Ку-ка-ре-ку!

Лада Вдовина
А эта история записана моим отцом СЛИПЧЕНКО БОРИСОМ ИВАНОВИЧЕМ со слов его отца, моего деда Ивана, СЛИПЧЕНКО ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА.

«Кукареку»

В те времена мы жили в селе Корсунь, что недалеко от города Енакиево. Село по тем временам считалось большим и не бедным. В каждом дворе было две-три коровы, обязательно волы, кони были не у  всех, и не потому, что трудно содержать, - просто не было нужды, живность всякая мелкая и птица водились в каждом дворе без счёта. Жили почти натуральным хозяйством – всё было своё. В город ездили по субботам, продать излишки и купить что-нибудь для дома или для себя: - вещь какую-нибудь или инструмент. Особой нужды порой не было, но поездки в город по субботам для казаков давно стали ритуалом, нарушать который они не собирались, несмотря на многочисленные нападки со стороны второй половины села, которая никак не понимала этой страсти к базару и всегда выискивала повод подшутить над мужиками.

Невольно таким шутником пришлось однажды побывать и мне. Дело в том, что к своим 17 годам я в селе славился умением определять время суток на глазок довольно точно, и ночью тоже. Не знаю, откуда это взялось, но это было тогда и осталось во мне по сей день. Так вот: как-то в субботу, ближе к вечеру, когда мы все парубковали у бабы Мотри, кто-то из хлопцев сказал:
- Ось ты, Ванька, брешешь, шо можешь в будь-який час прокинутися вночи. Давай прокинься сьогодни о третий години, выйди на ганок и прокукарэкай килька разив. Сказано. Осталось сделать.

Было ли точно три, сказать не могу, но среди ночи я проснулся, вышел на крыльцо и прокукарекал несколько раз, услышал, как в разных местах села откликнулись петухи. Было уже прохладно – приближался сентябрь, поэтому я быстро убрался в хату и завалился досыпать. А по селу пошёл лёгкий шум: то там, то там раздавался
скрип дверей, позвякивание железом, стук отодвигаемых засовов. Село просыпалось. Казаки запрягали волов, укладывали в возы, что было на продажу. Потом обозом двинулись в Енакиево.

Уже подъезжают к городу, а всё ещё темно. Что бы это значило? Раньше такого «нэ було». Подъехали к базару - пусто! Только через час-полтора стало светать и начал прибывать торговый люд. Места для торговли казакам достались хорошие и в бойкой продаже забылось утреннее недоразумение. Забыл и я про ночную проделку.

Что-то около полудня к нам во двор вбегает мой одногодок, соседский Петро и кричит:
- Ванька, тикай швыдче у кукурузу, бо по селу ходять козакы з батогамы, шукають: - якый то паразыт кукарэкав у ночи.

Меня долго уговаривать не пришлось. Уже через пару минут, перелетев через несколько плетней, я сидел в кукурузной засаде и наблюдал, не двинулись ли преследователи в мою сторону. Мне пришлось голодному и холодному досидеть до вечера в огороде, а потом задворками пробираться к хате. Мама моя всегда была скора на руку, не промахнулась и на этот раз: - два хороших подзатыльника поставили всё на место – значит, обошлось и скандала с казаками не будет.

Был конец лета 1923 года.

Иллюстрация: Пылаевы. Этюд. Бумага, акварель.