Бел Город. Что в имени твоём?

Виктор Каменев
Опубликовано в Яндекс.Дзен

Недавно прочитал второй сборник «Белгородская черта» за 2017 год «Исторического общества «Ратник», пропущенный мною в суете дел, в котором, к своему удивлению, в статье Е.В. Кривцовой «Село Сажное – самое крупное поселение Белгородского уезда XVII века» нашёл свою фамилию в числе других первопоселенцев – служилых людей нашего края в начале XVII века!

«Поместья в Русском государстве давались только служилым людям. В 1616 году владельцами таких поместий в селе Сажном были дети боярские: Сергей Никонов сын Каменев, Онофрий Семенов сын Телятников, Мирон Олферьев сын Маслов, Севостьян Алексеев сын Марков, Мокей Иванов сын Орехов, Григорий Фёдоров сын Уколов, Антип Иванов сын Беседин, Афанасий Карпов сын Полуехтов, Елистрат Григорьев сын Ладогин, Нехороший Захаров сын Литвинов, Григорий Данилов сын Чулпанов, Василий Афанасьев сын Рогов, Томила и Федор Гавриловы сыны Волобуевы, Федор Афанасьев сын Черново (Сульменёв), Семен Иевлев сын Сколозубов, Фома Андреев сын Мезенцов, Петр Иванов сын Офросимов, Давыд Мартинов сын Чюрсин, Павел Исаев сын Сабытин, Игнат Степанов сын Лукьянов, недоросль Фома Лукьянов сын Беседин, Давыд Онофриев сын Бородатый, Михаил Прокофьев сын Гревцов, Яков Михайлов Гревцов, Лавер Михайлов сын Кривцов, Тимофей Сабынин, недоросль Иван Савостьянов сын Мяхково, Павел Иванов сын Кизилов, Иоаким Мартынов сын Беседин, Григорий Иванов сын Исаев, Фома Лукьянов сын Беседин, Трофим Зиновьев сын Кривчиков, Яков Петров сын Озеров, Никита Ефимов сын Анпилогов, Митя Семенов сын Чаплыгин, Дружина Иванов сын Кокарев, Тимофей Фомин сын Богров, Артем Алферов сын Григоров, Федор Гаврилов Волобуев, а также вдова Остимея Алексеевна жена Фурсова с сыном-недорослем Сергейко и вдова Оксинья Федора жена Почернина с сыном-недорослем Васькой». Всего указаны служилые люди - владельцы 42 поместий, или «дворов».

Далее в статье «Село Сажное…» находим и более ранние конкретные факты:

«В отдельной книге 1599 года, которая содержит сведения о количестве «отделяемой» земли служилым людям, некоторые из этих фамилий встречаются при перечислении ливенских вожей: Курбат Каменев, Исак и Михаил Кривцовы, Ждан Ладыгин, Сафонка Маслов, Семейка Телятников, Карп Фурсов, Сюлемень Черный. В тексте документа упоминается о наличии у ливенских вожей «старых роспашей» и это даёт основание предположить, что именно они являлись основателями крепости Белгород, а их сыновья и родственники унаследовали или получили поместья в селе Сажном». Добавим: документ указывает, что Курбат Каменев и другие - «ливенские вожи», то есть пришли в Бел Город из города Ливны.


«В селе Сажном живут и в 1678 году сыновья Сергея Каменева Григорий и Леонтий, Иван Григория сын Уколов, Харлан и Исай Елистрата дети Ладыгины, Родион Федоров сын Полуэхтов, Мокей Антипов сын Беседин, Григорий Минаев сын Марков, Михайло Тарасов сын Красников. Почти через 100 лет при проведении третьей ревизии 23 апреля 1762 года потомки всех родов первопоселенцев продолжали жить в селе Сажном».

«Дети боярские» Сажного стана

Надо сказать, я не случайно прочитал этот сборник «Белгородской черты»: с некоторых пор меня, как журналиста, заинтересовала история нашего края, и я прочитал уже многих наших краеведов-историков, причём как сторонник взглядов известного нашего историка прошлого века Л.Н. Гумилёва, которого я прочитал почти всего.

И вот оказывается, что сам я, скорее всего, происхожу из детей боярских, «вожей ливенских», то есть степных проводников казачьих станиц-разъездов из города Ливны, что находится сегодня в Орловской области примерно посредине между Орлом и Липецком, граничащим в свою очередь с Рязанской областью. Эти станицы посылались в Дикое поле из Ливен для ведения разведки и предупреждения набегов небольших татарских отрядов, охраняли южные границы Бел Города после его основания. Потому что отец мой Иван Каменев сын Степанов родом из села Лучки, что рядом с Сажным, ближе к истокам Сажного Донца. Его предки Каменевы вполне могли жить в селе Сажном, и принадлежать к так называемому Сажному стану.

Воронежский историк В.П. Загоровский, автор знаменитого труда «Белгородская черта» (1969), сообщает нам в этой связи следующее: «Заселённая часть Белгородского уезда в 1626 году была в промежутке между двумя татарскими дорогами – Муравской и Изюмской – в верховьях Северского Донца. Уезд делился на четыре стана: Сажный, Разумницкий, Коренской и Короченский. Крупнейшим поселением с Сажном стане было село Сажное на реке Сажный Донец. В селе насчитывалось 107 дворов. К югу от Сажного стана по реке Разумной находился Разумницкий стан». То есть в 1626 году вокруг Бел Города было четыре «стана».

Справочная литература даёт нам несколько значений слова «стан», первым всегда стоит «административная единица уезда», то есть эти четыре «стана» получаются как бы административными единицами складывавшегося вокруг Бел Города уезда. Однако, можно ли говорить об «административном уезде» вокруг города в это время, если он основан только в 1596 году и находится на границе под постоянной угрозой нападения татарской конницы? Село Сажное, согласно статье, упоминается в документах уже в 1616 году, а его первопоселенцам отводят землю в 1599. То есть село Сажное основывается практически одновременно с Бел Городом. Причём примерно в 30 километрах от города-крепости, довольно далеко по тем временам.

А каково происхождение этой административной единицы - «стан»? Слово «стан» имеет и другое значение, исторически, наверное, более раннее – это военный лагерь или военное поселение, в том числе у русских казаков. Логично предположить, что впоследствии военный «стан» стал названием административной единицы. Скорее всего, в этих четырёх казачьих «станах» вокруг Бел Города жили и формировали свои станицы-разъезды «станичники», которые в те годы несут службу в степи по охране предполья Бел Города и в дальней разведке Дикого поля по Северскому Донцу. В документах о Сажном стане прямо упоминается "станичный голова Тимофей Шопин".

Можно их назвать, конечно, и «административными единицами», но смысл и значение они имели в то время военное.

И это были казаки

А кто такие «дети боярские»? Неужели из каких-то «бояр»? Справочная литература говорит, что это была русская конница, «дети боярские» пошли от воинов конных княжеских дружин. Логично, предположить, что во главе их стояли московские «бояре», тогда дружинники были их «дети». Далее историки определяют «детей боярских» как «служилых людей по отечеству», возможно, это память о былой службе под началом некоего «боярина».

Только "отечеством" они отличались от других «служилых людей», в том числе, от простых казаков, «служилых людей по прибору», видимо, не всегда ясного происхождения. Важно отметить, что «дети боярские» несут под Бел Городом одинаковую службу с простыми казаками, живут также своим трудом на земле, они только на одну ступень выше казаков. Это выражается, в основном, в том, что им выделяются несколько большие наделы земли. Причём казаки за военные заслуги могут переходить в ранг «детей боярских», чему есть много примеров в исторических документах. Фактически, «дети боярские» – это «казачья старшина» в более поздних терминах.

Но откуда вообще пошли наши казаки? Впервые, насколько можно судить, наши «казаки» упоминаются в летописях XV века, причём это были рязанские казаки. За 1444 год летописи сообщают, что степной царевич Мустафа совершил набег на рязанские земли. Великий князь Василий Темный прислал на помощь войско, к которому присоединились местные отряды: «И приидоша на них мордва на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями; а Казаки Рязанские такоже на нартах с сулицами, и с рогатинами, и с саблями з другия стороны». В жестокой сече «много Татар избиша и самого салтана Мустафу убиша».

За 1502 год летописи приводят приказ Великого князя Ивана III рязанской княгине Агриппине: «Твоим служилым людям и городовым Казакам быть всем на моей службе, а кто ослушается и пойдет самодурью на Дон в молодечество, их бы ты, Агриппина, велела казнити».

Вот так, уже в начале XVI века рязанские казаки ходили на Дон, на этом пути впоследствии в конце XVI века будет поставлен город-крепость Воронеж. А Ливны совсем рядом с Воронежем, откуда «ливенские вожи» приходят нести службу под Бел Город, одновременно с которым в 1596 году ставятся и города-крепости Оскол и Куреск.

Логично предположить, что «дети боярские» Каменевы и другие «дети» прибыли в Ливны, а затем на защиту Бел Города из рязанских земель. Судя по всему, это были рязанские казаки: они имели большой опыт степной войны с казанскими татарами и могли с успехом противостоять и крымским татарам. Они приходят нести службу под Бел Город со своими семьями, как тогда было принято, на «вечное житьё». Получается, мы до сих пор исполняем царские указы XVI века, живя в Бел Городе, который почему-то стали называть «Белгородом». Вот такие дела…

Фамилия на карте

Рязанскому происхождению наших «ливенских вожей» есть ещё и филологические доказательства. Относительно недавно, уже в XXI веке, филологи составили целую энциклопедию - карту распространения фамилий по территории России, и оказалось, что каждая фамилия имеет свои особенные ареалы в России, где она имеет повышенную частотность распространения.

Меня заинтересовала моя фамилия, и я нашёл в книге-диссертации московского филолога В.А. Митрофанова «Современные русские фамилии», что фамилия «Каменев» локализована в Курско-Белгородском регионе и в Рязанской области.

Когда-то меня это удивило: где Курск с Белгородом и где Рязань! История России, как она даётся и в средней, и в высшей школе, не давала никаких намёков на тесную связь этих регионов. Только в белгородском краеведении XVI – XVII веков удалось со временем «раскопать» рязанские корни белгородских первопоселенцев. Комментарии, как говорится, излишни.

Остаётся ещё проанализировать локализацию по территории России других старинных белгородских фамилий, которые приводит Е.В.Кривцова. Можно с большой вероятностью предположить, что своих дальних «родственников» они найдут так же в Рязанской области.

Виктор Каменев

Выражаю глубокую благодарность председателю Пушкинского клуба при Пушкинской библиотеке-музее г. Белгорода Б.В. Евдокимову за то, что он обратил моё внимание на статью Е.В. Кривцовой «Село Сажное…» и другую ценную информацию.

Используемая литература

1. Сборник «Белгородская черта» №2, 2017, Историческое общество «Ратник», Константа, Белгород, 2017.

2. «Белгородская черта», В.П. Загоровский, издательство Воронежского университета, Воронеж, 1969.

3. «От Руси к России», Лев Гумилёв, Москва, АСТ, 2015.

4. «Современные русские фамилии», В.А. Митрофанов, Москва.

21.03.2020