Эх, прокачу!

Максим Оленев
«… И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» – его ли душе не любить ее?...»
Да…
Не только мошенник Павел Иванович Чичиков любил быструю езду. Как оказалось, жаловали ее и господа офицеры. И особливо во время военных кампаний на Юго-Западном фронте, где чего только не происходило. Потому, как поначалу Галицийская кампания была весьма успешна (в отличие от Восточно-Прусской операции).
Такое впечатление, что наши литераторы Ильф и Петров черпали материалы для своего «Золотого теленка» прямо из приказов времен Первой мировой войны.
Вспомним. Бывший вор, поляк из крестьян Ченстоховского уезда, Адам Козлевич, отсидевший по ст. 162 УК РСФСР, предпочитал автомобильный бизнес:
«… По ночам он носился с зажженными фарами мимо окрестных рощ, слыша позади себя пьяную возню и вопли пассажиров, а днем, одурев от бессонницы, сидел у следователей и давал свидетельские показания. Арбатовцы прожигали свою жизнь почему-то на деньги, принадлежавшие государству, обществу и кооперации. И Козлевич против своей воли снова погрузился в пучину уголовного кодекса, в мир главы третьей, назидательно говорящей о должностных преступлениях…».
Понятно, что кататься на всех парах в одном лишь мужском обществе было скучно. Да и для кого все эти «навороты» с гудящими и шумящими автомобилями, как не для прекрасных дам!
Ну, а на войне для этого сгодятся и сестры милосердия. Тоже женщины!
Понятно, что рано или поздно терпению Главного придет конец…

****

Приказ по войскам Временного военного генерал-губернатора Галиции от 10 мая 1915 года за №338:
«Верховный Главнокомандующий, усматривая широкое пользование, особенно во Львове без всякой служебной надобности казенными автомобилями, недопустимую скорость их движения по улицам и катанье, даже в ночное время, всякого рода чинов с женщинами, повелел немедленно принять самые решительные меры к прекращению подобных беспорядков, разрешив пользование казенными автомобилями исключительно для служебных целей и воспретить: безусловные поездки с женщинами, в том числе и с сестрами милосердия, с предупреждением, что самая строгая ответственность за непринятие мер будет ложиться на подлежащих комендантов и начальствующих лиц, в ведении которых состоят автомобили.
Сестрам милосердия, поездки которых вызываются служебной надобностью, должны быть выдаваемы каждый раз особое удостоверение.
О таком повелении Верховного Главнокомандующего армиями объявляю к точному и неуклонному исполнению.
В целях наблюдения за правильной ездой автомобилей в г. Львове, приказываю всем без исключения лицам, частям и учреждениям на каждом автомобиле, как легковых, так и грузовых, безразлично казенные таковые или собственные, с 20-го сего мая иметь нумера, которые получить в Управлении Градоначальника (цена 1 руб.) и укрепить на определенных для того местах, те же нумера выставить масляной краской на стеклах.
Движение автомобилей с вышеуказанного числа без нумеров не будет допускаемо.
Этим правилам в равной мере подчиняется также и все автомобили, временно прибывающие во Львов.
Подлинный подписал: Временный военный генерал-губернатор Галиции граф Бобринский.
С подлинным верно: и.д. старшего адъютанта, капитан Олляк» .