Коричневые чулочки с подвязками

Иракли Ходжашвили
Коричневые  чулочки  с  подвязками

     Когда  я  вчера  пришел  домой, то  еще  на  лестничной  площадке  услышал,  что  у  нас  гости.  И  вправду — к  нам  пришли  новая  подружка  дочки  по  детскому  саду  со  своими  братьями  и  мамой.
     Они — беженцы  из  Цхинвали.  Т.к.  в  выделенных  гостиницах  всё  занято, ей  обещали,  что  поселят  в  новой,  или  дадут  квартиру   как  многодетной  матери-одиночке.  Но  вопрос  всё  тянется  и  тянется…
И  семья,  проютившись  какое-то  время  у  родственников,  недавно  перебралась  в  съемную  квартиру,  которую  оплачивает  государство.
     Детей  трое: девочка — одногодка  с  нашей — 5  лет   и  два  мальчика — 3-х  и  6-и.  Младший  родился  уже  после  гибели  отца…
     Девочки  возятся  с  куклами  и  игрушками,  а  мальчики  гоняют  мяч. Причем,  малыш  «играет»  тоже,  то  за  брата,  то  за  нашего  сына.
В  общем,  понятно,  почему  я  еще  на  площадке   узнал  о  гостях.
      Познакомился  со  всеми,  разговорились  с  мамой — Като.
      Оказывается,  они  жили  во  дворе  дома,  где  я  провел  немало  времени  в  детстве. 
      В  центре  небольшого   внутреннего  двора,  окруженного  с  трех  сторон  старыми  домами  с  деревянными  балконами,  а  с  четвертой — зданием,  где  располагалось  подразделение  Пожарной  команды  (с  гаражом,  куда  мы  с  любопытством  заглядывали,  когда  пожарные,  открыв  ворота,  мыли  свои  красивые  красные  машины),  был  старый  сухой  бассейн  с  бывшим  фонтаном. Очевидно,  когда-то,  это  было   очень  красивое  сооружение,  но  уже  в  мое  время  бассейн  был  давно  местом,  куда  сбрасывали  обломки  кирпичей,  камни  и  пр.
     Это  я  к  тому,  что  во  дворе  играть  в  футбол  было  практически  негде.  Зато  крыша  «пожарки»  была  плоской,  заасфальтированной,  огороженной  по  периметру  красивым  бордюром  с  колоннами,  высотой  около  метра!    Вот  там-то,  взобравшись  на  нее    по  двухмаршевой  железной  лестнице,  мы  и  гоняли  мяч. 
      Я  вспоминал  как  в  разгар  игры  мяч  часто  перелетал  через   бордюр,  или  проскакивал  между  его  фигурных  колонн, внезапно  сваливаясь  сверху  на  прохожих. 
      Дети,  слушая,  хохотали,  представляя  и  изображая  эту  картину.
Малыш,  оказывается,  уже  давно  залез  ко  мне  на  колени,  а  его  брат  и  сестра  сидели  в  ногах,  не  сводя  с  меня  глаз.
      Чтобы  продолжить  игру,  «виновному»  игроку  надо  было  спуститься  во  двор,  обежать   здание,  выскочить  на  улицу,  где,  хоть  и  не  так  часто,  как  сейчас,  но  все  же  ходили  машины. Если  повезет   и  за  это  время  мяч  не  попал  под  колесо,  то  он  мог  скатиться   вниз,  к  Плехановской  улице,  и  тогда  ищи  его!
      Поэтому   мы  с  крыши  кричали  прохожим,  или  пожарникам,  чтобы  они  забросили  мяч  обратно.  Прохожие  не  могли  сразу  сообразить  откуда  им  кричат  и  вертели  головами,  а  поняв,  иногда  пытались  нам  помочь.
Кому-то  удавалось  добросить  мяч  до  крыши,  а  многим — и  нет  (все  же  гараж  была  довольно  высокий).  Кто-то  пытался  бросить  мяч  одной  рукой,  кто-то  двумя,  кто-то  бил  ногой  (и  тогда  мяч  улетал  или  отскакивал  от  стенки  совершенно  в  неожиданную  сторону),  в  общем,  это  было  еще  то  зрелище! 
      Дети  хохотали,  не  переставая,  даже  малыш,  глядя  на  старших,  так  как  он  вряд  ли  понимал  всё,  о  чем  шла  речь.
      Потом  я  вспомнил,  что  слева  от  входа  во  двор  на  стене  дома  была  закреплена  ручная  лебедка  с  треугольной  рамой,  на  которой  под  самую  крышу  поднимали  мокрые  пожарные  шланги  для  просушки. Я  даже  изобразил  тот  ритмичный  скрип,  которым  этот  процесс  сопровождался. Помню,  что  мы  как-то  насчитали,  что  таких  «скрипов»  было  24,  пока  рама  не  доходила  до  самого  верха.
       Мы  любили  смотреть  как  шланги,  извиваясь,  как  серые  змеи,  вытягиваются  и  уходят  вверх,  а  из  них  вытекает  вода,  собираясь  в  большую  лужу  прямо  у  ворот,  и  те,  кто,  входя  во  двор,  не  знали  эту  его  особенность,  неожиданно  в  нее  влетали!  Смешно,  правда?
      А  сами  брезентовые  шланги, которые  пожарники  называли  почему-то  «рукавами»,  высыхая,  приобретали  разные  оттенки  серого  цвета — от   почти  белого (это  были  новенькие),  до  почти  черного — как  видно,  они  прошли  длинный  путь  сражений  с  огнем.
      Интересно  было  бы  послушать  их  истории  про  разные  пожары!
Иногда  эти   серые  шланги  напоминали  мне  длинные  толстые  макароны,  с   которыми   варили  суп  и  готовили  любимые  мной макароны  с  мясом  «по-флотски».  Мы  их  любили  еще  и  за  то,  что  через  них,  как  через  трубочку,  можно  было  втягивать  в  себя   суп.
      Я  вспомнил,  как  в  пионерском  лагере  мальчишками  мы  устраивали  соревнование — кто  без  перерыва,  с  одной  макарониной  осушит  тарелку.  Правда,  этот  процесс   сопровождался  всякими  некрасивыми  «хлюпающими»  звуками,  но  весело  же!?
       «Что  ты  учишь  детей  всяким  глупостям!» — сказала  мне  жена.
       «А  сейчас  таких  макарон  уже  нет,  так  что  ничего  страшного. Но  зато  мы  запомним,  что  так  кушать  некрасиво,  а  поэтому — нельзя!»

      Вдруг  малыш  шепнул  мне: «Хочу  писить».  Я  посмотрел  на  Като  и  понял,  что  она,  пожалуй,  единственная, кто  все это  время  не  смеялся,  а,  наоборот,  напряженно  смотрела   на  меня  и  детей. 
      Ребенок  не  захотел  слезать  с  моих  рук,  поэтому  я  отвел  его  в  туалет — у  меня  (слава  богу!)  есть  в этом  опыт. 
      Снимая  с  малыша   штанишки,  я  заметил,  что  на  нем  такие  же  длинные  коричневые  чулочки  с  подвязками,  какие  носили  мы  (и  мальчики   и  девочки)  в  его  возрасте! 
     Откуда  они  взялись   в  наше  время  детских  колготок? 
     Как  и  где  сохранились?
     Когда  мы  вернулись  к  остальным,  женщина  засобиралась  домой.
     Взрослые  дети  (и  мои   и  гости)  просили  побыть  еще  немного;  мы  с  женой  их  поддержали,  но  Като  сказала,  что  ей  надо  еще  кое-что   успеть  по  дому,  так  что  они  начали   собираться.
     Малыш  не  хотел  ни  одеваться,  ни  уходить...  и  даже  игрушки, которые  им  подарили  наши  дети,  его  не  привлекали.
     Я  видел,  что  Като  нервничает  из-за  этого.  «Вы  не  могли  бы… чтобы  ребенок... не  привык...»  с  трудом  произнесла  она.
     Меня  обдало  жаром! 
     Как  же  я  был  неосторожен! 
     Не  прощаясь,  я  постарался  незаметно  выйти  в  другую  комнату,  и  мне  стоило  больших   усилий,  чтобы  удержаться  и  не  обернуться  назад,  к  детям.
     Они  ушли,  но  плач  малыша  был  слышен  и  со  двора.

      А  шея  у  меня  до  сих  пор   окаменевшая.
                21-22.03.2020 г.