Нам есть что вспомнить, сидя у камина

Полковник Чечель
       Земля, не уйти от тебя.
       Небо любя, море любя,
       Земля, не уйти от тебя.
               
             Сколько хороших ребят
             Вернулось к тебе неживыми...
             Звёзды горят над ними.
             Нам не уйти от тебя.

                Но по бетонке пыля,
                Вновь мы уходим в высоты.
                Что человек без полёта?
                Спасибо тебе, Земля...

 Суббота, 21 марта 2020, 15:14 +03:00 от василий торопов <begfaier@gmail.com>:

   Василий, привет! А с Гудковым  я встречался в Североморске-1! Он бы тогда ещё командиром эскадрильи майором. Хочу сказать за него, Классный летчик был! Заправлялся в воздухе он классно. Подходил к заправщику, сразу  накидывал крыло на шланг. И выходил в строй заправки. А полковник Багаев давал мне допуск на все виды подготовки после перерыва в полётах более 6-ти месяцев после двух контрольных полётов днём и ночью, не посмотрев даже в лётную книжку, где было отстранение от полётов по зрению  полкового доктора.
   
 Отлетал два месяца в полу у "Зябров" и полк весь ушёл в отпуск. В последнем полёте загорелось табло "Пожар правого двигателя".  Переключили систему, загорелась лампочка "ВКЛ вторая пара пожарных баллонов", доложил РП. Он разрешил выполнять задание. А оно было постановка помех под Владиком. Выполнили. Прилетели, сели без приключений!
   
   А у нас с командиром корабля капитаном Шакировым в Египте был такой же случай. Облётывали в центре Средиземного моря где-то  под Италией ночью на малой высоте при нборе высоты загорелась лампочка "Пожар правого двигателя". Перевключили АЗС пожарной системы, загорелась зелёная. Набор высоты стал медленнее. Прибрали обороты правому. Набрали 10 000 м. Долетели до аэродрома Каир-вэст без приключений. Сели. Утром доклад техников: прогар камеры сгорания. Но всё сложилось удачно.

  А Гребцов был и моим однокашником! На втором курсе они втроём пошли в увольнение, Гребцов, Потапов и Никитинский. Там они что-то не поделили.  В драке пробили голову Никитинскому! Вернулись из увольнения вдвоём. На курсантский вопрос, где третий - ни чего не сказали. Через время посылаем другого курсанта на поиски Никитинсского, нашли в госпитале с пробитой головой. Состоялся товарищеский суд. Все курсанты и командир звена майор Пикулев осудили их поступок. Но командование училища поступило по своему. Гребцова выгнали из училища. Потапова оставили. У него отец был подполковником, инструктором в этом училище! Его заслуги учли при решении командования! А Гребцова отправили дослуживать в воинскую часть рядовым. Вступился зе него папа, в Москве он быд генералом,  восстановили его, но уже на ваш курс. Вот такая правда об Гребцове!

   А Никитинского списали из авиации по состоянию здоровья! С ув. ВТ.

   Тёзка, спасибо за воспоминания. Хочу тебе сказать, что Валера Гребцов, когда восстановился на наш курс, сделал правильные выводы из случившегося. Достойно служил и летал, как и Слава Лавров - 67 г. выпуска должен был быть. Но его по дисциплине отправили в солдаты, а восстановили на нашем курсе вместе с Гребцовым. Оба нормально выпустились в 1969 году, и никто из курсантов не бросит в них камень, что они были плохими товарищами.

    Я рассазал тебе истинную правду!

Василий Чечельницкий <chechelya@mail.ru>
23 марта 2020, 13:41
     ВАСИЛИЙ — тёзка, я не могу в угоду тебе отступать от исторической правды — если я говорю, что и Гребцов, и Лавров, которого ты не знал, сделали правильные выводы, то так оно и было — на нашем курсе за ними в плане дружбы никакой крамолы не числилось. А то, что было у вас — так конь на 4-х ногах и то спотыкается. Никто из нас не идеален… А Бог он сам каждому воздал по заслугам...

   К сожалению, обоих уже нет в живых. Славик Лавров летал на ИЛ-62м, и достаточно рано умер от инфаркта. А Валера Гребцов разбился на ИЛ-28 в январе 1972 года. Причём, в катастрофе виноват не только лётчик, допустивший ошибку в технике пилотирования, но и руководство авиации ДКБФ, которое как и в случае с гибелью майора Юзвишина на МИГ-29 в 100 киап Тимура Апакидзе утвердило НЕПРАВИЛЬНУЮ МЕТОДИКУ прохождения Программы полётов на боевое применение с предельно-малых высот. В случае с Гребцовым победила "бомбёрская психология" выхода на цель прямо, и пилот на целых ТРИ СЕКУНДЫ терял цель в прицеле ОПБ из-за закрытия её носом самолёта. Хотя истребители предлагали выход на боевой курс делать в стороне, так, чтобы лётчик всё время видел цель, а потом сваливанием самолёта на крыло, осуществлял на неё выход.

    Чтобы народу было понятнее, расскажу, как погиб Гребцов. В тот день по заданию согласно КБП каждому лётчику надо было выполнить два захода на фотострельбу с пикирования по намалёванному краской кресту в круге прямо на снегу напротив КДП, а потом сделать два захода на топ-мачтовое бомбометание по этому же кресту с высоты 50 метров. Ясно, что бомбы не сбрасывались, а лишь имитировались. Часть лётной смены отработали нормально, а ближе к вечеру солнце стало сильно слепить глаза. И РП принял решение, делать всё то же самое, но с другим стартом.

    В итоге, ветер 10-12 м/сек из встречного стал попутным, а это значит, пока ты пикируешь, ветер тебя поддувает взад, что заставляет увеличивать угол захода на цель, а вывод осуществлялся по командам штурмана, т.к. лётчик смотрит в прицел ОПБ и за высотой не следит. В том заходе боевой порядок возглавлял зам. к-ра полка п/п-к Скрипниченко. Он ввёл самолёт в пике, но сразу понял, что угол большой, тут же вывел и стрелять не стал. Вторым шёл командир АЭ Лёва Ступин, сибиряк, (а они упрямые), он выполнил фотострельбу до конца, но выхватил самолёт на 30 метрах.

   А третьим шёл Валера. Ему тем более не хватило опыта, чтобы понять, что что-то не так. Он вывел свой ИЛ-28 на 8-ми метрах. И вроде бы уже всё обошлось, но вдруг возник правый крен (предполагают - спутная струя от впереди пролетевшего самолёта), лёгкое касание законцовкой крыла о снег, и на полтора км огненный шар по ВПП - экипаж погиб.

   А если бы заходили на цель сбоку, не теряя её из вида, лётчик бы, возможно, не допустил бы такой ошибки. Мы в тот день 12 января летали на соседнем аэродроме Обрику, в 60 км от аэродрома Нурмси, и когда нам сообщили, что только что, рядом, погиб экипаж Гребцова, мозг отказывался верить, что в такую погоду можно разбиться - стоял ясный солнечный, морозный день... Кстати, доведу такую деталь - за две недели до этого у п/п-ка Скрипниченко в Сибири умерла мать, а он был у неё единственным сыном. И Командующий ав. БФ Сергей Арсеньевич Гуляев его не отпустил на похороны, потому что это были времена "холодной войны", и обстановка требовала срочно нас солопедов сделать боеготовыми пилотами, сказал: "Там и без тебя похоронят, а Вы нужны здесь"... Скрипниченко выпил бутылку коньяка, помянул мать, день не летал, а потом опять впрягся в свою нелёгую командирскую лямку...

   А в случае с майором Юзвишиным не посчитались с мнением командира полка, в то время подполковником Тимуром Апакидзе, который предлагал упражнения КБП днём не трогать, оставить всё, как есть, а ночью бомбометание по освещённой цели с пикирования и горизонтального полёта поменять местами. Сначала отработать боевое применение с пикирования, и лишь потом с горизонтального полёта, потому что полёт ночью - это ПРИБОРНЫЙ ПОЛЁТ, в тоже время надо отвлекать внимание на поиск цели на земле. Когда ты это делаешь на пикировании, под тобой ещё есть запас высоты, и есть время на исправление ошибок. А когда ты ищешь цель в горизонте, но в полёте на предельно-малых высотах, права на ошибку у лётчика нет, т.к. возможен летальный исход. Что и произошло у майора Юзвишина. Он убился на третьем заходе третьего полёта в ту ночную смену из-за собственной ОТП (ошибки в технике пилотирования). Вот так дорого обходится для лётчиков консерватизм и закостенелось мозгов верхних начальников.

   Земля пухом погибшим, а живые будем делать выводы и не забывать их ошибок...

    Сколько видано
Музыка: Ян Френкель Слова: Игорь Шаферан

Мы обветрены, мы просолены, нам шторма нипочём
После плаванья в тихой гавани вспомнить будет о чём
Эх, сколько видано, эх перевидано
Сколько видано, перевидано, вспомнить будет о чём
Эх, сколько видано, эх перевидано
После плаванья в тихой гавани вспомнить будет о чём.

Волны бесятся, и по месяцу не увидим земли
Хоть на палубу небо падает, всё плывут корабли
Эх, сколько видано, эх, перевидано,
Сколько видано, перевидано, всё плывут корабли
Эх, сколько видано, эх, перевидано
Хоть на палубу небо падает, всё плывут корабли

И в Италии, и в Бразилии побывали с тобой
Солнца вроде бы изобилии, только тянет домой,
Эх, сколько видано, эх, перевидано,
Солнца вроде бы изобилии, только тянет домой
Не туристы мы, но на пристани мы подолгу стоим
Воздух Родины, он особенный, не надышишься им
Эх, сколько видано, эх, перевидано,
Воздух Родины, он особенный, не надышишься им
Эх, сколько видано, эх, перевидано,
Воздух Родины, он особенный, не надышишься им
Воздух Родины, он особенный, не надышишься им

 На фото, из 10 осталось 4-ро: - стоят слева: Панин Володя, Слава Герасименко, Витя Савинов, под ним Валера Гребцов - ребят уже нет в живых. Остальные: Вася Перетятько, (ушёл на Небеса); Вася Чечель (Заслуж. специалист ВС СССР), Толя Голиков, Саша Викторенко (космонавт - Герой Советского Союза, ушёл на Небеса); Саша Бойко, Валера Михалкин (Заслуж. лётчик-испытатель РФ) - где вы сейчас, мужики? Будем жить !!!