Варька

Артем Кресин
                ВАРЬКА.
  Давным  –  давно, в середине   пятидесятых годов, прошедшего века на рекламных щитах города Ленинграда,                появились афиши, сообщающие об открытии в      залах Академии Художеств выставки произведений живописи собранных из частных коллекций.  Ни до, ни после я о подобных выставках не слышал.
   Мы  с женой решили ознакомиться с этой выставкой. Был воскресный весенний день.  Погода была прекрасной – на небе ни облачка. И мы решили совместить посещение выставки с прогулкой, то - есть пойти пешком по нашему красивому городу. Вышли на Невский проспект, дошли до Дворцовой площади, далее к Медному Всаднику, через мост Лейтенанта Шмидта пришли к Академии Художеств. Этот пройденный нами маршрут и прекрасная погода уже настроили нас  на более утонченное восприятие живописи.  Интересно, что на всех афишах, расклеенных по городу,  была помещена картина, изображающая  обворожительную деревенскую девочку 3-4 лет с куклой. Очевидно организаторы выставки посчитали эту картину главным лейт - мотивом выставки. И они не ошиблись. 
Пока мы снимали верхние одежды в гардеробе, и шли в демонстрационные залы, мы слышали обмен мнениями между теми, кто уже окончил просмотр. Больше всего с восторгом упоминалось имя Варьки. 
Выставка была необыкновенно интересна. Были собраны работы и Репина, и Серова, и Крамского – всех перечислить трудно. Кстати картина Крамского "Портрет Неизвестной" также привлекла наибольшее число посетителей.  Но это были имена художников, которые всем знакомы.
         Было очень много акварелей, выполненными этими  художниками, которые были широко известны своими фундаментальными картинами, выполненными маслом. Очень  много было эскизов к известным картинам. Художник, прежде, чем приступать к окончательной работе  по написанию  задуманного полотна, очень много работает над общим планом и отдельными деталями, то – есть пишет эскизы.    
         После написания основной картины, остается масса таких эскизов, которые, в свою очередь становятся  также большой художественной ценностью. Во-первых, каждый из них выполнен рукой мастера, а во вторых, и это главное, на них виден путь поиска художником того единственного правильного решения, которое он осуществил на основном полотне.   При изучении и любовании окончательной картиной, бывает очень интересно посмотреть  предварительные варианты, в которых  прослеживается творческий поиск художника.  Эти эскизы выполнялись как в масле, так и в акварели.
Про себя могу сказать, что после этой выставки я особенно полюбил акварель.   Одним мазком изображалась деталь рисунка, причем каждый подтек, казалось бы, произвольный создавал нужную цветовую гамму. Акварель и привлекает к себе любителей именно таким легким, просвечиващимся  подтёком. Но меня удивили мастера, у которых были великолепно выполнены в акварели эскизы, состоящих  из массы мелких деталей, как например накрытый яствами стол с разложенными столовыми приборами. Выполненные акварелью они  безупречны и хотелось их смотреть и смотреть .
                Больше всего посетителей толпилось у картины Крамского "Портрет неизвестной".
              Но не менее посетителей мы увидели у картины, изображенной на рекламной афише. Подошли и прочли надпись. Художник Лемох Кирилл Викентьевич (1841 – 1910 г.р.),  Варька. Не было среди окружающих картину ни одного неулыбающегося человека.  А на них  с картины смотрел ребенок, девочка лет 3-4, сидящая у внутренней стены деревенского сарая, в непритязательной крестьянской одежде, с тряпичной куклой в руках, с платочком на голове и улыбалась стоящим у картины доброй детской улыбкой.   
              Далее просматривая остальные полотна, мыслью снова и снова возвращался к милой Варьке.  В последующем, заинтересовавшись этим художником, просмотрел литературу, к нему относящуюся и ознакомился с его творчеством.
Кирилл (Карл) Викентьевич Лемох (1841 – 1910 г.р.)  Учился в Московском училище  живописи и ваяния . Продолжил учебу в  Императорской Академии Художеств.
              По складу своего творчества был художником бытописателем, всегда был верен крестьянской теме.  В этом жанре проявлял сентиментальность, и несколько идеализировал деревенскую жизнь. Особенно прославился в изображении крестьянских детей. Заинтересовавшиеся могут войти  интернет и полюбоваться репродукциями "Варьки" и других картин этого художника. Уверен - получите удовольствие.