говорить ей, что "ситуация 1-х" означает гибель людей, Эльс не стал.

 ***

 Катер лежал на склоне кратера, почти на самой вершине, носом вниз, и его входная дверь была открыта.
 Эльс мельком заглянул внутрь, увидел переборки, покрытые инеем, заледенелые трупы, открытые рты и мутные глаза, больше смотреть не стал, присел на кожух шасси, закурил. Рядом стоял Антон из службы спасения, тоже курил, оглядывая бело-грязный пейзаж.
- Спасти не пробовали? - зачем-то спросил Эльс, понимал, что всё возможное было-бы сделано. Если-бы была хоть малая возможность.
- Мгновенная заморозка. До минус ста пятидесяти. Пару секунд, и вся жидкость в теле кристаллизуется. Мозг, глаза, кровеносная система, всё.
- Да, конечно... Разобрались, как такое могло произойти? Понятно, неорганизованные туристы, дисциплина подразумевается... Но ведь это прямая угроза смертельной опасности. Ведь должны проводиться инструктажи, меры безопасности... Как?
- Такого вообще не должно было произойти. Обычно такой опасности нет. Вращение Януса синхронизировано, никаких неожиданностей. Здесь на лыжах катаются, без скафандров! Сила тяжести практически ничтожная. Такого никогда не было.
- Но, сам механизм происшествия, в этом вы разобрались?
- Да. Размеры Януса в трёх осях разнятся на 20-40 километров. Атмосфера минимальная, и на вершинах по большой оси её почти нет, можно не принимать во внимание. И в периоды стабильного движения, когда взаимодействие с Эпиметеем оптимально, никакой опасности, кроме несмертельного обморожения, не существует. Во всяком случае, не страшнее, чем на Земле в Арктических областях...
- Ясно. А в периоды не стабильности?
- Это всё рассчитано в таблицах, Янус с Эпиметеем меняются местами, Янус приближается к Сатурну, атмосфера уходит, приходит холод из космоса, периоды повторяются раз в четыре года, тогда большие полюса Януса практически теряют атмосферу, температура опускается до критической в течении нескольких минут. Ребята попали как раз в такое время. Предусмотреть этого мы не могли, сказался фактор нестабильности Эпиметея, видимо, это был мощный выброс газа из "зоны 2", абсолютно не предсказуемый. Не повезло им, - растеряно повторил Антон.
- Но зачем они сидели с открытой дверью?...
- Ждали вот того клоуна! - жёстко проговорил спасатель, кивая в сторону катера, за которым топтался паренёк, он и вызвал службу спасения. - Припоздал он на пикник, вот и ждали. Он-то в лёгком скафандре был, на снегоходе, а они в аэромасках...
 Парня было жалко. Но что тут можно сказать? Эльс бросил окурок, прокашлялся:
- Как на него их родители и друзья будут смотреть?... А с этими что дальше?
- Ждём транспорт с Юсвилда, возможно, отправят к патологоанатомам на Титан, дальше родители решат, случай уникальный, я такого не помню.
- Слишком много такого уникального в последнее время в системе происходит...
- Ты про Мимас?
- И про это тоже. Самоизоляция Ио также ложится в строку...

 ***

 - Спешу обрадовать присутствующих настоящим сюрпризом, у нас в гостях воочию известный антрополог и философ Дрок Лэнг! Его книги ещё сто пятьдесят лет назад были признаны классическими в жанре философистики и ретрофутурологии...
- Прошу простить уважаемых членов клуба, но Клара Новак немного преувеличила в оценке моей деятельности. Антропология, как наука, не существует уже более двух тысяч лет, являясь лишь материалом для логико-философских изысканий. Конечно, я знаком с работами Клары, я уважаю её за индивидуальную оценку исторических работ древних мыслителей в применении к настоящему состоянию земной цивилизации, говоря "земной", я говорю о цивилизации разумной в целом, не важно, земного её этноса, или населения колоний.
- Профессор, можно задать вопрос?
 Дрок усмехнулся и пожал плечами:
- Во-первых, я не профессор. Вот звание доктора у меня есть, и вы можете меня звать так. Во-вторых, ради вопросов я сюда и пришёл.
- Почему ты утверждаешь, что антропология давно исчезла, как наука? Разве знания, полученные антропологами, не используются в других науках?
- Подумайте сами. Антропология изначально делилась на несколько научных дисциплин. Физическая антропология потеряла своё значение с исчезновением системы государств и переходом общества в единую этническую группу. Кибернетическая антропология явила свою несостоятельность с отказом от изучения и создания искусственного мозга, подобного по деятельности человеческому. А философская антропология перешла в новое качество, как отдельная дисциплина прикладной философской логики. Которая, кстати, тоже уже сотню лет переживает творческий кризис. Я работал в этой области, но практических результатов не получил. Знаете, сейчас мне пришла в голову мысль, что работа Клары Новак может дать новый импульс к продолжению работ с применением антропологических принципов. И кто знает, может быть, кто-то из здесь присутствующих может заняться такими исследованиями, я охотно выступлю консультантом по подобным работам, проводимым в древности.
- Доктор, сказанное тобой можно рассматривать, как окончательный приговор теоретической философии?
- Я не истина в последней инстанции, и высшие материи важны для осознания взаимосвязей человека, материи, материального мира, но сейчас человечеству важнее осознавать своё место и свою роль в обществе, в социуме. Этот вопрос лучше разъяснит хозяйка вечера, её работа посвящена именно вопросам выживания сообщества и человека в нём. Не знаю, прорабатывала-ли она эти вопросы, мне кажется, людям надо научиться жить в человеческом, а не машинном мире.
 До конца собрания Дрок не досидел, его совсем не интересовали казусы Клариных изысканий, и вызов Эльса пришёлся кстати, решив проблему ухода, не вызывая нареканий.

 ***

 - "Теперь я знаю, я догадываюсь. Царство человека кончилось. Он пришел. Тот, кто пугал первыми страхами наивные народы. Тот, кто заколдовал обеспокоенных священников, кого волшебники поминали темными ночами.."
- Что это? - спросил всё ещё обескураженный Эльс.
- Древний философ, Мопассан. Эль, ты всё сделал правильно, ты не мог сделать большего. Люди погибли, их смерть поражает нелепостью и бессмысленностью. Это главное и страшное, что стало происходить в обществе.
- Ты про что, я не понимаю.
- Неестественность смерти! Такого не было очень давно, не считая глупости самих людей, поддающихся ложной браваде игры со смертью. Люди стали погибать против воли и естественного порядка вещей. Не знаю, что делать дальше, разве продолжать нашу прогулку. Материала явно мало для практических выводов, а теоретизирование ничего не даст. Что у тебя намечено на завтра?
- Я хотел побывать на Титане и Энцеладе.
- Энцелад? Маленькая административная планетка в 500 километров?
- Познакомился вчера с девушкой, работает в администрации...
- На Бэлла-Бьянке? Ты времени зря не теряешь.
- Девушка, Даша, высказала ряд интересных для нас соображений.
- Кстати, здесь наша хорошая знакомая, Клара... Да, которая из Гринбурга. Я присутствовал на представлении вчера, подвизается на пропаганде своих идей. Кажется, в Юсвилде у неё много поклонников.