Родословие Иисуса

Марина Беловол
Сын Божий, Сын Давида...

В Новом Завете приводится два совершенно разных родословия Иисуса Христа. Одно — в Евангелии от Матфея, другое — в Евангелии от Луки. Этот факт доставляет немалую радость воинствующим безбожникам и прочим любителям поглумиться над Священным Писанием.

Родословия отличаются настолько, что можно подумать, что они принадлежат разным людям. На самом деле так и есть. Родословие, записанное Матфеем, относится к роду Иосифа, а родословие из Евангелия от Луки — роду Марии.

Здесь возникает вполне справедливый вопрос: а какое отношение имеют предки Иосифа, да  и сам Иосиф к рождению младенца Иисуса?

Скорее всего, даже в те далекие времена в официальных документах нельзя было записать, что твоя жена родила от Святого Духа. К тому же,  по закону Моисея незаконнорожденный не мог войти в общество Израильское.  То, что Иосиф признал Иисуса своим сыном, обеспечивало ребенку не только законное место под иудейским солнцем, но и все гражданские права, включая право наследования.

Иосиф защитил свою семью от злорадства недоброжелателей. Именно благодаря этому человеку, ни дотошные книжники, ни самоправедные фарисеи, ни завистливые первосвященники ни разу не упрекнули Иисуса в том, что Он появился на свет при каких-то непонятных и сомнительных обстоятельствах. А уж они-то не преминули бы это сделать!

В первой главе Евангелия от Иоанна Филипп называет Иисуса сыном Иосифа из Назарета, ни мало не сомневаясь в том, что именно о Нем писали Моисей и пророки. Иисус, сын Иосифа — официальное имя Иисуса Христа.  Когда Иосиф и Мария нашли двенадцатилетнего Иисуса в храме, Мария сказала Сыну: « Чадо, что Ты сделал с нами? Вот отец Твой и я с великой скорбью искали Тебя». Разумеется, она имела в виду не Бога Отца, а праведного Иосифа. 

Вернемся к Марии. Ведь именно ее кровь сделала Сына Божьего Сыном Человеческим, потомком Давида и Авраама.

Неужели в те времена у женщины могло быть отдельное родословие? Если родословие, приведенное Лукой — это родословие Марии, почему в нем вместо ее имени стоит имя Иосифа?

Оказывается, все это соответствует закону Моисея. Израильский народ делился на племена — колена, и за каждым коленом были закреплены земельные наделы. Если у умершего не было сыновей, его надел переходил к дочери. Такая наследница должна была выйти замуж только за человека из своего колена, и имя мужа вносилось в родословие ее отца. Подобные случаи записаны в книге Чисел 36:6-9 и в книге Неемии 7:63.

В родословие из Евангелия от Луки Иосиф вписан как зять после отца Марии, которого звали Илий.

А как же быть с Иакимом и Анной, которых многие считают родителями Марии?
 
В Писании вы не найдете ни слова об этих людях.

История мифических Анны и Иакима взята из недостоверных преданий старины глубокой под названием «Протоевангелие Иакова». О том, что это произведение было написано Иаковом, братом Господним, не может быть и речи, потому что автор выказывает абсолютное незнание закона Моисея и иудейских обычаев. Каким образом было установлено, где именно мнимый Иаков говорит правду, а где сочиняет сказки, никому не известно, как и то, говорит ли он правду вообще.

Иосиф, как и Мария, был отдаленным потомком царя Давида. Родословие Иосифа включает в себя немало царей, как благочестивых, так и бесчестных.  Родословие Марии выглядит намного скромнее, но зато в нем нет идолопоклонников и убийц. И Иосиф, и Мария происходят от сыновей Вирсавии, он - от прославленного Соломона, а она — от малоизвестного Нафана. Но Бог часто избирает ничего не значущее (в глазах людей) для того, чтобы посрамить значущее. Это Его почерк.

Нафан встречается в Писании всего два раза: один раз в перечислении сыновей Вирсавии, а другой раз — в двенадцатой главе книги пророка Захарии. Здесь его дом плачет вместе с домом Давида над Тем, Кого пронзили  - то есть, над Иисусом. Почему из всех сыновей Давида Захария выделил одного Нафана? Не потому ли, что именно от него, а не от величавого Соломона происходит отвергнутый Израилем Агнец Божий, взявший на Себя грехи всего человечества?

Ангел, явившийся Марии, возвестил ей, что ее Сын унаследует престол отца Своего Давида (Лук.1:32) Иехония, упоминаемый в родословии, записанном Матфеем — последний царь из династии Давида. Никто из его потомков не мог стать царем (Иер. 22:24-30). Именно поэтому родословие, включающее Иехонию не может быть списком земных предков Иисуса.

«И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия, “- пророчествовал Исайя за семьсот лет до Рождества Христова ( Ис. 11:1-2)

Родословное древо  царей иудейских было срублено, но от его корня произросла отрасль, боковая ветвь царского рода, и от царского сына Нафана произошел Спаситель мира и Царь на престоле Давида, Которому предстоит царствовать вовеки веков.