Школьный ранец

Ольга Денисенко
Даже без школьных принадлежностей ранец был тяжелый: грубый кожзам, металлические застежки, уплотненная задняя поверхность. Он пустой весил более 1кг. Взваливаешь его на спину и несёшь “груз знаний”, чтоб потом, сидя за партой, грызть “ гранит науки”.
Мне было тяжело! – это был груз не для моей субтильной комплекции!
Ручки с карандашами нельзя было просто так бросить в портфель, нужно обязательно с пеналом.
Тетрадки тоже - только в картонной папочке на завязочках. И только одним цветом для всего класса.  Тетрадки были еще с промокашками, хотя чернилами уже не писали. Тетрадки в клеточку не имели полей и нужно было самим их чертить красной пастой.
Для учебников - металлическая подставка.
- А можно один на двоих учебник?
- Нельзя, испортится зрение! У каждого должен быт свой учебник!
(А испорченная спина?)
А еще и сменку обязательно. Тогда не было пактов и сменку носили в самошитых холщевых сумках на кулиске.
И форму для физкультуры. А если урок труда, то халат и материалы, из чего будем мастерить на занятии. Если ритмика – чешки.
Дорога в школу около 15 минут. В старших классах перешла в другую школу подальше.
Выходной только воскресенье, в которое тоже делаешь уроки.
Занятия были на 8 утра, но вставала я в полседьмого. Первым делом - повторить все устные уроки. Потом надеваешь платье, умываешься и будишь родителей готовить завтрак и собираться на работу.
Боязнь опоздать – лейтмотив школьных лет.
В младших классах я приходила к дверям школы за 45 минут до занятий, никого еще не было. Запускали в корпус за 5-10 минут до занятий. Поэтому зимой я так и стояла на морозе. Мамины уговоры выходить позже не имели успеха, я боялась опоздать!
Помню один раз мы с сестрой подорвались в 5 утра, оделись идти в школу, сонная мама нас раздевала и снова укладывала досыпать.
Когда приходила из школы, первым делом …сделать все письменные уроки, чтоб груз не висел, а потом пообедать. Если совсем хочется есть, то тогда уже пообедать, а потом сразу  письменные уроки и только потом - погулять.Ура! уроки сделаны, можно погулять!
Беру 5 чистых тетрадок и играю…в школу. Я – ученики. Беру учебник и решаю задачки. Теперь – чистописание: списываю текст из книжки, - один ученик сделал домашнее задание. Беру 2 тетрадку и делаю то же самое. И так 5 раз. А теперь я учительница! Недеваю мамины каблуки, завязываю на голове узел, делаю умный вид, беру красную пасту и начинаю проверять уроки своих учеников. Ставлю всем «5».
Потом когда сдавали макулатуру,туда же ушли эти игровые тетрадки,спросил кто-то: а кто такая Зоя? У нас такая не училась!
Я себя не выдала.
Играла я в библиотеку: наклеила на детские книжки кармашки с вкладышами, расставляла их на стуле и воображаемые читатели брали книжки, а я заполняла формуляры.
Играла во врача, участкового, звонила по телефону, брала вызова. Просила у мамы ее врачебную печать и выписывала справки, что “Зоя здорова и бассейн посещать может.”
Но и на улице играли допоздна, катались на велосипеде, бегали по чужим подъездам в "казаки-разбойники". Не было такого, чтоб родители боялись, вдруг с детьми что-то случиться или педофил нападет. У нас была абсолютная свобода где гулять.
Школьная форма - отдельный разговор. Это была плотная кусачая чистошерстяная ткань. Поверх фартук (если праздник, то белый). Черный фартук тоже шерстяной. И хлопчатобумажные воротнички и манжеты, которые нужно открывать и пришивать каждую неделю. Манжеты с воротниками были разные, от простой полоски ткани с кружевом до машинной вышивки ришелье.
На голову бантики. Если волосы короткие, то как хочешь, но бантик должен быть!
Даже шерсть платья не грела в морозные дни. А сидеть в кофтах не разрешали. Под платье надевала тоненький свитерок, но все равно было холодно.
Однажды так было холодно, что сестра аж дрожала, и учительница разрешила ей надеть кофту. Но тут заглянула в клас завуч:
- Что за непорядок? Снимай кофту!
Пришлось снять и дальше мерзнуть.
Получить “пятерку” у нашей учительницы было сложно. Если все правильно выполнено, нет ни одной помарки, она ставила “См” (смотрела) и только любимчикам ставила “5”. Но когда она болела приходила на замену другая учительница и тут многие становились отличниками. Эти оценки потом ликвидировались.
Одним из нелюбимых уроков всех учеников была ритмика! Ее вели два мужичка, зековского вида (у одного шрам на щеке), которые не прочь были принять на грудь иногда, поэтому от них несло перегаром. Один нажимал на клавиши баяна, другой строил нас парами и учил нехитрым танцевальным движениям командным тоном. Если одна пара стратила, все начинай сначала. Кто забыл чешки - тем наступал на ноги и достаточно больно!
Ритмику не любили все! И однажды произошел бунт! Сговорились, что переодеваться не будем и никуда не пойдём. На доске написали: “Долой ритмику!” и скандировали: Долой ритмику!
Учительница настаивала, чтоб прекратили. Я не помню, чем окончилась забастовка, вроде этот урок мы сорвали, а потом также продолжали ходить.
У каждого была закрепленная пара. Вернее, сначала нас выстроили в два ряда по росту: мальчиков и девочек и просто соединили. Хочешь-не хочешь, ты должен танцевать с тем, с кем по росту сошлось.
Однажды сестра заболела, а т.к. нас не различали, то мой партнер поссорился с сестринским мальчиком, кто будет со мной танцевать. Я б могла смахлевать, выбрать сестринского, он был более спокойный, а мой дерганый и всякое выделывал, что срывал занятие и всем классом приходилось начинать сначала. Я сама от него изрядно уставала. Но как честный человек, не смогла обмануть. У кого не было пары танцевал один.
После первого или второго урока была большая перемена, она отводилась для обеда. Вот обед был реально качественный и вкусный! Помню, на второе пюре и рыба, котлета, омлет, квашеная капуста. На дополнение к второму блюду - пышные оладьи или манка. На третье - чай с романтикой! Романтика была вкуснейшая!
Но ели мы стоя, хотя стулья были, но их не разрешалось выдвигать.
В средних классах были дополнительные обеды, еще насыщеннее, чем для первоклашек: с мясным борщом.
Т.е. обедали два раза.
Ребята иногда развлекались, недопивали чай, а потом листочком, вырванным из тетрадки, накрывали стакан и переворачивали на стол, - получался стакан с чаем, но вверх ногами. Ох и ругались работники столовой! Если просто оторвать стакан от стола - будет мини-водопад, поэтому нужно или снова продевать листочек под стакан и переворачивать или тянуть стакан на край стола и подставлять емкость, куда прольется чай.
В средних классах появилось и мороженое, его можно было купить в вестибюле. Но привозили его к 2-м часам. Первоклашек в это время уже нет. Иногда наши уроки заканчивались раньше. И мы повторно бежали в школу, чтоб только купить мороженое в вафельных стаканчиках.

(Продолжение http://proza.ru/2020/03/30/1798 )