Мой дед

Аманжол Нурабаев
                Мой дед
                * * *
- А умру я, скорее всего, весной , - блаженно щурит глаза дедушка, - Я прям вижу это утро . Прохладно. Солнышко едва пробивается сквозь занавеску. Бабка на кухне кастрюлями гремит, а я подзываю Аслана и тихо шепчу ему : Эй, мол, дуралей ! Беги  за бабкой ! Скажи, слышь-ка !?  , - дед помирает !...
      Последние  слова он шепчет с выражением тихой, торжественной радости, и , прикрыв глаза, откидывает голову слегка назад. Его старенькая такия каким то чудом удерживается на седом затылке и вжимается в разноцветную мозаику настенного коврика. Мы, многочисленные внуки и внучки , хмуро вслушиваемся в эту торжественную  тираду  и молча опускаем головы. Момент требует  тишины. Аслан еле слышно сопит. То ли от жалости к деду, то ли в ответ на дедовское «дуралей». 
       Слышно, как бабушка во дворе громко  сзывает кур на трапезу . День обещает быть жарким. Еще с вечера мы запланировали идти на котлован. Сейчас нельзя ни в чем перечить деду – единственному владыке наших жизней и судеб. Нас – четырнадцать человек.  И все мы внуки .  Восемеро из них – дети хозяина дома, дедовского сына. Остальные – многочисленное потомство  нескольких  дедовских дочерей , каждое лето съезжающиеся по требованию родоначальника . Сам дед – участник трех войн, кавалер многочисленных орденов и медалей и заслуженный колхозник на пенсии впридачу. Он  всегда главный. Всегда и во всем. Пока не доведет бабушку. Такое случается   не так часто. Но если случается, то ветеран трех войн мгновенно исчезает. Вместо него появляется божий одуванчик, который виновато улыбается в ответ на бабушкины громы и молнии. И если лимит  ее супружеского  гнева начинает иссякать, дед делает примирительный жест в виде громких раздумий вслух, что, мол, нынче в райцентре ярмарка, и бабуле, скорее всего, надо бы прикупить роскошный цветастый платок.   
        Так мы и живем. В большой деревне на границе с Российской Федеративной Социалистической Республикой. Каждый из нас приезжает в деревню по- разному. И каждый – отдельно от других.  Кто- то в самом начале июня. Кто-то в середине лета. Иногда количество наше меняется. В зависимости от возраста и степени вины в конце учебного года. Нынче , Арман, сын тетки Макпуры, с позором остался на второй год . Понятно, что ни о какой поощрительной поездке в дедовский рай не может быть и  речи. Арман, скорее всего, нынешнее  лето проведет на пастбище , в райцентре. И вместо него путевка , как переходящий вымпел, автоматически переходит  к  младшим братьям – Аскару и Аслану. Мне веселее с ними. Сказывается возрастная близость, схожесть в характерах и то, что оба они молчаливо признали мое лидерство. В силу старшинства, я так думаю. Помимо нас, есть еще двоюродные сестры-близняшки – Миргуль и Данагуль, дочери тетки Макпузы. И двоюродный брат Жаксылык, житель отдаленного аула под Булаево. Настолько отдаленного, что  сам Жака  ( будем называть его так отныне ) не может даже приблизительно указать его местоположение. Жака учится в национальной школе. Русским языком владеет слабо. Мы трое, жители городов, не придаем этому ровным счетом никакого значения. У нас ценится отвага, храбрость и умение драться. Все остальное – пыль, как любит говорить весельчак Аскар.   
      Итак, на повестке дня у нас  сегодня - поход на котлован. Все было припасено : матрас, надувные спасательные круги, провизия, и даже  несколько украденных у дядьки сигарет «Медео». Девчонки идут с нами. Им можно доверять. И если я не всегда могу их различить, это не беда. Обе они доброго, покладистого нрава. Обе в нас души не чают, а уж сдать нас с поличными – вовек не сдадут. Как  любит говорить Аскар – в единстве наша сила !  Завтрак подходит к концу. Старшие сестры, дочери хозяина дома, начинают убирать стол. Им уже далеко за семнадцать-восемнадцать. Для меня , восьмилетнего пацана, это уже начало наступающей на пятки старости. Девушки выросли в деревне. Почти все они крепкие , хозяйственные, с хорошо поставленными командными голосами. С ними лучше не ссориться. Особенно яростна в своем припадке  белокурая и зеленоглазая Гульзада. Та бьет мухобойкой без предупреждений. И если я на нее не сержусь, то часто исподлобья любуюсь тем, как она расчесывает перед зеркалом свои роскошные локоны. Хм, кажется, я отвлекся.
     После завтрака мы по мере сил помогаем по хозяйственным делам. Дабы не прослыть нахлебниками, как любит говорить моя тетка Баглан. Кстати, единственная, у кого нет детей в большой дедовской семье. Какие у нас обязанности ? Самые простые. Аслан уходит с одной из сестер в сельмаг, за продуктами, хлебом и табаком для деда. Бабушка возится на кухне , успевая в перерывах от стряпни обежать птичий двор и все остальное хозяйство. Как все казахские матроны больших семейств, она так и не научилась полностью доверить дом снохе, считая тетку Муслиму недалекой и беспечной.  Дядя Шарапи , хозяин дома, он же сын бабушки и деда по совместительству,  целыми днями занят своей грузовой машиной. Его пыльные кирзовые сапоги могут часами выглядывать из-под корпуса железного коня. Рядом, на корточках, сидит его единственный наследник мужского пола – Куандык. Этакий нахальный рыжий пацанчик семи лет. С ним у меня в первые дни знакомства установилось полное взаимопонимание. Исход решила честная драка на заднем дворе. Вернее, даже не драка, а два  моих удара в корпус двоюродного родственника . Произошло это два года назад, свидетелей межродовой распри, к счастью, рядом не было. С тех пор мы с Куандыком научились мирно уживаться в тесных , строго очерченных пространствах. Не скрою, некоторые его деревенские выходки меня откровенно бесят, но золотые слова брата Аскара о нашем неизменном единстве, удерживают меня от пролития братской крови. Сейчас Куандык, сдерживая дыхание, сосредоточенно прислушивается к витиеватым матам своего папы и держит наготове ключи. Рядом с ним обычно находится Жака.  Здесь я бы поспорил с утверждением весельчака Аскара о том, что  нет понятия «географическая провинция» , есть провинция «сугубо духовная» !, поскольку эти двое зачастую отделяются от нас именно по причине того, что мы городские. Или мне так кажется ? По-моему, им легче, когда нас рядом нет.
     Мы с Аскаром идем в огород. Надо натаскать воды в чан для вечерней поливки. Работенка не сложная. Утомляет ее однообразие и расстояние до колонки под палящими лучами  солнца. Но мы вдвоем. Нам есть о чем поговорить, и над чем поскалиться. Мы делаем около десяти рейсов, толкая за собой тачку с флягой. Иногда с нами ходят близняшки. Пока вода из под крана наполняет флягу, Данагуль успевает нарвать букетик и сплести из него затейливый венок. Конечно же, водружает она его исключительно на мою нелепую голову.
   Пока мы, шутя и переговариваясь, исполняем обязанности водоносов, дед выбирается на божий свет из своего затененного убежища.
-  Эй, Миргуль ! , - надрывно кричит он,заходясь в кашле, - Бегом принеси мне холодной водички ! В горле сохнет !
- Ты табака побольше жуй, старый дьявол  !, - заводится неподалеку бабушка , - Побольше пихай эту гадость в свой беззубый рот ! Лучше, чем холодная вода горло освежает !
    Миргуль , сверкнув своими красивыми, черными глазами, мигом хватает банку и бежит к колонке. Следом за ней торопливо спешит ее неразлучная сестренка.
-  Ничего !..., - задумчиво кивает дед в ответ на бабушкины сантименты, - Недолго мне осталось …  Вот умру я, значит … Отмучаюсь, стало быть …
   Мы с Аскаром молча переглядываемся, и еле сдерживая смех, торопимся покинуть двор. Сейчас дед скажет, в какой именно день недели он умрет, пожалеет о том, что не все родственники смогут вовремя собраться , что у всех людей как у людей,  а он так и не съездил на встречу с однополчанами . Однако, натыкаясь на бабушкин пытливый взгляд, дед быстро осекается, и вспомнив, что не дочитал газету, спешно ретируется в свой уютный бункер.
     Мы собираемся в один общий бурлящий коллектив ближе к обеду. Все  мыслимые дела переделаны. Следующие обязанности ждут нас ближе к вечеру, а пока мы свободны на весь длинный день. Обедаем так же шумно. Слышатся разговоры деда и дяди о том, что урожай нынче богатый. Как бы ХПП были готовы и успевали принимать зерно. Бабушка осторожно делает прогноз на обещанные августовские дожди. Прибежавшая с фермы тетка Муслима коротко знакомит домочадцев с последними деревенскими новостями.  Кто-то из детей орет блаженным матом из за  пролившейся на колени горячей чайной струи. Тут же слышится звонкий шлепок подзатыльника , короткое устное внушение, в ответ раздается визг и весь наш обед моментально превращается в жующий, чавкающий,голосящий и кричащий вертеп. Мне откровенно весело и я с нетерпением жду момента, когда мы всей гурьбой помчимся на котлован.
     Котлован – это отдельная тема. Дело в том, что на днях, еще до моего приезда, Аслан умудрился ввязаться в стычку с местными. Произошло это нелепо, не красиво и, по-моему, уж совсем бездумно. Возвращались они с Куандыком из сельского клуба , дорогу им преградила местная банда . Куандыка они, естественно, в силу земляческой солидарности , трогать не стали, а с Асланом вступили в словесную перепалку. Что то их не устроило в нем. То ли внушительные габариты, то ли новенькие джинсы, то ли его таинственное : « Салам напополам !» .  В общем, случилась драка. Естественно, неравная. Конечно же, Аслан получил. Более того, Куандык в  этой  вообще никакого участия не принял. Как он нам потом объяснил , не мог он, как бы, пойти против своих. Мы недоумевали. Аскар пытался уточнить, мол, если они – свои, тогда мы, родственники, получаемся в этом случае чужими !? Куандык неубедительно отреагировал, что вот, якобы, мы лето побудем здесь и дружно  уедем. А ему, стало быть, жить в этом селе дальше. Со всеми вытекающими последствиями. Я махнул тогда рукой и предложил переключиться на другую тему. Одно было ясно : задета честь семьи. В данном случае – рода. И даже если убрать некоторые подробности  битвы ( Аслан , все же, умудрился покалечить двоих из нападавших), мы просто таки обязаны были ответить.
    - « Иначе грош нам цена ! », как говорил Чингисхан,  -  добавил всезнающий Аскар , - Мол, врагов не ищут ; их , типа , уничтожают ! 
        Еще несколько дней мы пытались выловить наших врагов, пока соседский пацан не посоветовал нам идти прямо к котловану. Там обычно околачивалась и развлекалась разыскиваемая нами компания во главе с тем самым заводилой, что спровоцировал драку. Куандык, все же , раскололся и назвал нам его имя. Теперь мы знали все. Вплоть до места встречи. Вплоть до имени. Ишь ты !?.. Довольно симпатичное, мирное имя. Напоминает что то, связанное с плюшевым мишкой. Некто Антошка. Савин. Только представьте себе !
       Девчонок мы поначалу решили не брать, но они в один голос заявили, что в таком случае сдадут нас с потрохами ( был даже намек на трофейные наши сигареты) , и  мы сдались без боя.  Между тем, я  подсчитывал наши возможности. На Аскара и Аслана я мог положиться как на самого себя. Жака, а тем более Куандык , порождали в моей детской душе самые противоречивые чувства.
- Драка начнется, он снова в сторонке останется , - хмуро заметил Аскар. – А ведь скажут, что нас было пятеро …
- Эх , Азаматика с нами нет !, - печально вздыхал в ответ Аслан , - Азаматик бы четверых на себя взял . И даже не вспотел бы.
     Азаматик – это еще один из наших братьев. Помладше меня на пару лет, но пацанчик крепкий и морально устойчивый. Его любимый девиз : « Я за любой кипешь, кроме голодовки!»   В это лето его с нами нет. Жаль. Так что, не к месту Аслан о нем вспомнил. Что толку вспоминать, если сейчас он может нам лишь посочувствовать ?  Причем, находясь от нас аж в трехстах километрах. Чтобы больше к этому не возвращаться, замечу, что всего нас, дедовских внуков , будет ровно четырнадцать . Четырнадцать братьев. Или лиц мужского пола, как любит уточнять Аскар. Большинство из них – это уже взрослые состоявшиеся парни. Мы – самые младшие. Естественно, воспитанные на легендах и героических рассказах своих предшественников. Поэтому , мы не хотим осрамиться. Мы хотим гордо нести имя верных продолжателей нашего деда – ветерана трех войн ! Так что, излишние вопли на счет отсутствия в наших рядах того, или иного бойца, не более, чем паника.
     Дорога на котлован дальняя. Мы помним грозное предупреждение дяди Шарапи о неминуемой и скорой расправе над тем, кто осмелится идти  купаться без спросу, и все же мы идем. Спаянные одной кровью, связанные общей родовой местью. Девчачья компания нисколько не умаляет нашей мужественности и решительности. Близняшки – это наша беспечность. Вернее, моя. Это я проглядел момент, когда Данагуль проследила за моей вороватой рукой, роящейся в дядиных карманах. Поэтому теперь мы – жертвы шантажа. По моей, естественно, вине. При этом Миргуль убедила, что в случае, если наша сторона дрогнет, они с сестрой могут быть полезны в качестве подкрепления.
- Не люблю я бить мальчишек, - небрежно сообщила мне эту интимную сторону своей  жизни Миргуль, - Но если надо, влуплю так, что мало не покажется.
      Данагуль в это время вертелась по сторонам. Наверное, подыскивала подходящие цветы для победного венка. Мне не понравилось то, как самоуверенно она форсирует события.
      Между тем, мы уже ближе подходим к котловану. Это огромный водоем, где смешалось воедино горячее солнце, холодные брызги, счастливые голоса и визгливый смех . Пока мы с Аскаром и девочками разбиваем лагерь, Аслан и Куандык рыщут по берегу в поисках наших врагов. Куандыка мы, все же, убедили драться. Внушили, что таким образом, он возвысит свой авторитет в случае нашей победы. В том, что мы победим, естественно, никто из нас не сомневался. Ну и вернет к себе наше уважение при любом исходе конфликта.
     Жака рядом с нами. Помогает натянуть палатку.  Жаку долго убеждать не пришлось. Конечно же, как каждому послушному мальчику, ему тоже зачитали правила достойного  поведения на период проживания у  дяди . Мы смогли убедить его в том, что правила для того и существуют, чтобы их нарушать. Тем более, когда речь заходит о чести семьи.
  - На благородное дело идем !, - многозначительно изрек Аскар, пытливо глядя в глаза притихшему Жаке, - Это тебе не бублики в буфете воровать .
    А,  по-моему, зря он так сказал. Жака теперь всю дорогу до котлована будет искать связь между разбитым носом Аслана в драке с местными   и  ворованными бубликами из школьного буфета.  Расположенного в его безымянном  ауле.
     Мы купались весь день. До изнеможения, до посинения, до сморщенных пальцев на ладонях , до изумления, паралича и бреда. Видимо, все дружно решили склоняться к  принципу : «Семь бед – один ответ !»  Мол, получать все равно будем, стало быть, хоть накупаемся вволю. Когда еще придется так коллективно порезвиться ?
      Между тем, враги  наши на горизонте так и не появились.
- Чувствуют , что хана им пришла !, - злорадно хохотнул Аскар, - Чуйка исправно работает, вот и не высовываются .
- Жаль, если чувствуют, - холодно ответил я, - Еще хуже, если знают. Или предупреждены.
   Я повернулся к Куандыку :  « Этот пацан, сосед, мог он нас заложить ? Мог предупредить тех ?»
- Вряд ли, - покачал он головой , о чем то раздумывая, -  С Антохой , который Аслану нос разбил, сосед мой сам на ножах. Так что, вряд ли.
     Мы еще с пол-часа поплескались. К тому времени все принесенное было давно съедено, сигареты добросовестно выкурены. Девочки начали складывать  вещи. Жака позвал Куандыка собирать палатку.  Мы разочарованно переглядывались и пытливо осматривали побережье, не решаясь признать свою неудачу.
      Эх и тягостен же  путь назад !... День близится к вечеру. Солнце, тем не менее, палит немилосердно. Словно не желает сдаваться и уступить  место вечерней прохладе. Мимо прогромыхала обогнавшая нас грузовая машина . Оставила за собой огромный столб едкой пыли. Что больше всего сейчас разъедает  душу, так это - разочарование . Мы не смотрим  друг другу в глаза. Чем увереннее мы настраивали себя в эти дни, тем хуже приходилось сейчас. Еще и про котлован узнают. Эх, и влетит же нам !  По сути, ни за что. Самовольная отлучка ? На эту лужу ?... Да наш Ишим , который я туда и назад переплываю без передышки , это океан в сравнении с их лягушатником !
     Я шел позади всех и клял себя на чем свет стоит , применяя не совсем нелицеприятные склонения, как вдруг услышал протяжный и явно переигрываемый свист.
- Амонька ! Але ! , - слышу растерянный и одновременно счастливый голос Аслана, - Да вот же они, родненькие ! Сами к нам в руки идут !
     Кстати, да, согласен, с самого начала я забыл представиться. Аманжол. Но меня они иногда называют Амонькой. В минуты наивысшего душевного подъема. В те мгновения, когда невозможно сдержать ярость и радость одновременно. Сейчас был именно такой момент !
     В два прыжка я догнал свою растянувшуюся группу. Впереди, метрах в тридцати от нас вижу идущую навстречу компанию. Человек восемь-десять. Больше, чем нас, не спорю. Но когда нас это останавливало !? Присматриваюсь, все верно. Шесть пацанов, три девчонки. Идут , вроде бы ничего не подозревают. Вытягивают шеи, приглядываются. Пацаны примерно моих лет. Плохо видно . Таак !  Замедлили шаг. Что-то чуют.
- Обратил внимание ? Замешкались !, - усмехнулся Аскар, словно  подтверждая мои домыслы.
- Который налысо стриженный – он мой !, - предупредил негромко Аслан , - Он мне скоро сниться будет, по моему.
      Мы с Аскаром расхохотались. Я , чтобы заглушить волнение, Аскар, похоже , искренне, от души. Я откровенно завидовал его хладнокровию.
      Между тем мы сближались с идущими навстречу. Было видно, что они начали волноваться. Кто-то, вероятно, уже успел разглядеть Куандыка, возможно даже, что узнали Аслана. Сопоставили с нами . Не смотря на некоторую разницу в числе. Надо было действовать на опережение. Интуиция мне подсказывала, что они сейчас начнут разбегаться.
    Меня опередил Аскар. С шумом выдохнув, он ринулся вперед .
- Давай ритмично !, - прокричал он на бегу, - Тез , ащым ширкынай ! Бегом, я сказал !
    Он бежал что есть сил и кричал . Мы побросали вещи и с ходу ринулись за ним. По -моему, даже девчонки старались от нас не отставать.
    То, что случилось потом, стало для меня полной неожиданностью. Трое, или четверо из стана нашего неприятеля развернулись с невероятной скоростью и пустились наутек, в сторону виднеющейся деревни.  Аскар на бегу опрокинул  первого попавшегося и понесся за убегающими, азартно улюлюкая и матерясь им в спины. Мы подбежали к опешившим и полностью деморализованным местным. Коротко стриженный, которого Куандык называл Антошкой , судорожно дышал и растерянно оглядывался по сторонам. Здесь не надо было слов. Все красноречиво объясняли его  изумленные и испуганные глаза . Двое его подручных даже не пытались принять боевую стойку. Одного из них  несколько мгновений назад сильно сшиб Аскар. Он торопливо вскочил и теперь беспомощно озирался.
- Ну что, стадо ? Салам-напополам , или здравствуйте, я ваша тетя ?, - злорадно осклабился Аслан и с силой  сунул кулак в растерянное лицо Савина.
   Я не буду описывать подробности  того, что произошло в те считанные минуты. Скажу лишь, что более омерзительного и жалкого чувства ни до, ни после описываемых событий я никогда уже, к счастью,  не испытывал. Наши близняшки стояли около девчонок из компании  неприятелей. Очевидно, допуская мысль, что мы можем учинить над ними расправу. Где то вдалеке слышались гневные восклицания Аскара, перемежаемые гулкими ударами по телам. Кого то из убегавших, он, все же, настиг. И теперь чинил суровую  расправу . Мне некогда было прислушиваться к сердечным излияниям брата, у нас разыгралась драма не менее интересная. Аслан, урча от наслаждения, вел допрос с пристрастием, совмещая провокационные вопросы с  подзатыльниками и пощечинами. Несколько раз он предлагал пойманным выйти с ним на честный бой, по принципу : один на один. Все это никак не устраивало местных. Полностью деморализованные, униженные, они покорно сносили побои и терпеливо ожидали дальнейшей участи.
  Что-то вроде жалости почувствовал я в этот момент. Нет, не так ! Мне вдруг стало противно и гадко ! Никогда прежде не сталкивался я с той покорностью , свидетелем которой стал в этот день. А тем более, с жестокостью, которую никак не ожидал от брата. Мысли мои смешались. Я уже пожалел о том спектакле, который мы затеяли.
- Ну все, хватит !, - властно крикнула Миргуль , - Отпусти их !
- Отпустить ?, - скривил губы Аслан, - Точно отпустить ? Или, все же, опустить ?
- Тебе не стыдно ?, - лицо Миргуль покрыли красные пятна, - Они же даже не сопротивляются !
      Аслан сплюнул сквозь зубы , но  бить перестал.  Все тяжело дышали. Я огляделся. Куандык стоял за нашими спинами. Весь его вид говорил о том, что он оказался здесь совершенно случайно. Мол, если кто падать будет, я подниму. Ну, или водички подам на крайний случай. Жака держал одного из троих местных. Несколько тумаков и он отвесил за компанию. Тем более, что мне было как то совестно вмешиваться в это истязание. Я кивнул его , увлекая за собой. Мы собрали вещи и направились  по пыльной дороге к убежавшему вперед Аскару. Где то за спиной Аслан делал последние внушения своим недавним обидчикам. Данагуль шла сбоку от меня. Увы, сестричка, победного венка сегодня не будет. Ничего, кроме жалости к пострадавшим, я сейчас не чувствовал. Какая еще победа, если не было даже намека на драку ? Потом мы ловили Аскара, убеждая его оставить в покое беглецов. К дядиному дому подошли ровно в тот момент, когда оставалось время перекусить и идти на пастбище за коровами.
      Не хочу вспоминать то, что последовало за этим. Естественно, позже пришли матери и отцы пострадавших. Кто-то реагировал спокойно, нашлись и такие, что дали волю чувствам.
- Побили моего мальчика !
- Я милицию вызову ! Пусть приезжает участковый и сам разбирается с этими уркаганами !
-  Дорогой Шарапи ! Как же так можно !? Вы уважаемый человек ! Ваш Куандышка – прекрасный ребенок ! Но откуда взялась эта шпана сопливая !?..
- В детскую комнату милиции их ! Я это дело так не оставлю ! Ишь ! Понаехали тут всякие !
    Особенно старалась одна тетка с бородавкой на подбородке. Все мои братья молча уперлись в пол , фильтруя в уме угрозы папаш и мамаш наших жертв, а мне все не давала покоя эта нелепая бородавка.
    А потом приковылял мой дед. Все это время он лежал в летней кухне и уснул, сморенный жарким полуденным зноем. Бабушка сразу почувствовала неладное, едва завидев яростную толпу односельчан и побежала будить мужа. Проснувшийся дед, так толком ничего не поняв, потребовал переводчика . Ввиду слабого владения русским языком, который он порядком успел подзабыть за последние сорок лет.  Между тем из дома выбежали все домочадцы, начали подходить соседи. Дядя и тетка виновато переглядывались.
       Наконец, кто-то из дядиных дочерей  передал деду  краткую суть дела.
- Это было не в один день ?, - уточнил дед на казахском .
- Дети подрались, всякое бывает, - ответила ему любимица  Гульзада, - Просто, они не хотят понять ( Гульзада кивнула в сторону разъяренных родителей ), что их дети первыми избили  нашего Аслана.
    То, что случилось после, я не забуду никогда. По лицу деда пробежала легкая тень недовольства – первый признак гнева нашего владыки. Он горделиво расправил плечи, сделал неудачную попытку собрать  в струнку свои кривые ноги и гулко ударил палкой о землю.
-  Эй ! Тщукин тщин !, - заорал дед так, что его седая бороденка едва не взлетела вверх, - Ти пачиму крыйчит в маем дом ?  Ти Гитлер тщтоли, фащисть, да ? А ну давай айтставить ! Разайдит  давай бистра ! Мая бала сынка ! В абиду ни дам ! Давай разайдит !
      Я не могу вспоминать  все это без смеха ! Хотя и прошло уже с тех пор больше тридцати пяти  лет . Помню выпученные глаза этих папаш и мамаш , их задетое за живое самолюбие и растерянность во взглядах. На них свирепо смотрела сама война в образе моего деда ! Все три фронта нашей некогда могучей Красной Армии ! Риторика нашего владыки была сродни фултоновской речи Черчилля, давшей начало Холодной войне. Ветеран трех крупномасштабных баталий выкрикивал давно позабытые команды, перемежая их ругательствами и проклятиями. Такого  речевого ассорти ни уши, ни сознание пришедших на разбирательство сельчан выдержать уже не могло. Один за одним они спешили ретироваться в направлении своих жилищ, а вслед им неслись таинственные и пугающие : « Ны крыйчит !» , « Мая бала сынка !» и не менее зловещее : «Разайдит !»
     Конечно, все последующие дни мы несли заслуженное наказание. Свобода дожидалась нас лишь во время исполнения нами хозяйственных обязанностей. Это напоминало мне что то вроде тюремной прогулки. Аслан с кем-то из сестер имел милость ходить раз в день в сельмаг. Мы с Аскаром воодушевленно таскали воду во флягах, Куандык с Жакой поливали огород, либо чистили птичник. В зависимости от обстоятельств. Все остальное время мы проводили за чтением книг, рисованием, выжиганием, кройкой и шитьем. Последним, к слову, были заняты близняшки. Потом за нами начали съезжаться наши родители, но это уже другая история.
                * * *
      Тихий летний вечер. В соседней комнате дядя смотрит телевизор. Жака и Куандык, как находящиеся на более мягком режиме содержания ввиду искреннего раскаяния и дачи честных показаний, сидят рядом с дядей. По телевизору показывают интересный фильм. Даже сквозь стену я слышу знакомые фразы и звуки выстрелов, и понимаю, что это третья, самая интересная  серия фильма «Мираж». Мы сидим в комнате втроем. Главные обвиняемые. Девчонок забрали к себе старшие сестры. Учат их прясть овечью шерсть. Мы культурно просвещаемся. У меня в руках  несколько раз перечитанный «Остров сокровищ» Стивенсона , братья к чтению особой лояльности не проявляют. Тем не менее, Аскар ищет знакомые буквы в повести  « Школа» Гайдара, а Аслан, высунув язык, усердно срисовывает сцену из Бородинской битвы.
      Постукивая  палочкой по половицам , в комнату заходит наш дед. Братья мгновенно уходят с головой в книги, я краем глаза слежу за дедом. Он медленно садится на сложенные в углу корпешки и , тяжело отдуваясь,  отирает пот со лба. Молча и по очереди оглядывает нас , затем лезет в карман за жевательным табаком.
- Годы идут …, - хмуро замечает он. Мы выжидающе молчим. Деду не нравится наш пассивный вариант  ведения диалога. Но он видимо, и не надеется на то,что мы поддержим беседу. Деду нужен слушатель как таковой.
- Ты, Аманжол, помню, словно вчера родился, - вспоминает дед и тут же  фальшиво всхлипывает, - Такой маленький, рыженький, вонючий … Обгадит все пеленки, и лежит измазанный,  довольный …
    Мы молчим. Я сосредоточенно вчитываюсь в разглагольствования Сильвера о преимуществах жизни джентльмена удачи и не могу понять, чем, все-таки, зацепил Дика этот одноногий пират-аферист. Братья рядышком сопят и старательно изучают страницы своих книг.
- Даа … Летят годы … - подводит дед свои воспоминания к логической развязке, - Скоро и я умру … Вы, недоноски малолетние, даже похоронить меня не сможете, сучье племя !
- Почему это не сможем !?, - хмуро возражает   Аслан, - Еще как сможем ! Ты нас уже на сто лет вперед проинструктировал, в каком костюме и в какой день недели тебя хоронить !
- А ну, цыц ты, недоношенный !, - пытается вскочить с места дед. Мы с тревогой следим за движением его руки. Самый опасный сектор досягаемости – это тот самый  радиус,  который  может легко очертить его вытянутая клюка. Нам, в данном случае, лучше молча слушать.
- Ордена наденьте , -  постепенно успокаивается дед, - И на похоронах рядом с бабкой будьте ! Ты, Аскар, все же, почеловечнее этих выродков будешь, смотри, собачий сын, чтобы бабку берег пуще глаза ! Слышишь меня, кретин ?
- Слышу !, - цедит сквозь зубы гуманный Аскар.
 - И смотрите, похороните меня строго на зирате под Соколовкой ! , - уточняет дед , - Там уже и место приготовлено. Этот, отец Жакслыка, как его там ? Зять мой непутевый …
- Сабит ?, - хором подсказываем мы.
- Вот именно !  Сабит ! Он знает это место, - хмуро добавляет дед, - Я его, придурка, весной специально туда возил, не поленился, показал ему где именно копать.
      Мы молча смотрим в свои книги. Дед понимает, что диалога больше не получится. На монолог же он явно не рассчитал свои силы.
- Ладно, сукины дети, почитайте еще малость и разбегайтесь по кроватям, - смеется он напоследок и идет к двери . И тут же мгновенно по-русски : « Разайдит  !» 
       Очевидно, так, в его понимании, для любимых внуков должно прозвучать  : «Спокойной ночи!» 
       Дверь за дедом закрывается. Мы облегченно вздыхаем, Аслан тянется за своими альбомом и фломастерами, как дверь снова неожиданно открывается и мы видим знакомую седую бороденку.
- Только не вздумайте на похороны Салькея криво повязанного звать !, - грозит пальцем дед в нашу сторону, - Он мне еще с ВДНХ шубу каракулевую должен !  Жулик ! Аферист ! Гоните его с моих похорон на все четыре стороны !
                * * *
    Был еще один день … Мы сидим с Асланом в кафешке. Аскар стоит у бара и делает заказ. Подходят Азамат и Жака.
 - Лакеев в семнадцатом году отменили, - угрюмо басит Жака, - Я один буду закуску и выпивку подносить ?
      Мы срываемся с места и бежим к стойке.
     К тому времени я уже  закончил исторический факультет университета,  был женат, у меня росли  сын и дочь. Сыну  было шесть, дочке два. Жака перебрался в город, взял квартиру в ипотеку, двигался в сфере торговли. Аскар скупил весь вторчермет в Рабочем поселке, вдвоем с Асланом  они стрили  коттеджи по всему району. Азамат  стал военным, а-ля офицер войск связи. Куандык – преуспевающим  юристом . Работал по искам , защищал  попавших в беду работяг.
       Все мы – вполне успешные, взрослые люди. Раз в год я приезжаю в город, мы созваниваемся и заходим в эту кафешку. Дальше все развивается по обстоятельствам. Уже давно нет Советского Союза, девочки-близняшки выросли, обе замужем. Миргуль живет в Астане, Данагуль с мужем эмигрировала в Канаду. Мы сидим, не спеша выпиваем, вспоминаем детские годы, обмениваемся мнениями о настоящем и стараемся не забегать вперед, делая прогнозы  на будущее.
       Неожиданно играет мелодия телефонного звонка. Каждый инстинктивно лезет в карман, пытаясь нащупать  контуры аппарата. И,  все-таки, звонят Аслану.
- Алло ! Я слушаю !, - отзывается он голосом оторванного от срочной работы человека , - Кого !?...
   Я чувствую какой то подвох. Глаза Аслана округляются. Он беззвучно шепчет губами и кричит на казахском в телефон : « Хорошо ! Я передаю ему трубку !»
- Тебя !, - шепчет он тревожно, - Бери, это дед !
    Я чувствую надвигающуюся катастрофу. Жака, поперхнувшись соком, пытается откашляться. Хохочущий Азамат хлопает его по спине. Аслан закуривает и, пряча улыбку, отворачивается в сторону входа.
- Алло !? Ата ? Говори, это Аманжол !, - слышу я свой голос словно сквозь вату.
- Здороваться не учили, змееныш  ?, - хрипит в трубку мой любимый, милый дед, - Ты, слышь ка, приедь давай на днях. Свозишь меня на зират к бабушке. Год уже , как ее нет с нами. И снится она мне ночами. Сам же видишь, не принимает Всевышний душу мою …
    Дед тихонько всхлипывает на том конце провода. Я чувствую, как на меня накатывает горячая волна. Мы долго молчим. Рядом мои братья, поэтому я не стыжусь своих слез.
- Дед, дорогой, родной мой ! Ты не умрешь . Ты будешь жить вечно, - шепчу я ему в трубку.
    На том конце провода слышится разгневанный хрип и нервный удар клюкой по паркету.
- Ты пьяный там, что ли, кретин ?, - кричит разозлившийся дед, - Сколько вас там ? Это Аслан, жирная скотина , тебя там спаивает ? А ну давай, бросай эту водку и едь ко мне ! В аул ! Бегом ! Умру я внезапно, даже знать не будете, что я костюм новый купил специально для похорон, алкаши несчастные ! Все , не спорь ! Жду тебя !
     Я ошарашенно смотрю на сидящих вокруг меня братьев,  задерживаю взгляд на телефоне, снова подношу его к уху, словно желая убедиться, что связь завершена, как вдруг четко слышу то зловещее и таинственное, что всегда повергало в шок меня, сельчан деревни Афанасьевка и штурмовую роту 721  полка 205  стрелковой дивизии , то самое загадочное и магическое : « Разайдит !!!»