Клуб книгочеев. Где искать Эль - Дорадо?

Виктор Сафран
               
                Клуб книгочеев               
               
               
                ГДЕ ИСКАТЬ ЭЛЬ-ДОРАДО?               
               
               
        Пригласите в гости Гумбольдта, и он вам  расскажет об этом               
               
               
               
               
                … Для «особо одаренных» сразу скажу, что речь идет об Александре фон Гумбольдте (а если абсолютно точно и с громадным уважением,  то - о бароне Фридрихе Вильгельме Генрихе Александре фон Гумбольдте), который  прожил  почти 90 лет – с 1769 по 1859 год. Это один из  величайших ученых в истории человечества.  Современники называли его Аристотелем 19 века, ученым-энциклопедистом. Хотя он – чистокровный немец -  был, можно сказать, космополитом, и -  великолепным натуралистом-естествоиспытателем, географом...  А еще – отличным публицистом-писателем!               
               
                Но! - ЧИТАТЬ  его работы, как произведения ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ просто-напросто не удастся, не выйдет и не получится! Его «просто» ЧИТАТЬ -  это все равно, что пытаться «просто» читать учебник по высшей математике! Его нельзя читать без предварительной подготовки, - знания-освоения хотя бы азов этих наук; нельзя без желания познать новое, обогатить свое МИРОВОЗРЕНИЕ!..  То есть – нельзя бездумно, без осмысления, без осознания прочитанного! Почему? Потому, что он  описывает не выдуманные  (как в художественной литературе), а НАУЧНЫЕ факты глубоко  ПРИРОДНОГО свойства, которые, как известно, «похлеще»  всякой выдумки; описывает  на основе им самим виденного или почерпнутого (но им лично проверенного!)  у своих предшественников и современников; описывает с непременными мыслями о том, откуда и как возникло то или иное явление (факт), да и еще с размышлениями-анализом  применения оных в ТО время и даже -  В  БУДУЩЕМ  бытии человеческих сообществ; описывает, проявляя недюжинный   писательский талант владения словом, создавая настоящие захватывающие словесные картины…
               
                Недаром  одна из его книг-работ так и называется «Картины природы». Читал я это и  несколько других произведений данного автора еще в молодости и – что-то не припомню особого своего  впечатления… Тогда… Мне больше  нравились повествования, например, Георга Форстера – одного  из первых учителей и, так сказать,  вдохновителей Гумбольдта; Чарльза  Дарвина – ученика и последователя  Гумбольдта;  из более поздних авторов-естествоиспытателей -  Джеральда Даррела, Тура Хейердала,  Фарли Моуэта,  книги о путешествиях Пржевальского,  Миклухо-Маклая,  Георгия Седова, Григория Федосеева; мореплавателей-кругосветчиков, начиная с Джеймса Кука, его российских последователей, и  первого из них -  Ивана Крузенштерна, затем - Василия Головнина, Федора Литке…
               
                Но вот уже в зрелом возрасте мне «попадается» книга Александра фон Гумбольдта под названием «Путешествие в равноденственные области Нового света  в 1799 – 1804 г. г.. Плавание по Ориноко» (Изд-во «Мысль», М., 1964 г.).  Перечитывал я ее все больше и больше восхищаясь дарованиями автора,  его знаниями-познаниями, его громадной (!) эрудицией и человечностью. На третий, наверное, раз «не выдержал» и начал конспектировать, дабы глубже (в силу своего кругозора и прочего) осмыслить прочитанное, - этот ЭВЕРЕСТ знаний, фактов и т. д. , которые «охватывают» почти все существующие на тот момент науки, ветки которых ТАК разрослись к нынешнему времени, что вряд ли найдется теперь Аристотель-Гумбольдт, чтобы их как-то обобщить, описать; это будет попытка объять необъятное!..  А он это мог!!!               
               
                Но вернемся к названию упомянутой книги, чтобы кое-что  сразу «расшифровать» для современного читателя. Напомним, что  «новым светом» в то время назывался Американский континент, который  и на исходе 18 века был в основном «терра инкогнита» - страной неизвестной; а «Ориноко» – это река в Южной Америке; вторая по значению (и параметрам, так сказать) после реки Амазонок…   Да-да, изначально именно так, - не АМАЗОНКА, как стали ее называть позже, а – АМАЗОНОК, - в честь, так сказать, женщин-воительниц, «сестер» древнеримской богини Дианы и многих других ее земных очень самостоятельных и свободолюбивых представительниц «слабого пола», которых было немало в истории человечества…
               
                Об амазонках я, конечно же, и раньше что-то слышал-читал. Но  самое интересное о них, в частности, узнал именно из этой книги Гумбольдта. Он мне «подсказал», что об амазонках – женщинах без мужчин, подзабытых с давних времен - вспомнили конкистадоры, «рванувшие» вслед за Колумбом осваивать Новый свет.  Мечом и огнем! Огнем из неизвестного аборигенам этого континента страшного оружия типа мушкетов и пушек…    Это потом уже подключились к освоению континента и его народов европейские монахи самых различных орденов и концессий, дабы и якобы «спасти» души диких индейцев, обратив их в веру Христову.  И тоже ведь – не всегда бескровными методами, коль скоро созданные на землях индейцев миссии-поселения охраняли солдаты, присылаемые из европейских метрополий и кормившиеся трудами и ограблениями  аборигенов…   Монахи-европейцы буквально соревновались друг с другом количеством  крещеных индейских душ…     Не важно, мол, убитых-умерших,  или живых…               
               
                Так вот, - те, кто нес «истинную веру»  оружием, - они иногда уничтожали в индейских поселениях всех мужчин от мала до велика; и тогда за луки и  стрелы, копья и тамогавки  брались женщины-индианки, и дрались  не хуже мужчин…                Но Гумбольдт не был бы Гумбольдтом, если бы он не проанализировал со всех сторон каждый из приведенных фактов, наблюдений и т. д. , чем он и отличен от естествоиспытателей, живших и до него, и после…     Как и с амазонками.
               
                Великий ученый (считаю, - сверх начитанный человек даже для нашего времени!!!) обратился сразу же к древним источникам, откуда и привел аналогичные факты существования таких женских сообществ; с выводом, - что возникли они в большинстве своем в результате беспросветного угнетения представительниц так называемого слабого пола, их положения в семье по отношению к мужчинам в качестве рабынь. И даже – источника пропитания, то есть (страшно даже сказать!) в качестве банального мяса!!! Этому в данной книге находим ряд подтверждений.
               
               
                Стр. 371: «…здесь Кокуй, вождь манитивитано (название одного из индейских племен – В. С. )… держал свой гарем и здесь же, он… по какой-то странной прихоти СЪЕДАЛ самых красивых и самых жирных жен»… И на стр. 391 следующий факт: «…Алькад-индеец… СЪЕЛ одну из своих жен; предварительно, он отвел ее  к себе (в лесную хижину) и хорошо кормил, чтобы стала жирней».               
               
                И далее автор подчеркивает, -  «Людоедство среди индейцев Гвианы никогда не вызывалось ни недостатком пищи, ни религиозным суеверием, как это имеет место на островах Южного моря; обычно оно бывает или проявлением мести победителя, либо (как говорят миссионеры) «неумеренного аппетита».  Победа над вражеской ордой празднуется пиршеством, во время которого ПОЖИРАЮТ некоторые части трупа пленника»…
               
                Стр. 307: «Во время поспешного бегства множество карибов погибло… Пленных (индейцы-победители из народа кабре, -  В.С.) СЪЕЛИ, движимые утонченной хитростью и жестокостью, свойственными диким народам обеих Америк… Карибы вернулись в таком большом количестве, что на берегах Кучеверо от людоедов кабре уцелели лишь жалкие остатки»…
               
                Затем на нескольких последующих страницах  Гумбольдт анализирует, откуда и как взялся этот страшный человеческий порок – каннибализм.
                На стр. 323-324 он рассказывает о встрече с вождем одного из индейских племен, принявших христианство, по-существу, в обмен на патент, разрешающий ему "добывать лесных индейцев для завоевания душ", что на самом деле обернулось захватом рабов в других племенах для продажи португальцам... Так вот, этот вождь по имени Явита " ...утверждает, - пишет А. Г. - что в юности видел, как ели человечье мясо индейцы почти всех племен... Он думает, что этот чудовищный обычай является у них лишь системой мщения: они едят только врагов, захваченных в плен во время битвы... Как мы увидим ниже, случаи, когда из утонченной жестокости индеец съедает своих близких родственников, жену, изменившую любовницу, крайне редки. На берегах Ориноко неизвестен также странный обычай скифских и массагетских (?) племен, индейцев с берегов реки Укаяли и древних обитателей Антильских островов воздавать почести мертвецам, съедая часть их трупа... Индеец с Гаити считал бы неуважением к памяти родственника, если бы в свое питье не добавил  небольшой кусочек тела покойного, предварительно высушив его на подобие мумии и превратив в порошок. По этому поводу мы вполне можем сказать вместе с восточным поэтом, что "из всех животных человек наиболее нелеп в своих нравах, наиболее порочен в своих склонностях".               
               
                А на стр. 392 А. Г. заключает: «… людоедство и часто связанный с этим обычай человеческих жертвоприношений распространены во всех частях земного шара и у народов самых различных рас; но при изучении истории особенно поражает то, что человеческие жертвоприношения сохраняются на довольно высокой ступени цивилизации и что племена, считающие за честь пожирать пленников, не всегда относятся к числу самых диких и самых свирепых»…               
               
                Тут я, как автор данной публикации, согласен с Гумбольдтом, -  слишком жестокими были отношения друг к другу жителей Южной Америки, -  даже в одном государстве,  даже в одном племени. Преступления пришельцев -  белых-конкистадоров, на мой взгляд, просто меркнут перед человеческими жертвоприношениями, каннибализмом, существовавшими веками  у знаменитых ацтеков, инков, карибов,  кабре и т. д..    Так что конкисту нельзя рассматривать как однозначно плохое явление. В историческом плане белые принесли в «новый свет» все же больше положительного, прогрессивного…               
               
                К теме каннибализма Гумбольдт (давайте для краткости и удобства дальнейшего чтения (что ли) будем «обозначать» автора просто инициалами -  «А. Г.») обращается не один раз. Показателен (можно сказать) факт в этом «плане», приведенный на стр. 436: «Хижина, где в течение нескольких дней собирались индейцы, представляла весьма странное зрелище…  В ней не было ни стола, ни скамьи; зато  были симметрично выстроены и прислонены к стене почерневшие от дыма большие жирные обезьяны… которых называют купуцинами (я так пока и не понял, признаюсь, почему также называется монашеский орден  - В. С.). Способ жарения  этих животных усиливает неприятное впечатление… Окутанная дымом и пламенем, обезьяна одновременно жарится и чернеет. При виде того, как индейцы пожирают руку или ногу…, трудно удержаться от мысли, что обыкновение есть животных, по своему физическому строению столь близких человеку, в какой-то степени содействовало уменьшению среди дикарей ужаса перед людоедством»…               
               
                Кстати будет сказать, что «процесс жарения обезьян»,  Гумбольдту и его верному другу-французу, сподвижнику и спутнику в этом труднейшем пятилетнем  путешествии по Новому свету, великолепному знатоку земной флоры -  Эме Бонплану, демонстрировал некто иной как старый индеец -  «хозяин яда», как его именовали соплеменники, так как он умел производить известную теперь во всем мире отраву под названием КУРАРЕ. Об этом яде А. Г. упоминает неоднократно. Более пространно, начиная со стр. 428, где он говорит об их прибытии на утлых индейских пирогах в знаменитое место на Ориноко – поселение под названием «Эсмеральда»; знаменитое умением здешних жителей в приготовлении этого яда.               
               
                Они прибыли туда как раз, когда индейцы всем, так сказать, миром и скопом праздновали окончание сбора урожая растений, из которых изготавливается этот КУРАРЕ, по какому случаю несколько дней подряд здесь шло повальное пьянство. Стр. 429: «Нам посчастливилось разыскать старого индейца, менее пьяного, чем остальные…    Это был местный химик,… известный в миссии под прозвищем ХОЗЯИН ЯДА; он держался с такой чопорностью, в какой некогда упрекали европейских аптекарей, и разговаривал таким же педантическим тоном. «Я знаю, - сказал он, - что у белых есть секреты приготовления мыла и черного порошка, отличающегося важным недостатком: он производит шум, разгоняющий животных, если в них не попадают. Кураре… превосходит все что вы умеете делать там (за морем). Это сок травы, убивающий совершенно бесшумно».  (Прим-е В. С. «для особо одаренных», - «черный порошок» это ПОРОХ; индеец знает и его превосходство, и  недостатки, - что при повышенной влажности он не срабатывает, а кураре – да, и бесшумно; так, что не поймешь откуда пришла смерть).               
               
                Важно отметить, что в своих рассуждениях о КУРАРЕ  А.  Г.  особо отмечает, что всякий яд бывает как вреден, так и полезен; все зависит от дозы. (То есть Гумбольдт подтверждает вывод-открытие для тех времен знаменитого Парацельса, точнее -  швейцарца по имени Филипп Ауреол Теофаст Бомбаст фон Гогенгейм  (1493 – 1541), «взявшего» себе такой псевдоним «от» древнеримского врачевателя Цельса; а приставка «пара» значит «вроде» или «около»). Индейцы целого ряда племен Южной Америки, сообщает Гумбольдт,  применяют кураре для лечения желудочно-кишечных заболеваний. И далее автор  с большим сознанием дела говорит о других растениях этого континента, применяемых как противоядие от укуса змей, для лечения ран и ряда инфекционных заболеваний типа лихорадки и других, характерных для экваториального пояса, недугах… Интересно и еще одно, так сказать,  примечание-предупреждение А. Г. к теме ядов.               
               
                Стр. 435: « …Химики открыли чистую синильную кислоту и много других исключительно смертоносных веществ, и в Европе будут меньше опасаться ввоза этих ядов, приготовленных дикими народами; нелишне, однако, напомнить о предусмотрительности тем, кто хранит столь опасные вещества  в многолюдных городах (центрах культуры, нищеты и разврата)». Вот так вот,  считает Гумбольдт! И верно, ибо современные города по мере роста все больше соответствуют данной характеристике!!!
               
                Гумбольдт и Бонплан, - тогда еще совсем молодые люди, были очень любознательны, подмечали все и вся. Стр. 127: «В Калабосо посреди льянос мы увидели электрическую машину, … почти такой же совершенный прибор, как у наших европейских физиков… Их сделал человек (Карлос дель Посо, видимо, испанец, - В.С.), который никогда не видел ни одного прибора, не мог ни с кем посоветоваться… (и он) решил самостоятельно, … создать приборы, описание которых прочел в книгах». Путешественники были очень удивлены и восхищены дарованиями изобретателя-самоучки, живущего в столь диких краях…  И в какое время? – в конце 18 века! Когда только зарождались основные понятия об электричестве…     
               
                Затем А. Г.  пишет, - «Кроме электрических приборов… нас могли заинтересовать в Калабосо только гимноты, живые электрические машины».  И пошла речь об ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ УГРЯХ, называемых здесь ГИМНОТАМИ и обитающих в редких водоемах тамошних степей – льянос. А. Г. скрупулезно описывает этих существ, их влияния на других животных. На стр. 128 – 129 он просто захватывающе рассказывает о проведенном им вместе с индейцами эксперименте по насильному «купанию»  диких лошадей в озерке, где водилось множество гимнотов. «Несколько лошадей не выдерживают силы невидимых ударов, наносимых им со всех сторон в самые жизненно важные органы; …и они исчезают под водой»;  другие лошади, «спотыкаясь на каждом шагу… добираются до берега и падают на песок»…               
               
                Гумбольдт, как истинный ученый, попробовал на себе силу угрей, но ощутил лишь легкое пощипывание, т. к., сделал он вывод, силу своих разрядов угри истратили на лошадях, а слабые их удары могут быть… целебными. « В Голландской Гвиане… применяли гимнотов для лечения паралитиков… Лечение электричеством распространено среди дикарей Америки, как оно было распространено  среди древних греков»… ( В. С. - читатель, вдумайтесь , - вот вам одно из подтверждений великой мудрости А. Г.; здесь он предсказывает-подсказывает направление современной медицины!!!; вспомните электрофорез и прочие целительные процедуры, обследования и т. д., с применением электричества, применяемые сегодня).               
               
               
                …Само плавание по Ориноко, как таковое, длилось всего два с половиной месяца (из пятилетнего путешествия  Гумбольдта  с Бонпланом по Южной Америке). Но это было настоящее испытание для обоих потому, как они подвергали себя массе опасностей! Начиная с того, что поднимались вверх по бурному, извилистому и порожистому Ориноко, как уже говорилось, на утлых индейских лодках -  пирОгах, выдолбленных из стволов; под управлением индейца-кормчего и гребцов-индейцев, - очень сильных и бесстрашных людей… ПирОги отличались большой неустойчивостью: если кому-то надо было встать, он должен был предупредить остальных, чтобы были готовы удержать равновесие, ибо переворот пироги грозил всем гибелью; гибелью в безвестности, т. к.  в основном заросшие непроходимыми джунглями берега Ориноко и его многочисленных рек-притоков, были почти безлюдны…
               
                Да и доберешься ли до суши, так как  вОды Ориноко кишели крокодилами и анакондами (их А. Г. скромно называет УЖАМИ, - В.С.), а на берегу спасшихся наверняка и вполне могли ожидать американские тигры -  ягуары... Каждому из этих видов автор «посвящает» целые исследоваия. Описывая подробно, например и «на» примерах, -  индейские и негритянские (т. е. африканские, коль скоро с этого далекого континента поставлялась в Ю. Америку тогда масса рабов-негров) способы избежания зубов крокодилов (аллигаторов или кайманов? Я так и не понял, или тогда еще не существовало такой классификации, - В. С.), - на суше надо бежать по наиболее узкому кругу, а в воде, если уж попал в пасть, то пытайся выдавить чудовищу глаза…               
               
                Но, судя по описанию А.Г. , перечисленные грозные представители фауны, - это мелочи, это не столь важно! Важнее и труднее всего было выдержать и вытерпеть бесконечные, круглосуточные и очень-очень болезненные атаки МОСКИТОВ и прочего «подлого» ГНУСА, представители которого из разных родов приходили на смену друг другу по времени суток, и пытали - пытали! И таким количеством, что некоторые места (то же упомянутое поселение-миссия Эсмеральда) использовалось начальством монашеских орденов для ссылки провинившихся иноков-проповедников, которые, ведь, как и наши экспедиционеры, были все-таки одеты, когда индейцы-то всегда были обнаженными!!! Но (как показывают исследования на эту тему А. Г.)  – просто аборигены были более терпеливыми и приспособленными к такого рода невзгодам, как и к тропическим лихорадкам, от которых очень страдали почти все без исключения белые; тот же Эме Бонплан в конце путешествия по Ориноко чуть было по этой причине не умер. Благо, индейцам были известны целебные свойства при этой болезни ХИННОГО дерева…
               
                "Люди, никогда не путешествовавшие по большим рекам равноденственной Америки... не могут себе представит беспрерывных ни на мгновение не прекращающихся мучений от насекомых... не могут себе представить, что несметное число  этих маленьких созданий делает обширные районы почти не пригодными для жизни",- пишет А. Г. на стр. 255-256. И далее рассматривает всесторонне эту проблему на почти десяти (!) страницах...               
                Гнуса бывала такая масса, что иногда исключалась возможность использования приборов для определения точных координат, - плотность насекомых была такова, что звезд сквозь их пелену не было видно!    А ведь официально именно ради этого прибыли сюда Гумбольдт и Бонплан. Именно перспективой установления границ новых владений, обретенных в Южной Америке, они убедили монархов Испании и Португалии! А еще – перспективой нахождения (в конце-то, мол, концов!) этого легендарного, но никак не досягаемого и не достигнутого Эль-Дорадо. (Только так - через дефис предлагал писать сие название А. Г., обосновав строгим переводом с одного из многочисленнейших индейских языков как «ЧЕЛОВЕК ПОЗОЛОЧЕННЫЙ». Согласно легенде, у одной из южноамериканских народностей, кажется у инков, была традиция по утрам натирать маслянистыми благовониями тело главного вождя, затем "спецы" через трубочки покрывали его золотой пылью; в таком виде и являли его народу)...
               
                Кстати будет сказать, что именно перспективой поиска-нахождения Эль-Дорадо «купил», или по-другому – заинтересовал-подвинул к захватническому освоению земель и населения «нового света» королеву Англии Викторию знаменитый ее подданный -  разбойник и авантюрист -  Релей. Наверное, отсюда, с туманного Адьбиона, слух об Эль-Дородо расползся по всей Европе, ибо в Ю. Америку «рванули» вскоре и голланды, и немцы, и Бог знает кто… Жажда золота, жажда богатства всегда была и останется путеводной звездой в существовании человеческих сообществ; жажда наживы – зараза и сволочь – вела и ведет ко все новым людским  порокам и... открытиям… По закону единства противоположностей...  А вот больше на пользу или во вред человечеству, показывало и  покажет время…  Эти сентенции тоже из выводов Гумбольдта…        
               
                Но – вернемся к главной задаче путешествия, определенной А. Г., и на что ему были даны высочайшие монаршие соизволения. И – что важно – сопроводительно-рекомендательные бумаги к вассалам – людям зачастую довольно невежественным, но посаженным на руководство населением новообретенных земель. Гумбольдт приводит примеры того, как высокопоставленные вельможи,  владельцы громадных стад скота и прочей живности, включая рабов  (миллиардеры по нынешним меркам) не могли понять, - почему эти европейцы приехали черт знает откуда измерять земли, им не принадлежащие?; зачем и чем? Вот последние вопросы были из разряда  «по-существу».               
               
                Ориноко и ее притоки  - реки очень извилистые. Чего стоит только один из довольно коротких притоков под названием Чагре. Но на его пути насчитывается 85  извилин! «Они часто образуют прямые углы, и на протяжении 2 – 3 лье река делает несколько излучин» (стр.  340). Это реки,  в основном, обросшие буквально  непроходимыми джунглями; сообщение между населенными (редкими, как уже говорилось) пунктами осуществлялось в основном только по воде, на лодках-пирОгах.  «Так сколько от вас до следующей деревни?», - спрашивали наши путешественники у индейцев и монахов. «Да четыре дня пути в пироге», - был, например, ответ.  (Обратите внимание на измерение расстояния: в днях!).               
               
                Но Гумбольдт уже в совершенстве освоил существовавшие  на тот момент методы  определения не только географической широты (что уже было понЯто и достигнуто людьми), но и географической долготы.          
               
                Последнее определение было открыто-внедрено совсем недавно по тому времени: помните выражение – «по Гринвичу»?; то есть от меридиана этого английского населенного пункта было установлено условное деление нашей планеты условными линиями от полюса до полюса на 24 «арбузные дольки» - по количеству  часов в земных сутках; иными словами, определение долготы это определение местного времени в определенной географической точке земного шара. (Потом, видимо для удобства вычислений и замененного, как и в определении широты,  на градусы, по 180 на запад и восток "от Гринвича"). Перекрестие этих дух параметров – широты и долготы – и дает точные координаты определенной точки нашей планеты. Вот найти это перекрестие и вычислить его, точно установив МЕСТНОЕ ВРЕМЯ,  - это уже дело мастера и его приборов. Такие приборы, несмотря на связанные с этим неудобства,  Гумбольдт возил с собой.  В пользовании этими приборами он тоже был великий мастер: местоположение объекта он устанавливал не просто в градусах, но и в минутах, и секундах!  Только так можно было установить точное расстояние от пункта до пункта. Тут нужны были не только точные хронометры (коль скоро МЕСТНОЕ ВРЕМЯ это основной параметр определения долготы), но и оптические приборы для определения прохождения определенных небесных планет через меридиан и т. д. и т. п. То есть, работать надо было в ночное время, - как раз когда количество гнуса достигало своего предела…   Самой буйной фантазии не хватит, чтобы представить, - сколько терпения нужно было проявить наблюдателю!!!
               
               В итоге, все просчитав, А. Г. просто «убивал» самых просвещенных белых южноамериканцев сообщением о том, что до соседней деревни не четыре дня пути, а всего, скажем, три километра (!) от них до излучины реки, где стоит-находится соседняя деревня. Но – через глухие и дикие джунгли! Так не лучше ли пробить через них дорогу ли, тропу ли  к этой соседней деревне?; а вот здесь построить мост?..               
               
                Такие и множество других советов Гумбольдт в письменном виде (на соответствующих языках!)  отправлял в разные инстанции как колониальных властей, так и метрополий, с чьего благословения и путешествовал. А правильнее будет сказать,  – РАБОТАЛ!   Но… на свои деньги-средства! Без компенсации, так сказать, хотя  по проектам-задумкам А. Г. в странах Латинской Америки, говорят, до сих пор строятся дороги  и мосты, и даже – ГОРОДА!!!       
               
                Да-да! Гумбольдт рассматривал рациональность (что ли?) расположения тогдашних и будущих поселений как на Ориноко так и вообще в Ю. Америке с нескольких точек зрения. Две первые – это БЕЗОПАСНОСТЬ: во-первых - от лихорадочных мест, где, как он говорит, часты «вредные миазмы-испарения» (тогда еще комаров и прочий гнус, как переносчиков таких заболеваний, не брали в расчет); второе, - с точки зрения защиты от нападения неприятеля, то есть пиратов-корсаров-приватиров, «выкормленных» и посланных на разбой европейскими государствами-конкурентами в освоении «нового света». (Ну вы, читатель, скорее всего знаете о ком и о чем конкретно идет речь; ведь это же тоже интереснейшая страница в истории человечества, о чем написано не мало; найдите, почитайте).               
               
                К замечанию «во-вторых» у меня есть свое «замечание», - к тому, что Гумбольдт, заметьте, прекрасно разбирался еще и  в разного рода фортификациях и прочих защитных сооружениях, начиная с количественного состава гарнизонов и оснащения их пушками и прочим огнестрельным оружием!  А. Г. правомерно рассматривает города, рациональность их местоположения как важный фактор для развития сельского хозяйства и промышленности окружающих их территорий, доказывая это на статистических цифрах и фактах, - где и сколько производится по всему (!) земному шару, например, пшеницы, картофеля, а  так же -  фруктов, кофе; как ведется скотоводство и как его лучше вести…   С его «подачи» в Ю. Америке велась и  ведется сейчас  разработка-добыча целого ряда полезных ископаемых! В том числе – и ЗОЛОТА! Его имя носит океанское течение, горные вершины, пингвины и т. д. и т. п. (Читайте Википедию).
               
               К «пройденной» теме у меня  есть существенное замечание-задачка. А. Г. координаты определял с помощью приборов. Но он же говорит, что кратчайшие расстояния в этих джунглях вдоль чрезвычайно извилистых рек умели как-то определять аборигены – индейцы! О чем  свидетельствуют ВОЛОКИ между протоками и притоками. Гумбольдт в каждом случае, как и в этом, отдает должное сообразительности индейцев. Он очень уважительно относится к их обычаям и традициям, к их своеобразным цивилизациям с древнейшими корнями. Он описывает наскальные рисунки и другие приметы-предметы, свидетельствующие о высокой и даже высочайшей культуре народов,  живших в этих краях; о представителях флоры и фауны, существовавших здесь в незапамятные времена…   И даже – «глубже»!               
               
                На стр. 211 читаем: «Кости мастодонтов и настоящих американских слонов находят тут и там на плоскогорьях Анд. На равнинах Уругвая жил мегатерий. Глубже раскапывая землю, …там, где в наши дни не произрастают ни пальмы, ни древовидные папоротники, мы обнаруживаем пласты каменного угля, включающего остатки гигантских однодольных растений. Итак, в отдаленные времена классы растений размещались иначе, животные были крупнее, реки шире и глубже»…
               
                А. Г.  далее приводит два факта без всяких комментариев. Первый, - о следах колес, оставленных на, скажем так, - твердейшей поверхности типа гранита, когда он – гранит -  был еще, наверное, не остывшим, то есть когда формировалась планета Земля как таковая…    Второй – о громадных волосатых человекоподобных существах, воровавших индианок, которые рожали от них волосатых детей… (Наверное, речь шла о ныне толком не обнаруженных и не описанных существах, которым, в частности, дано название «ЙЕТИ»)… А. Г. упоминает, что во многих индейских племенах живет легенда о всемирном потопе, и спасшихся в то время мужчине и женщине, от которых, мол, и пошел их род-племя; как, в принципе, и у всех народов земного шара…
               
                Хотел я привести и третий факт из повествования А. Г. - о найденных им в Ю. Америке останках лошадей,  но… Но в сносках «от редакции» категорически заявлено, что этого не может быть, так как этого … быть не может…  (Классика!) Да и не мое  это дело, - спорить с редакцией. Хотя ведь редакция таким образом вступает в спор еще с одним авторитетнейшим натуралистом - с самим Чарльзом Дарвиным. Ведь в его главной работе - "Путешествии вокруг света... на корабле "Бигль"", несколько раз говорится о том, что он сам ЛИЧНО, будучи в Ю. Америке, находил там останки лошадей! А "редакция", переиздавая книгу в середине 20-го века, отрицает этот факт! Благо, перечитывая эту свою статью уже в конце, 2022 года я, включив ТВ канал viasat nature, вдруг слышу из уст современных палеонтологов утверждение о том, что лошадь это исконно американское животное, расселившееся отсюда по всему земному шару; но  на своей родине - в Америке, оно вымерло в ходе последнего ледникового периода; а возродилось потом в средние века, завезенное из Старого света!!!   
                Вот так вот! Вот вам еще одно доказательство гениальности Александра Гумбольдта, который оказался мудрее издателей "нашей" книги. Тем более, что в составе редколлегии этого тома, вроде как скопированного с французского издания, был известный своими открытиями в прошлом веке  потомственный геолог  член-корр   АН СССР Сергей Владимирович  Обручев; причем, – как ответственный редактор. Значит, это и  с его «подачи» книга вышла «в свет» (для многомиллионного по населению Советского Союза) мизерным тиражом, - в шесть тысяч пятьсот экземпляров  (6500!). Всего!!! И к тому же, - в недоработанном, на мой взгляд,  для научно-популярного издания виде. Хотя бы потому, что частые у А. Г.  латинские названия флоры и фауны вообще не «расшифровываются» т. е. ни в сносках, ни в тексте не переводятся на русский язык, оставляя рядовому, так сказать,  читателю «в догадки» и без того сложный текст… Не спасло, по-моему, дело и то, что издатели в конец книги «присобачили»  и краткий объяснительный словарь, и таблицу перевода мер, и указатели географических названий…               
               
                Хотя и в этих дополнениях есть примечательные места и факты. В «Словаре»,  например, упоминается Барабинская степь. (Коль скоро ее упоминание есть в тексте). Почему?
               
                Да потому, что А. Г. – большой и всесторонний знаток всех прородных зон земного шара, часто прибегает к, казалось бы, «далеким» друг от друга сравнениям… По географии. Но близким по сути происходящих явлений…    Вот и Барабу (названную так потому, (якобы)  что эта степь принадлежала когда-то орде-племени под названием Барабинские татары) он удачно сравнил с некоторыми местами степей в Ю. Америке – льянос или прериями. А еще потому, что он сам лично был в этой самой Барабе! И не только.               
               
                В 1829 году его – уже знаменитого на весь тогдашний мир - пригласило (наняло) правительство России (с благословения, конечно, Императора; на то время – Николая Первого), так сказать,  обследовать некоторые области-губернии, наверное,  самой большой на то время в мире державы. И с точки зрения уточнения географических координат, и – определения природных богатств… (Подробности можешь найти в Википедии!).  Ведь А. Г. обладал необыкновенным даром по природным объектам типа растительности – деревьев-кустарников, трав -  определять наличие полезных ископаемых. Что доказал, путешествуя (РАБОТАЯ!) как по Ю. Америке, так и по России.  Например, будучи на Урале, предсказал наличие и возможности добычи там АЛМАЗОВ!!!               
               
                Но в книге, о которой у нас речь, А. Г. «проявляется» еще и  как талантливый ЭТНОГРАФ; для него важнее всего – люди, обитатели диких мест вдоль Ориноко;  он не проходит, образно говоря, мимо даже казалось бы мелких фактов быта и явлений в жизни тогдашних обитателей Ю. Америки. Он не раз останавливается на таких вопросах, как  питание. Понятно, что большинству племен и народностей Ю. Америки были чужды и каннибализм, и пожирание обезьян. Оседлые и полукочевые племена занимались земледелием, выращивая маниок, маис и прочие полезные растения. Да и сама природа тех краев одаривала людей очень щедро; она их и кормила, и одевала, и помогала с обустройством жилищ.
               
                «…Плоды (следует латинское название дерева без всякого перевода, как я уже подмечал)  употребляются в качестве сосудов; цветочные влагалища пальм и древесная кора служит шляпами и одеждой… Узлы… бамбуковых стволов заменяют лестницы и облегчают на тысячу ладов постройку хижины, изготовление стульев, кроватей»…  Природа щедра и в производстве продуктов питания, одарив обитателей Ю. Америки, например, такими деревьями, как ХЛЕБНОЕ, МОЛОЧНОЕ, МАСЛЯНОЕ, а также бананами и множеством других фруктов.               
               
                … Все это изложено на стр. 81 «нашей» книги.  И здесь же Гумбольдт заключает:  «Среди богатой растительности, дающей столь разнообразные продукты, нужны очень могущественные причины, чтобы заставить человека трудиться, чтобы пробудить его от летаргии, чтобы развить его умственные способности». А таковыми причинами, намекает А. Г. , может стать, прежде всего, голод. Ведь растительное питание носит сезонный характер даже в тропической зоне. Да и далеко не все южноамериканские племена привержены к земледелию; многие привыкли обходиться, так сказать, подножным кормом. Он рассказал об одном племени, о котором соседние говорили,  что «…они ИЗ ЛЕНИ жрут  червей и прочую дрянь»…  Другое племя питается так называемыми белыми муравьями, заготавливая их впрок… У третьего – рыболовецкого племени – есть умельцы по изготовлению РЫБЬЕГО ХЛЕБА!!!
               
                На стр. 76 А. Г. пишет: " Должен признаться, что что среди множества любопытных явлений, виденных мною...,  мало было таких, которые поразили бы мое воображение столь же сильно, как КОРОВЬЕ дерево". И далее на "протяжении" нескольких страниц он интереснейше  рассказывает-анализирует происхождение и применение других важных и нужных для человечества "произведений" флоры, сходных с "произведениями" фауны...               
                Далее А. Г. особо говорит о питании… ГЛИНОЙ! И это довольно странное пристрастие присуще не только жителям Ю. Америки. Привезенные  сюда в качестве рабов негры искали и находили  «землю для питания». Как на своей родине – в Африке. А индейцы заготавливали глиняные шарики в больших количествах и ели их тоже в больших количествах без видимого вреда. ( В. С, - В этой книге нет упоминания, но мы-то теперь знаем, что люди на разных континентах "подсмотрели" такой способ питания-утоления голода и (!) лечения у животных; в той же Ю. Америке глину поедают и попугаи, и свиньи-пекАри, и многие другие животные)...               
               
                Стр. 482: «Дикарь считает питательным все, что утоляет голод; поэтому, если отомака (название одного из «рыболовных»  племен, - В.С.)  спрашивают, чем он питается те два месяца, когда уровень воды в реке очень высок (то есть рыба просто не ловится, - В. С.), он указывает на свои глиняные шарики. Он называет их своей главной пищей, так как в это время лишь изредка можно разжиться ящерицей, корнем папоротника, дохлой рыбой…    В течение нескольких месяцев отомаки каждый день съедают три четвертых фунта слегка подсушенной на огне глины, причем здоровье их от этого заметно не страдает»…
               
                Стр. 483: «Повсюду в жарком поясе я наблюдал у многих людей – детей, женщин, а иногда и взрослых мужчин – ненормальное и почти непреодолимое влечение к поеданию глины: не щелочной, не известковой глины для нейтрализации (как обычно говорят) кислых соков,  а жирной маслянистой глины с очень сильным запахом. Часто приходится запирать детей или связывать им руки, чтобы они не ели глины»…               
                Но не везде данная привычка так уж безобидна! Далее А. Г.  говорит:  «Среди других американских племен люди неминуемо заболевают и чахнут, если слишком поддаются этой страсти к поеданию глины». А почему в умеренных поясах Земли люди не привержены к такому способу питания?  Гумбольдт  отвечает на этот вопрос так:  «…Это различие… связано, возможно, лишь с вялой деятельностью желудка, обусловленной сильным кожным потоотделением»… «На гвинейском побережье негры с наслаждением едят желтоватую землю,… но это всегда приносит вред их здоровью» (стр. 484).               
               
                Стр. 491: «Отомаки народ беспокойный, шумный, с необузданными страстями. Они не только любят алкогольные напитки,… но впадают в особое состояние опьянения, можно сказать, почти безумия, употребляя порошок НИОПО». Далее А. Г. описывает способ приготовления этого наркотика, который «… лишает разума и делает их неистовыми во время битвы».  Дьявольский порошок получают из древесного табака. «Настоящий травянистый табак… выращивают с незапамятных времен все индейские племена на Ориноко; в эпоху завоеваний обычай курить был одинаково распространен в обеих Америках». ( Стр. 493).
               
                Тут стоит сделать остановку по важному поводу,  обратясь к сноске-примечанию Гумбольдта о том, что означает слово «табак»; «…оно происходит из древнего языка жителей Гаити и… означает, собственно, не траву, а трубку – приспособление, через которую вдыхают дым», утверждает автор, и дополняет не без сарказма:  «В настоящее время во всех миссиях Америки табак употребляют… чрезвычаянно редко, а в Новой Испании, к величайшему сожалению фискальных органов, индейцы… вовсе не курят».  Они эту пагубную страсть «с удовольствием» передали белым завоевателям.   «… знаменитый Рэлей (которого мы уже упоминали выше,  в связи с Эль-Дорадо, -  В.С.) больше всех способствовал распространению привычки к курению среди северных народов. Уже в конце 16 столетия в Англии горько жаловались «на заимствование нравов дикого народа». Высказывали опасение, что из-за курения табака англичане превратятся в варваров». 
               
                В. С., - как все неоднозначно! И ведь метко предсказано будущее, когда в 20-м  и 21-м веках курение стало вроде чумы и потребовало особых мер. Но, как мы сейчас видим, мало эффективных, т. к.  производителям курева (я не говорю «табака», потому как эти производители сплошь и рядом подсовывают курильщикам всякие суррогаты) и упомянутым фискальным органам это абсолютно НЕ выгодно,  и они будут «биться до последнего» за сохранение своих явно грешных доходов.               
               
               
               
                … В этой книге мы видим Гумбольдта-философа,  Гумбольдта – борца за справедливость,  за равноправие людей, не зависимо от цвета кожи, вероисповедания и т. д..    Вот подтверждения.
               
                Стр. 341: «Крокодилы и боа являются хозяевами  рек; ягуары, пекари, тапир и обезьяны… обосновались там, как в своей  вотчине…  В зрелище живой природы, для которой человек  НИЧТО, есть что-то странное и печальное»…
               
                Стр. 342: «Триста лет прошло в бесплодных территориальных спорах (между Испанией и Португалией, - В.С.)… Как обычно, в продолжении борьбы были заинтересованы больше, чем в ее окончании, и от этой бесконечной распри выиграли только морские науки и географическое изучение Нового Света». Далее А. Г.  рассказывает, в чем суть распри, и в чем именно выиграла географическая  наука, - в том, что ради установления границ между спорными территориями правительства названных стран «… старались разрешить проблему определения долгот… и усовершенствовать приборы».  То о чем мы уже упоминали, -  о точном определении координат…
               
                Гумбольдт всячески подчеркивал свою (буквально) ненависть к рабству. Он рассказывает о таком, просто диком случае, когда белый владелец-хозяин  наказал рабыню-негритянку тем, что привязал за ногу к хвосту лошади и тащил, пока она не померла… (Тут дано сто очков вперед знаменитой российской помещице Салтычихе!).  Далее А.Г. говорит, что этого садиста довольно мягко осудили, но ведь нашлось немало таких, кто пытался оправдать его действия; вот что, по мнению автора, вызывает крайнее возмущение.
               
                На стр. 91 он заявляет, что «Передача власти в руки одной группы населения так же неблагоразумна, как и лишение какой-либо группы принадлежащих ей естественных  прав». Но, как показало Время, и в последующие два века никто к этим советам великого Человека толком не прислушался; эгоизм теперь уже в государственных масштабах  продолжает процветать…               
               
               
                …Вот листаю конспекты этой  книги Гумбольдта,  и понимаю, что мне не удалось донести и сотой доли важного и нужного (а главное – интересного, на мой взгляд) современному  человеку из содержащегося в этом произведении. Чрезвычаянно интересны его сообщения-рассуждения о каучуке, о немых (!) собаках, о ритуальных традициях индейцев, о республике негров-бунтарей, но и – о бунтах монахов, о сборе черепашьих яиц  и т. д., и т. д.
               
                На этом разбор-анализ произведения великого ученого можно завершить, - в надежде, что мне удалось увлечь и привлечь читателей… Выступать же толмачем мыслей великого человека – дело неблагодарное. А вот пропаганда подобных вечных произведений наших предков всех времен, на мой взгляд, дело БЛАГОРОДНОЕ. Вот почему я ОБРАЩАЮСЬ К АДМИНИСТРАТОРАМ литератаурных (и не очень) сайтов с просьбой поддержать меня и завести рубрику типа «Клуба книгочеев». Чтобы авторы сайта могли делиться с читателями не только своими «бессмертными» произведениями,  а   помогали читателям ориентироваться в море и мире книг, отделять зерна от плевел…   Ведь умение читать – это тоже своего рода искусство и наука…
               
                Как-то я "вывел формулу», гласящую, что произведения искусства – и литературы, как «отрасли» искусства,  -  подобны родникам, из которых может «пить» каждый, но… далеко не каждый для самоисцеления, для самосовершенствования! Этому можно и нужно УЧИТЬ…               
               
                «Путешествие по Ориноко»,  ко всему прочему, -   книга почти в 650 страниц, навела меня и на другие мысли. Мне так и не удалось узнать, - единственное ли это издание на русском языке? Просил я своих внуков и друзей, уточнить, - нет ли книг Гумбольдта в электронном виде? Ответ, - аннотации к ним нашли, а не сами книги.  Может случилась «недоработка»? Буду рад подсказкам.               
               
                Как и подсказкам в другом плане. Очень интересно было бы знать, как и какие предсказания Гумбольдта сбылись по той же Южной Америке; что изменилось и в какую сторону в жизни индейцев и поселенцев и т. д. Может быть подскажете литературу "на этот счет" и об этом?               
               
                В Германии, надеюсь, есть какие-то общества-сообщества по изучению, пропаганде и т. д.  наследия своего великого земляка…  Скорее всего в этой стране есть Географическое общество, которому сам Бог велел заниматься такими «вещами».  Как «выйти» на это общество? Как с ним связаться? Может и в этом поможет администрация сайта?               
               
               
                P. S. 1.    Да, в подзаголовке я (как бы) обещал о подсказке на счет Эль-Дорадо. Некоторых читателей, наверное, сразу же смутило то, что название написано через дефис. Я это объяснил в тесте,  ссылаясь на авторитет Гумбольдта. Теперь еще раз уточню, что именно так и надо бы писать, так как речь ведь идет о ЧЕЛОВЕКЕ (позолоченном), а не о МЕСТНОСТИ, где много золота. В этом была ошибка конкистадоров и их последователей, искавших СТРАНУ ЭЛЬДОРАДО. Сведения о ней они добывали у индейцев даже пытками; аргумент, - откуда у вас пластины, статуэтки и прочее из чистого золота? Хитрые и мудрые индейцы отвечали, что это, мол, не у нас, это у племени, что живет выше по Ориноко, они нам принесли-подарили-обменяли… Жадные до наивности белые следовали совету, не смотря на то, что знали, - там, в верховьях Ориноко, уже пропало без вести много таких экспедиций и что они неизбежно повторят их судьбу… А вот Гумбольдт с Бонпланом это поняли быстро, почему и решили не добираться до истоков Ориноко и до пресловутого Эль-Дорадо...               
               
                На этом факте мы воочию видим правильность постулата, что все в  истории повторяется. Вот и нынешние крохоборы-барыги, завлекая наших наивных современников воспользоваться их сомнительными услугами, прячут свои поганые помыслы за вывеской «Эльдородо», да и за многими другими вывесками, в основном, на английском, часто абсолютно не представляя толком о чем там речь, и что это значит!               
               
                Но это все, как говорится, пол-беды. Настоящая беда человечества в том, что гипертрофированные формы приобрела привычка-традиция ПОЗОЛОТЫ ВОЖДЕЙ. Для чего почти во всех странах-государствах существуют очень мощные и многолюдные отрасли пропаганды. Словесной и силовой... И чем меньше в стране демократии, тем мощнее этот аппарат...               
                P. S. 2. При перечитке этого произведения, как и всякого, скажем так, - неординарного и талантливого, я вновь нашел мысли А. Г. , достойные особого цитирования. Вот стр.343: "...Повсюду, где у народов нет институтов, основанных на свободе, общественное мнение бывает взволновано лишь тогда, когда дело идет о расширении или сокращении границ страны"...               
                Стр. 346: "Народы, сохранившие на протяжении столетий всю остроту национальной вражды, РАДЫ всякому случаю, который мог служить  ей пищей. Люди испытывают удовольствие от того, что возбуждает их страсти, что вызывает сильные ощущения, от привязанностей и от враждебного соперничества, основанных на старинных предрассудках"...               
                В. С., - ну прямо картинка "с натуры" сегодняшнего дня, когда "вожди" "выковыривают" из прошлого разногласия для теперешней, скажем так, вражды, чтобы удержаться у власти, продолжая грабить современников - и своих, и чужих... Это ПРЕДВИДЕЛ великий Гумбольдт. С присущим ему тактом он еще раз касается темы Эльдорадо на стр. 349 говорит: "...я обязан без всяких опасений пролить свет... и о золотоносной области, стоившей жителям Нового Света стольких слез и такого количества крови"... Мы об этом уже сказали, - что легенды эти были порождены во многом алчными фантазиями пришельцев-европейцев...
                Примечательны и такие замечания А. Г., как на стр. 572-576 о племени карибов: "Очень интересное зрелище представляет собой этот некогда кочевой народ, недавно осевший и отличающийся от всех остальных индейцев своей физической силой и умственными способностями. Мне нигде не удавалось видеть целое племя, состоящее из столь высоких (от 5 футов 6 дюймов до 5 футов 10 дюймов) и столь могуче сложенных людей. Мужчины - и это довольно обычно для Америки - больше заботятся о прикрытии своей наготы, чем женщины... (которые) менее крепкого телосложения и более уродливы, чем мужчины... Молодые девушки выкрашены в красный цвет и ходят совершенно голые, если не считать  ГУАЮКО (см. далее)... В некоторых странах Азии женщине не разрешается показывать кончики пальцев, тогда как индианка племени карибов вовсе не считает себя голой, если на ней ГУАЮКО шириной в два дюйма. Кроме того, на эту повязку смотрят  как на менее существенный предмет одежды, чем покрывающая кожу краска. Выйти из хижины, не накрасившись ОНОТО, значило бы погрешить против всех правил карибского приличия"...               
             Стр. 577: "Население островов называет себя на мужском наречии КАЛИНАГО, а на женском - КАЛЛИПИНАН... Естественно, что женщины, ведущие  обособленный образ жизни, создают своеобразные речения, совершенно не признаваемые мужчинами"... Далее А. Г., как "заправский" лингвист разбирает причины образования женских и мужских наречий, приводя примеры "по всему земному шару"... Это все - к слову-разбору происхождения воинственного племени КАРИБОВ, где А. Г. проявляет себя как "заправский" ЭТНОЛОГ... В каждом из случаев, вдаваясь в подробности темы, он как бы намеренно оставляет потомкам поле деятельности для дальнейшего изучения вопроса...               
               
                На иллюстрации из книги, - А. Гумбольдт и Э. Бонплан в Ю. Америке