Книга трехречье часть 1

Павел Васильевич Шахматов
ВСТУПЛЕНИЕ
Первые русские оказались на территории Поднебесной, куда они попали по воле завоевателей Руси – монголов, где-то в начале тринадцатого века. О них имеются весьма скудные сведения, но более подробно говорится о тех русских, которые оказались в Китае в 17 веке. По имеющимся  данным, русские казаки были на службе у маньчжурского императора во второй половине семнадцатого века. Долгое время не было известно, как они попали в Китай, добровольно ли, или были взяты в плен. Дальнейшие расследования привели историков к заключению, что русские казаки в ходе вооруженных столкновений попали в плен маньчжурам.
Как объясняют исследователи, это произошло таким образом. В 17 веке сотни казаков из Европейской части России оказались на Дальнем Востоке по разным причинам. Одни из них - это были казаки «находящиеся не в ладах с законом в России», они старались уйти подальше от воевод и зажить вольной жизнью. Возможно, это были те казаки, которые уходили от преследования за веру после раскола Церкви в середине семнадцатого века. Позднее были и другие казачьи дружины, которые шли в Сибирь организованно, для освоения Дальневосточных земель.
Места, где они селились, практически еще не были освоены ни Россией, ни Китаем. Наиболее популярным местом заселения для казачьих дружин стали просторы за Амуром, вдоль реки Албазин. Здесь и была построена казаками первая русская крепость с тем же  названием Албазин в 1665 году, а вскоре вокруг нее образовался ряд казачьих поселений.
С образованием этой крепости сразу же возникают недружественные отношения с маньчжурами, которые считали, что казаки стали на пути их торговых отношений с местным населением. Занимались жители этого края главным образом охотой и рыбной ловлей. Добычу местных охотников теперь стали скупать казаки, в результате чего между ними возникли самые дружественные и доверительные отношения.
С конца семнадцатого века маньчжуры начали нападать и уничтожать отдельные казачьи остроги, расположенные вдоль рек Аргуни и Зеи, но главным препятствием для них была хорошо укрепленная со значительным гарнизоном Албазинская крепость. Отношения с маньчжурами еще более обострились, когда в 1667 году тунгусский князь Гантимур перешел на русскую сторону и принял православную веру, а также российское подданство. В сознании китайско-маньчжурского императора возникло подозрение, что русский царь имеет намерение отнять у них землю, но в то же время вступать в открытую конфронтацию с Россией он все же опасался.
Когда же московский царь заявил, что эта казачья вольница ему не подчиняется, и что она преследуется законом страны, то это развязало руки маньчжурскому императору. Русский царь в свою очередь тоже старался избегать обострения отношений с Китаем, так как на Дальнем востоке у России были незначительные вооруженные силы, к тому же шли затяжные войны с Турцией и Польшей.
Маньчжурский император, наконец, решается штурмом взять крепость Албазин и направляет туда свою многотысячную армию. Осажденные в крепости казаки долго и упорно сопротивлялись против огромной армии маньчжуров. В конце концов, героически защищавшийся Албазин после пятимесячной осады пал, оставшиеся в живых казаки, в основном раненные, были взяты в плен.  Разграблению и сожжению подверглись все поселения в окрестностях Албазина также и на среднем Амуре, где часть казаков, во главе с атаманом Гаврилой Флоровым попала в плен. В итоге все Приамурье оказалось в руках маньчжуров, притом на долгие годы, и только в середине девятнадцатого века Приамурье вновь было возвращено в состав Российской империи главным образом стараниями графа Николая Николаевича Муравьева и его сподвижников.
Отношение маньчжурского императора к пленным казакам было особым, их не убивали, а принимали к себе на военную службу. Император Кан Си желал иметь в  рядах своей армии таких храбрецов, он видел, как отважно бились казаки с противником, во много раз их превосходящим по численности.
Казаки-албазинцы были зачислены в маньчжурскую императорскую гвардию, которая считалась самой привилегированной воинской частью в Пекине. В ее состав входили только преданные монархии маньчжуры, а теперь и русские казаки.
 Из числа пленных казаков только 12 человек пожелали вернуться обратно в Россию, а остальные остались служить маньчжуро-китайскому императору. Казаки за свою воинскую доблесть высоко ценились императором, для них были созданы наилучшие условия, они получали большое жалование, землю и дома в вечное пользование, а также денежные подарки.
Так как русских женщин было мало, то вскоре началось смешивание с маньчжурами, казаки начали терять родной язык и веру. К приходу русской эмиграции после революции 1917 года в Китай албазинцы уже плохо разговаривали на русском языке. Но, тем не менее, у них была тяга к русским и ко всему русскому, работая во многих эмигрантских газетах, они имели полезные контакты для своей работы. В настоящее время албазинцы полностью ассимилировались с китайцами и совершенно утратили русский язык.
До 1728 года не существовало четко определенной русско-монгольской и русско-китайской границы в Восточной Сибири, не было разграничений территориальных владений России и Китая. На некоторых участках государственная граница была намечена только в общих чертах, но тем не менее в любых случаях уже было намного легче разрешить пограничные споры мирным путем. Пограничную службу несли забайкальские служилые люди и «инородческие  дружины», на всех участках были выставлены стационарные посты пограничной стражи в виде форпостов и караулов.
 Со временем вдоль границы на русской стороне образуются казачьи поселения с местным самоуправлением.  Для пограничной стражи обязанности определялись специальными инструкциями, кроме того в обязанность пограничников также входило наблюдение и сбор сведений  о ситуации в Монголии путем «ласковых» расспросов монгольских караульных и купцов. Иными словами шло постоянное наблюдение за тем, что происходило внутри сопредельной страны. В результате таких досмотров неоднократно удавалось предотвращать крупные вооруженные набеги с целью угона скота и лошадей, а также пресекать контрабандную торговлю, которой интенсивно занимались китайские купцы.
Пограничная служба в глухих труднодоступных местах была не только опасной, но и сопряжена с огромными трудностями, оторванность от центров и отсутствие дорог препятствовали бесперебойному снабжению караульных всем самым необходимым. Из-за природных условий часто караульные оказывались надолго оторванными от центров управления и гибли в пограничных стычках, не дождавшись своевременной военной помощи. Со временем число караулов значительно увеличивалось, что делало  охрану русско-монгольской  границы более безопасной и эффективной. С начала девятнадцатого века не зафиксировано особо крупных нарушений на русско-монгольской границе, пограничные казаки играли активную роль в деле поддержания добрососедских отношений с монголами. Эти отношения в определенной степени способствовали сохранению не только дружественных связей с соседями, но и сохранению спокойствия и тишины на этом участке границы. Благодаря таким, веками выработанным отношениям между маньчжурами и русскими, последние нашли в Маньчжурии в годы лихолетья понимание и содействие со стороны этого народа, давшего приют сотням тысяч русских беженцев. 
Продолжение следует...