Медицина в Канаде

Ран Нуш
Канадская система медицины – это *страховая* медицина по системе государственного (провинциального) страхования. В зависимости от провинции, есть период ожидания (от двух недель до трёх месяцев), считая от даты приезда -получения статуса- или переезда между провинциями). Провинциальное, не федеральное, министерство здравоохранения отвечает за обеспечение населения медицинским сервисом. Провинции получают финансирование из федерального бюджета. Но законодательство, количество и расположение больниц и клиник, планирование подготовки врачей - все эти вопросы решаются на уровне провинции. Например, борьба с пандемией коронавируса - ответственность провинциальных правительств; федеральное же правительство обеспечивает координацию, помощь, если просят (например, привлечение военных), также решает вопросы безопасности: прекращение международных перевозок, блокирование границ.
Можно обращаться в больницу не в своей провинции. Иногда в подобном случае нужно оплатить услугу на месте, а затем обратиться за компенсацией в соответствующее бюро в своей провинции. Страхование покрывает лекарства частично.Обычное медицинское страхование не покрывает визит к стоматологу (дантисту), окулисту, остеопату, натуропату. Обычно подобные услуги покрывает дополнительное страхование, которое оформляется по месту работы.
Клиники есть как частные, так и государственные. Финансирование медицинской системы в Канаде складывается на 70 % из госбюджета, 30 % - из других источников. Зарплату врачам платят в администрации провинции.
Главная сложность в Канаде - найти (хорошего) семейного врача. Ситуация очень отличается в зависимости от региона проживания. Не является секретом, что те, у кого есть деньги и знакомства, повышают свои шансы на более качественному и быстрому обслуживанию. Многие канадцы обращаются и получают платную помощь за границей, по причине: не допустить осложнений из-за затянувшегося ожидания процедуры (операции) в Канаде.
Главная проблема канадской медицины, о которой часто говорят в СМИ и на заседаниях парламентских комиссий - слишком длительные периоды ожидания в отделениях скорой (неотложной) помощи и в обычных (платных) поликлиниках (где выдают направления к специалисту и помогают разрешить лёгкие жалобы на месте).
Вызов скорой помощи НУЖНО оплатить (почти во всех регионах страны). Но этот вариант зачастую помогает быстрее попасть на осмотр врачом, минуя обычную очередь ожидания в приёмной неотложки. 
Обычные пациенты неотложной помощи (emergency) получают помощь в порядке очерёдности и приоритета, которую устанавливает принимающая медсестра, исходя из серьёзности проблемы, из количества и состояния других пациентов.
Итак, гибкая система медицинского сервиса призвана помочь и тем, у кого достаточно денег на платные процедуры, и наоборот - тем, у кого много времени, но нет возможности покупать услуги.
Теперь хотелось бы высказать своё мнение, по наблюдениям и опросам пациентов. Очень ненадёжна диагностика. Слишком часто болеющих/страдающих отправляют домой, выжидать, советуют применить или увеличить дозу обезболивающих - что приводит к завистмости. К сожалению, иногда становится слишком поздно, и небольшая проблема переходит в хроническую, серьёзное заболевание грозит стать неизлечимым. Нередко пациентов укладывают в прокрустово ложе сезонных "кампаний", т.е., если есть определённай вид ОРЗ, стараются автоматом лечить именно от этого вида. Набор стандартных лекарств очень предсказуемый, отсутствуют многие привычные препараты из тех, что считаются обычными в пост-советских странах. Преувеличивается значение вакцин, пациентов постоянно призывают вакцинироваться. В целом, к сожалению, сложилось впечатление, что здесь лечат "для отчётности", а не ради результата.  Зачастую дельный фармацевт в аптеке может посоветовать успешнее, чем доктор. Врачи не дают советов по правильному питанию, ЗОЖ, - для этого есть особая категория практикующих консультантов (но поход к ним надо оплатить самостоятельно, или же иметь соответствующий страховой полис по месту работы).