Дорога длиной в шесть лет...

Лилия Анна
               Ночь пройдёт
               и солнце встанет…

- По тёмной степи на восток -

Мы так долго ждали этого события, подавая документы на российский паспорт, пройдя столько препон, а всё произошло неожиданно быстро. Спустя всего месяц, около шести вечера нам с мужем позвонили на наши мобильные телефоны и сообщили, что паспорта готовы, и завтра в пять утра надо быть у Миграционной Службы (далее МС), и что присланное сейчас СМС является пропуском для патруля, в случае задержки такси во время комендантского часа. Нас с мужем почему-то определили в разные населённые пункты. О дочери речь вообще не шла, значит её паспорт не готов. Странно всё это – документы сдавали одновременно, но, учитывая тот шквал работы, который свалился на МС в эти полгода – я ничему не удивляюсь. Просто хотелось бы всем вместе… Но, дело государственное – «хотелки» отставить!

Ночью я так и не смогла уснуть. Просто пролежала до звонка будильника в раздумьях – уж очень всё волнительно было. Встали по звонку в три часа, собрались, поехали. Решили не брать такси, а ехать на своей автомашине, и оставить её на стоянке у МС, а назад уже добираться как получится – врозь ли, вместе… Пустой город проскочили до центра минут за пятнадцать, свернули в проулок с нужным адресом, и сразу увидели «наших». Группа людей стояла на площадке у МС в свете фонарей. Припарковались на пустой стоянке, и только вышли из своей машины, как одна за другой стали подъезжать такие же как мы «мудрецы». «Безлошадных» привозили такси. Люди подходят с разных сторон, больше, больше… И вот ровно в пять утра из-за поворота показывается высокий междугородний автобус. Народ оживился, зашумело людское море. Все хотят быстрее сесть в тёплый салон. Начало декабря – не май месяц… Когда подъехал второй автобус, к нам вышел сотрудник-распорядитель со списками в руках, и взобравшись на ступеньки одного из автобусов, начал возглашать фамилии пассажиров, распределяя нас по автобусам и населённым пунктам. Когда первый салон был заполнен, и муж мой уже помахал мне рукой из окошка, предвкушая отправку, шофёр шёпотом переговорил с распорядителем, и тот… попросил усевшихся уже пассажиров пересесть в другой салон. Мол, вышла ошибочка. Народ повеселел! Сзади подъезжали автобусы, людей оперативно рассаживали. И только когда колонна была укомплектована – тронулись в путь. Выехали не в пять, конечно, как планировалось, но сорок минут большой роли не играют, подумалось.

Город ещё спит, улицы дремлют в мягком тумане с фонарной подсветкой, да в редких окошках теплится свет – ранние жители уже собираются на работу. Выехали из Донецка минут за пятнадцать – дольше собирались, быстро проскочили сквозь Макеевку. Фонари закончились. Темно. Куда едем? На восток, к границе. И только иногда, когда дорога чуть извивается – вижу красные огоньки – габариты впереди идущего автобуса. Там супруг. Шлю ему СМС, но на трассе связи нет.

Иногда вдали в степи мелькнут редкие огоньки. Пытаюсь вспомнить, какие населённые пункты по пути, но я даже не знаю, на какой пограничный пункт мы едем, как-то не спросила. Такая вот доверчивая растяпа. Что уж мучить
ся зря – пытаюсь поспать. Не получается – волнуюсь. В салоне тишина. Рядом дремлет молоденькая девушка, «втыкая в музон» через наушники. Совсем ещё ребёнок. Работает в Москве, приехала за паспортом. В России получить гражданство нереально трудно и дорого. Нам сделали скидку на многое, в том числе и на сумму пошлины, но и она по нашим доходам тоже велика. Не все могут себе позволить такую роскошь. Мне не хватило месячной пенсии для уплаты всех пошлин и переезда (он тоже за наш счёт). Если бы не муж… А народ всё равно старается, копит силы и деньги, кряхтит. Это ж какую массу народа надо вывезти через границу, чтобы получить паспорт? Умеет мировое сообщество нагнуть «нельзёй»…

Вот, за окном какой-то городок, засыпанный снегом. Проехали через него за пару минут. Понимаю, что это Шахтёрск или СнежнОе, судя по времени пути, но не увидела указателя. И опять – степь да степь кругом… Правда, начитает светать. Подъехали к границе. ПП «Успенка». Не забыть никогда эту дорогу жизни. Сколько беженцев пропустила она в первое военное лето, сколько слёз и горя людского впитал этот асфальт… Небольшая очередь из нескольких легковушек и наших двух автобусов. На нашей таможне – сдали паспорта, получили назад. Здание со следами обстрелов. Не до шику… Выходить нельзя. Народ уже мечтает о туалете. Водитель грозит штрафом и обещает выпустить на российской территории. Пересекаем границу. После сдачи/получения паспортов нам разрешено покинуть автобусы, пока таможня проверяет салон и багажные отделения. Собака-нюхач прошлась по отсекам. Скучно ей – пустой автобус. Мы все едем с ручной кладью, без багажа: дамские сумочки, рюкзачки, барсетки. Поездка одного дня… Долгожданный туалет впервые за пять часов – испытание не всем под силу, скажу я Вам…

- В России –

И вот, счастливые мы едем в Россию, где в нескольких населённых пунктах открыли для нас представительства для получения гражданами Луганской и Донецкой Народных Республик, паспортов и российского гражданства. Снега на полях нет, но всё так чистенько и красиво. Всматриваюсь в мирную жизнь, хочу запомнить, впитать... Жили так когда-то и не ведали, что это и есть счастье! Автобусы наши уже разъехались, мы одни на трассе.  Муж – в Покровское, я в Матвеев Курган. Пассажиры расслабились и зашуршали пакетиками, захрустели яблочками и печеньками. Неизвестно сколько ещё мы тут пробудем. Послышались разговоры о том, как ездили уже этим путём родственники и сотрудники, как кто-то отстал от автобуса, кого-то оставили, потому что не нашли его паспорт, и всякие другие волнующие истории. И тут водитель объявляет, что приехали, призывая к дисциплине, просит не теряться и никуда не деваться.

За окном автобуса узенькая, чистенькая провинциальная улица. Аккуратные домики, где-то зажиточней, где-то скромнее, магазинчики вдоль дороги, удивительный двухэтажный детский садик с красочными качельками и павильончиками. Мирная жизнь – это сразу заметно. Автобус въезжает в ворота одноэтажного административного здания с флагом РФ. Приехали! Выгружаемся и строем – за паспортами.

Прибыли первыми! Вот она – прелесть раннего подъёма. Всё быстро, организованно. Через два часа после перечения границы – присяга России и мы – новые граждане. Друзья, мы с Вами теперь, ура! Да, дорого! Да, долго! Но как же мы этого ждали!!! На часах одиннадцать часов утра. Я вышла во двор – пять автобусов желающих и два ещё заезжают в ворота. А мы уже счастливые! Но не все… У одной нашей пассажирки заплаканное лицо – не могут найти её паспорт, база данных тоже не отвечает. Народ дружно заверяет девушку, что без неё не уедем, пока не прояснится ситуация. Двор заполняется массой людей из других автобусов. Мы, как цыплята возле наседки, жжёмся к своему автобусу. Но у меня в России есть дело…

- Спецоперация -

Когда год назад мой российский друг сказал, что на базе Лицея, где он работает, собираются открывать новую специальность «Судостроитель металлических судов», я только порадовалась за человека – любимым делом будет заниматься. А заодно, отправила ему пару десятков книг по этой тематике, совершенно случайно оказавшихся в моей домашней библиотеке. Моряков и речников в моей семье нет, и судя по всему уже не предвидится, а книги должны служить людям, тем более – детям. И всё бы хорошо, но одну книгу тогда Почта не приняла к пересылке. Признали антиквариатом! На два года она превысила допустимый срок, хотя издана в Москве при СССР. Звонок на Горячую Линию ничего не дал. Книга вернулась домой. Временно, до оказии. Когда я отступала???

Перед поездкой в РФ за паспортом, я глянула в интернете правила и ограничения пересылки по Почте России. По России таких правил нет. Взяла книгу с собой в надежде попасть на почту... Но из ворот МС нас не выпускали навесной замок на воротах и служивый паренёк в форме с автоматом. Я попросилась в магазинчик напротив, показав паспорт РФ, кофе купить, сославшись, что холодно... Помявшись, выпустил на пару минут.

Придорожный магазинчик размером с кухню у меня дома. Продавец и две покупательницы заняты делом. Спросила: «Где почта?» Сказали, что далеко, ехать надо. Попросила помочь отправить книгу. Дам адрес, деньги, объяснила ситуацию. Одна покупательница отвернулась, вторая сказала, что не возьмёт на себя такую ответственность, продавец просто… работала. Ну, что делать? Я – к выходу... В дверях столкнулась ещё с одной женщиной, попросила её. Она сразу согласилась, подвела меня к машине, представила мужу, сказала, что он родом с Украины, и они нам сочувствуют. Отдала я ей всё, она перечитала адрес: «Всё понятно! На днях жду заказное письмо. Вот и Вашу книгу отправлю». Не хотела брать деньги, но я настояла. Минуту виделись, не запомнила лица, не спросила имени. Я ещё верю людям.

- Дорога домой -

Счастливая, я возвращаюсь к автобусу. Мы начинаем рассаживаться, спрашиваем – не нашли ли паспорт той девушки, что плакала. Водитель говорит – ждём! Пассажиры рады и гудят разговорами. Я вижу, как из дверей МС выбегает наша «потеряшка», счастливая пробирается к себе на место. Всё, тронулись!

Теперь я рассматриваю окрестности. Облака лежат клочьями на пашне по обе стороны трассы. Немного "дышат" под порывами ветра. Не сразу понимаю откуда облака на земле. А – курган! Мы же на возвышенности... Автобусик весело катит вниз с горки. Поля, леса, меловые карьеры, овраги мелькают за окном. Пейзаж напоминает наше Святогорье. Заныло под сердцем… Попасть туда сможем ли когда – по ту сторону фронта осталась жемчужина Донбасса – наша Лавра.

С чувством выполненного долга пассажиры понемногу расслабляются. Начинают шелестеть пакетами. В салоне запахло бутербродами и мандаринами – время к обеду! Как доехали к границе – и не заметили. Прошли быстро все процедуры. Я присела на скамейку, пока очередь толпится у мужского и женского «кабинетов». Российский котик, обитающий на пограничном пункте, бодрым шагом направился ко мне, просит колбаски – котикам не нужен переводчик и паспортный контроль. У меня нет колбасы, а свой банан я уже съела (Рождественский пост). Котик ушёл дальше в поисках счастья, как и все мы, собственно…

Объявляют посадку, грузимся, пересекаем границу. На нашем ПП всюду осколочные увечья. Утром мы ехали в темноте, ничего и не видели. Контроль прошли, тронулись. Мариновка, Степановка, Сауровка... Сводки первых лет войны будоражат память. Всюду жуткие разрушения с 2014-15 гг. В каждый пятый-седьмой дом – попадание. Частный сектор... Много ли домишке надо? Восстановлению не подлежит.

Вдруг прямо перед глазами возникает курган Саур-Могила. Кто даже ни разу не был тут до войны – не мог не знать очертаний памятника на кургане. Сейчас все знают, что его уже нет! Только израненный курган и память, страшная память. Дорога тут делает поворот, и я успеваю пощёлкать камерой телефона пока мы «проплываем» мимо, в надежде, что хоть одна фотография получится. Не останавливаемся, конечно, не экскурсия…

Теперь я вижу где мы едем. В Шахтёрске лежит свежий снег (значит утром впотьмах, я не ошиблась – это был Шахтёрск), Зугрес весь в тумане – автобус просто крадётся по дороге. Но выскочив из его западни снова мчит нас в Донецк. Я – Россиянка! Муж тоже! В Макеевке уже появилась мобильная связь (надо бы узнать у оператора по возвращении – что у меня за пакет такой изнеженный?). Сообщила мужу, что уже подъезжаю к Донецку. «Удачи! Мы ещё на Российской границе!» О, как! Спешу домой, покупаю пирожных – надо отметить! В тот же вечер приглашение ехать за паспортом получила дочь. Долгая дорога, длиной в шесть лет, полных горя, слёз и страданий моего народа, подходит к концу. Ещё стреляют, ещё гибнут люди, ещё душит нас экономическая блокада, ещё нет никаких банковских сношений ни с одной страной мира, но появляется уверенность. Нас признают Гражданами России, а это звучит гордо!

- P.S. -

Повествование моё закончилось. В положенный срок друг получил книгу, поблагодарил. Прошло почти три месяца, и вот он спрашивает в переписке знаю ли я некую К.?, и называется фамилию, которую я точно никогда в жизни не слышала. Но друг у меня человек серьёзный, просто так вопросов не задаёт. Я тоже не просто так живу на свете. Зашла на его страницу ВКонтакте, в разделе «Друзья» нашла женщину с такой фамилией – Татьяна К. Вглядываюсь в незнакомое лицо, обрамлённое серебром волос – карие, проницательные глаза, мягкая улыбка..., бордовая роза на чёрном бархате платья...; место жительства – Матвеев Курган. Так вот оно что – нашлись мы значит!

Написала ей коротенькое сообщение, что рада и признательна за помощь. Познакомились уже по-настоящему. Вот так мимолётная встреча тоненькой ниточкой связала нескольких людей, которым в реальной жизни просто ни за что бы не встретится! Спасибо Вам, добрая Татьяна, в тот день Вы были дежурным Ангелом на моём пути, подставив своё крыло. Дай Вам Бог!


Из цикла "Дневник домохозяйки".
Март 2020. Донецк
Фото автора.