Музыкант Глава 2 Часть 8. Музыка, как судьба

Галина Дейнега
Начало http://proza.ru/2020/03/22/663
На фото Вокалист Вячеслав Дёмин

2.8. МУЗЫКА, КАК СУДЬБА
   Заключительная беседа с Дёминым состоялась в  ясный весенний день. Лучи послеобеденного солнца косо падали на стены, золотили их, создавая особый уют, располагающий к доверию. Обговорены интересующие меня темы, но накопилось много вопросов, и они требовали разрешения.
   — Вы верите в судьбу? — начала я беседу.
   — А как не верить? - признался собеседник, глядя смеющимися глазами. - Музыка победила!
   — Есть у вас песни про судьбу?
   — Я написал и исполнил песню «Благодарю судьбу» на слова Николая  Бурякова. Она и  про меня тоже:

   Благодарю судьбу, что подарила
   Мне Севастополь, море и зарю.
   Что горечью и мёдом напоила.
   Благодарю за всё. Благодарю.

   — О Севастополе много написано песен?
   — Сорок пять.
   — Любимое место в Севастополе?
   — У фонтана на Приморском бульваре.
   — Ваше отношение к морю?
   — Море для меня — вторая душа. В детстве, особенно летом, я пропадал у моря. Играли в казаков-разбойников, ловили рыбу, ходили на вельботе. Без моря представить жизнь не мог. У моря есть простор для глаз. Это помогает свободно мыслить. Воздух, небо, море! Не устаёшь смотреть на роскошное сияние красок. В Севастополе рыбу уже не ловил, но нырял за рапанами, за мидиями, плавал. Много ходил на катерах, на теплоходах. Мне повезло всю жизнь прожить возле моря!   
   — Вы везунчик?
   — Бывает такое.
   — Есть пример из детства?
   — Есть. В 1953 году (мне было тогда пять лет) в Петропавловск-Камчатский приехали на гастроли Тарапунька и Штепсель. Помните таких актёров?
    — Помню. Тарапунька — высокий, худой, Штепсель — небольшого роста, коренастый. Их юмор строился на удачном сочетании русского и украинского языков. Они имели огромный успех у публики.
    — У нас они выступали в областном драмтеатре на Театральной площади у подножия Никольской сопки (в народе — Сопки любви). После утренней репетиции артисты вышли из театра прогуляться по площади, и за ними увязалась ватага мальчишек, в числе которых был и я. К моему изумлению, Тарапунька поднял меня на руках и посадил себе на плечи. Я был такой гордый и счастливый! Он выбрал именно меня! Артист шёл, неся меня на плечах, а остальные пацаны бежали за нами и кричали: «И меня, и меня!» Это продолжалось, наверное, с минуту, но до сих пор не стёрлось из памяти.
   — Жизнь, как известно, — бесконечная череда мгновений, когда нужно делать свой выбор. Рано или поздно приходится выбирать между своей целью и собственными представлениями о том, что хорошо, что плохо. И никто не скажет, какой выбор правильный. А если выбрана цель, то принимай себя, принимай свой выбор. Ваш путь к музыке оказался сложным.  Была у вас попытка в юности выбрать цель и повернуть к ней?
   — Попытка была. Я хотел после школы поступить в Хабаровское музыкальное училище. Поделился своим желанием с матерью. В ста километрах от Хабаровска жила моя бабушка по материнской линии. Я мог счбывать у неё. Мама меня поддержала. Вышли на отца, но тот уже твёрдо решил, что учиться мне надо на инженера. Музыка — в свободное от работы время.
   — Вам пришлось совмещать техническую специальность и музыкальную потребность. В истории есть примеры, когда увлекала не только музыка. Александр Бородин (1833 — 1887 гг.) — химик и композитор, новатор в оркестровой музыке, создатель богатырских симфоний, оперы «Князь Игорь». Музыка мешала его серьёзной научной работе, а наука не дала возможность закончить оперу, над которой он работал более восемнадцати лет. Но это  случай, когда оба занятия были призванием Бородина.
Примеры из нашего времени. Композитор, певец Сергей Коржуков (1959-1994 г.г.) после медучилища два года отработал на "Скорой помощи", ушел в музыку. За короткую жизнь создал несколько десятков песен (группа “Лесоповал”).   
   — Он мне очень нравился. Писал от души.               
   — Александр Розенбаум. Медицина у него не призвание, а семейная традиция. Музыка «взяла верх». Врач «Скорой помощи» уже в возрасте «за тридцать» сделал выбор в пользу музыки.
   — Я сделал выбор в пользу музыки в двадцать пять.
   — Кто оказал влияние на ваш выбор?
   — Ивестные музыканты. В числе самых любимых Глен Миллер,  Джордж Гершвин, из отечественных —  Анатолий Днепров, Александра Пахмутова, Арно Бабаджанян, ну и, конечно, Юрий Антонов и Вячеслав Добрынин. Вообще-то, ещё Давид Тухманов, Максим Дунаевский.
   — Выбирайте одного.
   — Юрий Антонов. Очень профессиональный музыкант-исполнитель. О качестве его песен говорит всенародная популярность. В конце семидесятых - начале восьмидесятых с десяток его песен считались самыми лучшими в СССР.  Я думаю, что он один из немногих музыкантов и композиторов, которые «живут под Богом». Он обладает каким-то секретом создания простых и запоминающихся мелодий, ни на что не похожих. Вроде просто, ан нет. Пытался сочинять под него, но не тут-то было. О влиянии на меня можно сказать так. Я ему завидовал. Его песням. Его популярности.
   Мой глубокий вздох выказал несогласие. Я помотала головой, чтобы развеять путаницу кружащихся мыслей, и уверенно заявила:
   — Нет! У вас появилось глубокое, сильное желание добиться успеха в музыке не потому, что вы завидовали, не для того, чтобы другие завидовали вам, а затем, чтобы начать свое осознанное восхождение. Прислушались к себе. Выбрали свою дорогу к цели. Внутренняя борьба с нешуточным противостоянием сомнений, страхов не смогла вам помешать. Вы прикладывали искреннее духовное усилие, чтобы достичь черту, после которой человек перестает искать, а начинает создавать. В тридцатилетнем возрасте стали победителем музыкального конкурса. Один успех — это, может быть, ещё не успех, а счастливая случайность. Второй ваш успех на конкурсе в тридцать пять лет тоже можно посчитать удачей, но третий успех, творческий вечер «О войне не забывай», — настоящая, заслуженная победа, после которой уже нет пути назад. Так?
   —  Так! - подтвердил он, поднимая на меня улыбающиеся глаза, метнув искру удовольствия.
   —  Мерой ритма, звонами, трелями вам удалось пленить сердца людей. Пением рассеять магию звука, в которой праздничнее засверкала жизнь, насыщая чувства, заставляя задуматься, что-то простить.
   На лице собеседника светилась улыбка внутреннего мира. Искренняя и скромная.
   — Ваш секрет успеха?
   — Настойчивость, упорство, вера.
   — Что было сложным в начале пути?
   —  Для песен нужны слова. Пытался сам сочинять тексты. Понял, что особым поэтическим даром не наделён. Искал песенные стихи. Потом в моей жизни появились хорошие поэты.
   — Любимые ваши поэты?
   — Отец собрал богатую библиотеку. В доме была стенка книг. Четыре больших стеллажа с собраниями сочинений классиков. Я читал много. Любимые поэты (они же и прозаики)- Пушкин и Лермонтов.
   — Почему не писали музыку на их стихи?
Он помедлил с ответом.
   — На стихи классиков много написано музыкантами-классиками. Я был начинающим песенником, искал современных поэтов.
    — Вы получаете удовольствие от создания песен?
    — В начале творческого пути я ощущал кайф уже от представления, как будет звучать моя песня. Ожидание. Нетерпение. Весело. Это жизнь! Со временем стал работать гораздо спокойнее. Сейчас большее удовольствие получаю от создания песен лирического характера. Особенно на бытовую тему.
   — Например.
   — Песня "Поезда" на слова Владислава Волгина нравится по мелодии, по характеру. Звуки музыки отражают и обстановку, и состояние души.

Качается вагон, качается,
Не может добрый отдохнуть.
А рельсы, рельсы не кончаются,
И долгим, долгим будет путь.
Встречают люди и прощаются,
Уедут вдаль куда-нибудь.
Но скоро к милым возвращаются,
Нельзя надежду обмануть.
      
Поезда, поезда,
Стук колес, стук колес,
Там всегда, там всегда
Радость встреч, горечь слёз.
Поезда, поезда,
Мерный стук, мерный стук,
Там всегда, там всегда
Радость встреч, боль разлук.

    — Опишите свою жизнь тремя словами.
    — Деятельная, разнообразная, приятная. Скучно жить без дела! —  прозвучало у него искренне.
    — Ваше главное запретное удовольствие?
    — Любовь к сладкому, вкусному.
    — Какой самый безумный поступок вы совершили? Когда? С какой целью?
    — Поход с друзьями по льду Авачинского залива в зимние школьные каникулы с благородной целью - накормить семью вкусным хлебом. Мне тогда было двенадцать лет, моим друзьям, братьям, четырнадцать и одиннадцать.
    Далее последовал рассказ:  «Авачинский залив имеет внешнюю океанскую часть и внутреннюю — Авачинскую бухту. В посёлке на противоположной от наших домов стороне бухты выпекали очень вкусный хлеб. Большими, двух килограммовыми буханками. Пройти надо было с десяток километров. По дальневосточным меркам - ничто! Мы отпросились у родителей с ночёвкой. Взяли снаряжение: палатку, продукты, спиртовку, спички. Отправились не берегом, а напрямую, по льду. Не учли, что в январе в три часа уже темнеет. Пришлось переночевать в палатке.
   Утром проснулись — впереди по льду трещина. Метра полтора шириной. Не перепрыгнуть. Пошли вдоль трещины. Километра два прошли, а она всё шире и шире. Вернулись. Куда идти? В западне! Младший начал рыдать. Бегали до темноты. Искали проход. Заночевали. Утром увидели, что мы на небольшой льдине (метров пятьдесят) и нас несёт в океан. Замёрзшие, голодные, испуганные рыдали все. Спас нас вертолёт. Отец тогда работал старшим инженером лесного хозяйства с функцией инспектора. В хозяйстве был вертолёт. В обещанный день мы не вернулись. Отец организовал поиск. Нашли нас километрах в пяти от бухты».
    — Порка была?
    — Ещё какая!
    — Вы чувствительный человек?
    — Да.
    — Чем отличается мальчик от мужчины?
    — Мальчику можно несерьёзно смотреть на многие вещи. Мужчина себе этого позволить не может.
    — Какой вы бы дали совет себе семнадцатилетнему, вступающему в жизнь?
    — Радуйся жизни, не слишком драматизируй неудачи. Верь в себя! Наберись терпения и работай! Никогда не сдавайся! Лишнего не пей!
    Я рассмеялась:
    — Вспомнила анекдот. Вкус у водки один и тот же, а приключения разные.
    — Точно!
    — Как, по-вашему, надо относиться к работе?
    — Быть полезным. Сосредоточенным. Радоваться, если работы много и ты её любишь, находишь интересной.
    — Ваше имя звучное — Вячеслав. Вы стремились к Славе? Делали выбор в пользу популярности?
    — Стремление к лидерству у меня есть, но это не стремление к превосходству. Скорее, это тяга к состязанию, где всё честно, справедливо, по правилам.
    — Когда вас впервые выбрали руководителем оркестра, какова была ваша реакция?
    — Подумал, что я достоин, что у меня есть чёткое представление, каким должен быть руководитель оркестра. Согласился не раздумывая.   
    — Главный источник ваших жизненных сил?
    — Работа, увлечённость, любопытство. Без этих трёх составляющих ничего не сделаешь.
    — Что вам больше всего удастся?
    — В музыке — медленные лирические песни.
    — Любимые воспоминания, связанные с работой?
    — Период работы в оркестре ресторана «Баркентина». 1982 — 1983 годы. Собрался дружный талантливый коллектив. Рождалась музыка! Работа увлекала, захватывала!
    — У вас есть привычка, которой можно гордиться?
     — Доводить дела до конца.
     — Где любите отдыхать?
     — Отдыхаю редко. Предпочитаю природу.
     — Как снимаете усталость?
     — Глубоким дыханием,  упражнениями. Отжимаюсь.
     — Коллекционируете что-нибудь? 
     — В детстве коллекционировал марки. Когда стал заниматься музыкой, собирал бутылки. Наполняя их водой, подбирал объем для нужного звучания. Играл мелодии на бутылках.
    Последовал рассказ об интересном эпизоде из детства: «Это было 60 лет назад. В конце февраля отец дал мне задание: приготовить к сдаче накопившиеся во дворе бутылки. Их собралось около сотни, все в снегу. Я перенес бутылки в хату. Когда снег растаял, стал мыть их внутри ёршиком. Вдруг случайно задел металлической ручкой ёршика одну из бутылок. Раздался мягкий, очень приятный музыкальный звук. И тут меня осенило! Я выбрал двадцать четыре одинаковые бутылки, отрегулировал в них уровень воды, чтобы звуки соответствовали нотам от ДО малой октавы до ДО второй октавы. Звучание проверял  аккордеоном, играя по бутылкам чайными ложечками. Сделал конструкцию для развешивания бутылок соответственно звукоряда на аккордеоне. Потом пристроил к конструкции колёсики от коня и прибил палки, чтобы, нажимая на них грудью, можно было передвигать конструкцию.
   Собрал небольшой оркестрик из контрабаса, малого барабана, кларнета, двух акустических гитар, а также пустого стирального бака (вместо большого барабана) и двух крышек от бака (музыкальные тарелки). Пригласил ребят. Мы несколько дней репетировали музыкальную программу, желая сделать сюрприз для девочек и учительниц нашей школы на вечере, посвященном Международному женскому дню 8 Марта.
   На сцене выстроились в таком порядке: впереди шёл я, толкая конструкцию с бутылками, за мной шли ребята с баком, с крышками от бака. За ними — две гитары по бокам, а посередине контрабас. Замыкал всё кларнет. Мы исполнили несколько мелодий: "Светит месяц", "Во саду ли, в огороде", "Цыпленок жареный", "Коробейники". Когда исполняли "Цыпленок жареный", на ходу надели поварские колпаки и белые курточки. Было очень весело, все смеялись от души. Концерт прошел на ура».
   —  Ещё одно подтверждение: где Дёмин, там интересно, там весело!
Посмеялись.
   - Затем стал собирать песни. Сейчас имею богатую коллекцию песен любимых исполнителей. Советских и зарубежных. 
   — Ваш любимый аксессуар?
   — Смартфон. В нём вся моя жизнь.
   — Что считаете лучшим подарком?
   — То, что надолго! С чем не хочется расставаться.
      — Проведём тест на цвет вашей жизни.
     Показываю набор цветных картинок.
   — Что тянет к себе?
   — Зелёный.
   Читаю результат:
    — Хорошо! Это цвет надежды и свободы. В душе таких людей появляются сомнения, и они регулярно доказывают себе, что способны на многое. Любители зелёного цвета добры и зачастую готовы броситься на помощь тому, кто в ней нуждается. Предпочитающие зелёный цвет очень не любят, когда ими пытаются командовать.
    — Верно.
    — Что вас делает особенным?
    — Бог наградил меня талантом, упорством, любовью к работе.
    — Охарактеризуйте себя тремя словами.
    — Добрый, талантливый, работящий.
    — Вы не только музыкант, но ещё и вокалист со своим голосовым диапазоном, своей манерой исполнения. Можете поднять зал патриотикой и растрогать слушателей до слёз лирикой.
    — Я не считаю себя профессиональным вокалистом. Никогда и нигде не учился петь. Пою интуитивно. Есть такое понятие «вокальный клоун» — работает в различных жанрах, поёт разными, непохожими голосами. Это и про меня. Мой голос как бы сам настраивается в зависимости от слов и характера песни. Как-то это само собой получается.
   — Композитор Яков Машарский вспоминает: «Моя песня "Напиши мне письмо в океан", исполненная  Вячеславом, меня, да и не только меня, просто потрясла. Позже её исполняли и другие солисты, даже в сопровождении духового оркестра, для которого я сделал  оркестровку, но в исполнении Дёмина она принималась лучше».
   «Было такое дело, — дополнил Дёмин. — Летом 1976 года я сделал аранжировку песни "Напиши мне письмо в океан" (Яков Машарский, Борис Эскин). Довольный результатом композитор договорился, что песня будет записана и исполнена в радиопередаче "Для тех, кто в море".
   Для записи в Севастополь прибыла из Ленинграда спецмашина с аппаратурой, стала со стороны Артбухты. Через окна протянули кабели в зал ресторана "Севастополь". Песню записали в моём исполнении в сопровождении руководимого мною оркестра.
Спустя некоторое время Машарский радостно сообщил мне, что за этой, понравившейся песней к нему пришёл человек, который, находясь в рейсе, оказался свидетелем такой сцены. По радио транслировалась передача "Для тех, кто в море". Когда объявили песню "Напиши мне письмо в океан", все прильнули к радиоточке. Слушали со слезами на глазах. Капитан жаловался, что на пять минут были прерваны все работы на судне».   
   - Уже в шестидесятые годы мир был покорён рок-группой Битлз. Ваше отношение к ним? К певцу Фредди Меркьюри?
    — Я не был в шестидесятые покорен группой Битлз. Тогда я был увлечен джазом. Что такое Битлз, я понял в восьмидесятые, когда нам, как исполнителям, начали интенсивно заказывать лучшие песни из их репертуара. Сейчас я понимаю, что это была группа, которая подняла лирический рок на новую ступеньку.  Насчёт Фредди Меркьюри. Я никогда не сомневался, что он лучший в роке, так же, как лучший в мировой эстраде Том Джонс. В советской эстраде Муслим Магомаев — лучший  баритон,  Валерий Ободзинский — лучший тенор. С нашими лучшими певцами мне посчастливилось встретиться, пообщаться.
   — Вы счастливы?
   — Добрые воспоминания в пенсионном возрасте - уже счастье. У меня их достаточно. Человек счастлив, если его дети оказались хорошими людьми. У меня хорошие сыновья. Есть внуки, правнучка. Я не получил высоких званий и наград, но занимался и занимаюсь любимым делом. Когда авторы, с которыми работаю, благодарят словами: "Спасибище! Великолепно! Отлично!", это делает меня счастливым. 
   — Как надо воспитывать детей?
   — Их надо любить! Но держать в строгости, используя и кнут, и пряник. Нужно приучать ребёнка, чтобы с детства у него была мечта. Мечтаешь — значит, есть цель, и к ней надо потихонечку добираться.
   — У вас есть мечта?
   — Есть. Сохранить накопленный музыкальный потенциал. Тысячи песен! Хотя бы полсотни клавиров издать в "Музыкальном альбоме".
   — На вашем юбилейном вечере в 2017 году Екатерина Ивановна Терентьева высказала мысль о необходимости создания в Севастополе Музыкального центра.
   — У нас, музыкантов города, была попытка создания такого центра в 1978 году. Каждый откладывал ежедневно определённую сумму. Собрали в итоге десять тысяч рублей. У дирекции треста столовых и ресторанов выбили захламленный подвал. Мусора вывезли пятнадцать полуторок. Привели в порядок помещение, собрали инструменты, закупили оборудование. Центр просуществовал аж три месяца! Оказалось, что помещение принадлежит городу и его следует освободить. Юристы ничем не смогли нам помочь. Без заинтересованных спонсоров создать музыкальный центр невозможно. Нужны помещение, аппаратура и средства на его содержание.
   Вздохнув, собеседник продолжил:
   — Есть у меня ещё мечта встретиться с одноклассницами (из мужчин в живых я остался один). Мы постоянно общаемся, основные свои песни я им посылаю, но встреча — это совсем другое. Посмотреть хочется на места детства, с которыми связаны яркие и радостные воспоминания беззаботного времени. Многое там изменилось. Несбыточность этой мечты из-за огромного расстояния между двумя крайними полуостровами России: Крымом и Камчаткой и дороговизны авиабилетов. Так что это не мечта, а скорее —  желание.
   — Можно сделать попытку: купить лотерейный билет и выиграть.
   — Я еще ни разу не выигрывал. Правда, последний раз играл еще при СССР.
   — Ваш выигрыш ещё впереди.
   — Хотелось бы верить.
   — Ваша оценка жизни?
   — Жизнь вечно меняется, разнообразна, беспокойна и прекрасна. Когда я играю, я переношусь в другой мир. И этот мир ещё более восхитительный.
   — Считается, что главное в жизни — любовь. Это не радость и не печаль, не награда и не испытание, а всё вместе. Влюблённость — лучшее состояние человека, тропинка к тайне, которую предстоит открыть, волшебные моменты жизни, когда человек  перестает быть просто человеком. Он не ходит по земле, он парит над ней, слышит музыку оркестра в душе. И неважно, во что он влюблен — в женщину, в работу, в мир или в жизнь. Вы влюблялись?
   Блаженная улыбка озарила лицо собеседника, улыбка радости:
    — Я в Музыку с детства влюблён!

ПРИЛОЖЕНИЕ
ПЕСНИ ВЯЧЕСЛАВА ДЁМИНА В ИСПОЛНЕНИИ СОЛИСТА ОЛЕГА МИХАЙЛОВА
( сайт olegmihailov.ru автор слов указан в скобках)
 1.   Дождь (Павел Любимов)
 2.   Мне бы знать (Татьяна Штерн)
 3.   Какая чудная пора (Татьяна Штерн)
 4.   Милая моя (Вячеслав Дёмин)
 5.   Зачем стучите мне в окно? (Сергей Краснопёров)
 6.   Ты прости меня, отец (Татьяна Штерн)
 7.   Ветер с моря ( Николай Бандурин)
 8.   Жалеть не буду (Татьяна Штерн)
 9.   Снегири (Сергей Краснопёров)
10.   Забытая любовь (Татьяна Штерн)
11.   Зажгите свечи (Павел Любимов)
12.   Лунное танго ( Анциферов)
13.   Карусель (Павел Любимов)
14.   Мой мир (Павел Любимов)
15.   Мой оберег (Павел Любимов)
16.   Крылья белые любви (Юрий Акиничев)
17.   Не дозвониться (Павел Любимов)
18.   Не тревожь (Сергей Краснопёров)
19.   Море, помолчи со мной (Вячеслав Дёмин)
20.   Эта женщина напротив у окна (Сергей Краснопёров)
21.   Моя нежность (Юрий Акиничев)
22.   Подождите (Юрий Акиничев)
23.   Берегите любовь (Галина Дейнега)
24.   Осень (Павел Любимов)
25.   Как мне хочется вновь (Николай Бандурин)
26.   Разбитая любовь (Павел Любимов)
27.   Иначе зачем же мне быть (Признание), (Олег Кирияджи)
28.   Голубые цветы (Галина Дейнега)
29.   Ужин на двоих (Сергей Краснопёров)
30.   Моя мечта (Вячеслав Дёмин, Сергей Курочкин)
31.   Нет тебя прекрасней (муз. Юрия Антонова, аранжировка Демина)
32.   Ты призрак ночи (Олег Михайлов)
33.   Меня простите (Владимир Дубровский)
34.   На струнах неги не растраченной (Ольга Золотокрыльцева)
35.   Моя любовь жива (Игорь Кохановский)
36.   У каждой птицы своя песня (Анатолий Мирзоян)
37.   Твоя фотография (Татьяна Штерн)
38.   Скоро дальний берег (Ольга Романова)
39.   Прощайте, господа (Татьяна Штерн)
40.   Из письма к N (Павел Любимов)
41.   Ялта (Анатолий Мирзоян)
42.   Осенние розы (Калерия Макшанова)
43.   Дождь роняет слёзы (Татьяна Штерн)
44.   Восвояси гулять по Руси (Ольга Романова)
45.   Некогда(Ольга Романова)
46.   Вперёд по облакам(Ольга Романова)
47.   Как трудно быть хорошим человеком(Ольга Романова)
48.   Я сапожник без сапог (Ольга Романова)
49.   Море Чёрное, не только чёрное  (Анатолий Мирзоян)
50.   Зачем любить?(Татьяна Штерн)
51.   Мы с тобой не встречались (Татьяна Штерн)
52.   Ты меня бесишь(Ольга Романова)
53.   Весна(Ольга Романова)
54.   Две звезды (Татьяна Штерн)
55.   Наша любовь (вячеславДёмин, Сергей Курочкин)
56.   Играла одному (Валерий Зяблов)
57.   Лишь на душе слеза (Валерий Зяблов)
58.   Загадай желание (Валерий Зяблов)
59.   Душа, кричи! (Татьяна Штерн)