Что есть война

Дмитрий Каюшкин
Что есть война

Что есть война для современного поколения?
Вроде бы ответ прост. Это и смерть, и кровь, и ужасы потерь. Это и подвиг, и предательство, и право выбора. Это, несомненно, горе, страдания, разруха, выжженная земля и кромешный ад. Это героизм и отвага. Это поверженный противник и ликующий победитель.
Перечень ответов может быть необычайно широк. И при подобном вопросе у нас,  поколения 60-х – 70-х, даже не возникнет уточнения, о какой из войн идёт речь.
Через всю свою жизнь пронесли память о Великой Отечественной войне поколение наших отцов и матерей – дети той самой войны. Неизгладимые рубцы на сердце оставила война у фронтовиков, прошагавших от Москвы до Берлина в 1941-м – 1945-м. Пусть их осталось совсем немного, но все они свято помнят и хранят в душе горечь поражений и радость побед каждого дня Великой войны.
Совсем иная ситуация с поколением девяностых и нулевых.
– Баб, а баб, зачем ты крошки хлеба со стола в ладошку собираешь? А кусочки недоеденные сушишь и в холщовый мешочек складываешь? Не проще ли на мусорку выкинуть? – задаст вопрос семилетний мальчуган седовласой старушке.
– Нет, почему я должен доедать свой кусок хлеба, если я его не хочу? – удивлённо посмотрит на деда румяный круглолицый шестиклассник.
– Пап, ну я на самом деле не понимаю, чем хлеб отличается от других продуктов. И к чему такое сакральное к нему отношение. У нас ведь сейчас не война, – вступит в полемику с отцом пятнадцатилетний юноша. – И вот только не надо мне в сотый раз про блокаду рассказывать. Ты по-прежнему живёшь в иной реальности, – запальчиво продолжит с нескрываемым превосходством в познании мироустройства.
Превосходство, конечно, мнимое, основанное на подростковом максимализме. Он, юнец, пока ещё искренне верит в свою правоту и непогрешимость. Таковы его взгляды на жизнь. Смело, открыто выражает свои мысли, приводит аргументы, которые кажется ему незыблемыми, в речах и спорах пытается оперировать фактами, подчерпнутыми из сети, школьных учебников. Так и хочется добавить «и прочитанных книг». Но это будет уже перебор, далековато от истины.
Они – не такие как мы. И пора уже, наверное, это признать. Самое главное понять, в чём отличие нынешней молодёжи от старших поколений. Только тогда мы сможем говорить с ними на одном языке и донести истины, которые святы для всех, кто ещё помнит жгучее пламя войны, кто лицом к лицу стоял рядом с героями-ветеранами в одном строю, кто бережно держал в своих руках сухую морщинистую ладошку престарелой блокадницы и вглядывался в её пронзительные, наполненные верой в жизнь лучистые глаза, кто воспитывался не на глянцевых картинках современного кинематографа и масс-медиа, а на настоящих фильмах Юрия Озерова, Григория Чухрая и Леонида Быкова. 
Так в чём же отличие современной молодёжи от их родителей, более старших поколений. В данном случае молодёжью я называю мальчишек и девчонок школьного возраста, двадцатилетних юношей и девушек.
– Вот в наше время… – бывает, брюзжим мы.
Да, можно не продолжать фразу. Посыл её ясен. Но нужно понять, сейчас наступает их время. И они – это не мы.  На нас лежит ответственность, какими они войдут в новый мир, с какими взглядами и мировоззрением.
Они никогда не будут воспринимать мир и смотреть на него нашими глазами. В первую очередь в силу времени. Великая Отечественная война для молодёжи так же далека в прошлом, как в своё время для нас Первая мировая, для наших дедов Русско-Японская, Балканская… Понимаю, что сравнение несколько некорректно. Но необходимо осознать, что за давностью, события перестают восприниматься, как нечто реальное и настоящее. Война отдаляется вглубь времени и переходит в разряд былин, мифов, сказаний. Уже нет рядом отца и деда, который задумчиво и в то же время твёрдо скажет: «А я вот в сорок первом…». Не у всех  на стене остаются пожелтевшие фотокарточки прадеда в полинялой пилотке или ушанке с пятиконечной звездой, с винтовкой в руках или ППШ на груди.
Молодёжь смотрит в будущее и не желает оглядываться назад. Это не упрёк. Это реальность. И как бы мы не повторяли извечную фразу, что без прошлого нет будущего, слова не достигнут цели. Словно в известной пословице: сколько не говори «сахар», слаще во рту не станет. 
Нельзя приуменьшать значение и влияние глобальной сети на души, разум и мышление подрастающего поколения. Зависимость от Интернета растёт с каждым днём. Уже остались в прошлом напыщенные лозунги: «Интернет в каждый дом и каждую школу», «Интернет наше будущее», «Даёшь компьютеризированные классы»… Пагубность современных гаджетов и их влияние на неокрепшую психику всё чаще и чаще обсуждают психологи, делая карьеру на новомодных веяниях и защищая кандидатские и докторские.
 Нет, я не ретроград, и прекрасно понимаю, что научно-технический прогресс не остановить. И проблема не в самом Интернете. Пагубнее бесконечные часы и сутки, которые проводит молодёжь, погрузившись в мир виртуальности. Эта проблема намного глубже, и рассуждая о ней, я, несомненно, уйду от основной темы.
  «Инстаграмм», «ВКонтакте», ютубы, тип-токи, «Одноклассники»… Хотя, нет. «Одноклассники» – это уже пройденное, отжившее, как говорит молодёжь: «Для бабушек и домохозяек…». Именно там, в глобальной виртуальной паутине и сосредоточена вся реальная жизнь.  Я не ошибся, именно реальная. Не в семье, не в школе, не на улицах, не в дворовых играх и баталиях, а там, за тонкой гранью голубых экранов, где можно дружить, влюбляться, не скрывать своих желаний и мыслей, быть искренним, свободным, независимым от условностей, проблем, повсеместной лжи и цинизма современного общества.
Мозг подростка, юноши, девушки работает иначе. Картина окружающего мира складывается в голове из тех обрывков и клочков информации, которые удаётся выуживать из Сети. Их не надо даже выуживать. В нужный момент они всплывают сами и внедряются в разум. Как из  осколков не слепить и не склеить единое, так и отсутствие целостного восприятия мира не даёт возможности правильно оценить полученную информацию. Под целостностью восприятия я подразумеваю не только  навыки, заменяющие нынче глубокие знания, но и воспитание в семье и школе, чтение книг, просмотры кинофильмов и самое важное пример, который всем нам подаёт власть своей заботой о людях.
И что же в итоге? Опустить руки и оставить всё как есть, положившись на волю судьбы и времени? Мол, когда-то же кривая всё равно куда-то выведет или вывезет. Вот только куда? Дожидаться очередного витка спирали истории, которая расставит всё по своим местам? Положиться на «тысячелетнюю историю, идеалы предков и веру в Бога»? Если кто-то ещё не оценил предыдущей фразы, по глупости и раболепию властных временщиков вписанную в обновлённую Конституцию, то есть повод задуматься.
Так всё-таки, что есть война? Свой первый абзац статьи я готов перефразировать. Война есть память. И если память удастся сохранить в головах подрастающего поколения, тогда и не понадобится навязывать патриотизм в качестве государственной идеологии, тогда наш святой долг перед потомками будет исполнен.
Для сохранения этой памяти имеется немало путей. Они должны быть простыми, ясными и понятными молодёжи. Без формализма, без популизма, без высокопарных слов. И шаги в реализации этих мер в первую очередь должна сделать власть. Народ свои шаги уже давно сделал и продолжает делать. Вспомним «Бессмертный полк», семейные фотоархивы, предающиеся от отца к сыну, воспоминания о почивших предках…
А что же власть? Какие шаги для сохранения памяти делает она?
Парады. Года от года они становятся более зрелищными и масштабными. А кто из нас когда-либо интересовался суммами, направленными на подобные празднества и сопровождающую их феерию? Упаси бог, я не призываю отказываться от парадов. Я говорю о правильной расстановке приоритетов.
Прослезится ветеран, увидев нашу непобедимую мощь на Красной площади, озарится его лицо со словами благодарности к властям: «Не зря воевали, не зря погибали. Слава  Всевышнему, страна под надёжной защитой. А ради этого можно и терпеть любые невзгоды и лишения, тем более, к этому не привыкать. Всю жизнь терпели… Да и много ли мне надо. Лишь бы мир на родной земле, да внуки с правнуками счастливы были».
А готовы ли терпеть те самые внуки и правнуки? Их кто-нибудь спрашивал? Риторический вопрос.
Сейчас вроде бы власть поворачивается лицом к ветеранам. Как это происходит на самом деле, мы видели совсем недавно. Вспомним соболиные и норковые шубы на фоне ситцевых халатов. Вручат к празднику и обещанные президентом выплаты… Вот только уже не верит народ в эту показуху. Бездушие и формализм так и проскальзывают во всех деяниях властей. Никакие пироги, пусть самые изысканные, продуктовые наборы и денежные выплаты не согреют сердце ветерана, если его родные и близкие будут влачить жалкое и нищенское существование. Те же пресловутые квартиры, которые обещали ещё десяток лет назад для каждого из  ветеранов. Не стереть из памяти народной циничной  и фальшивой «заботы». Да и откуда было взяться этим самым квартирам, если в региональных и муниципальных бюджетах «вошь на аркане». Вот и отказывали каждому второму поголовно под надуманным предлогом, лишь бы наверх отчитаться. Властная вертикаль работала во всю свою мощь и преданность.
На самом деле, так ли трудно взять на учёт каждого оставшегося в живых ветерана и обеспечить ему достойное существование. Проще простого. Надо лишь желание иметь и средства найти. Из бюджета, который от профицита едва не лопается. А может и мошну олигархов от нефти и газа, а по совместительству высших госчиновников, слегка тряхнуть. Не обеднеют. Глядишь, собачек по выставкам перестанут на личном самолёте катать. И на одну из многочисленных яхт у каждого уменьшится. Вот горе-то будет…
А вообще, при чём тут желание и средства? По-моему, достаточно совесть иметь. Но с ней в верхах и вовсе плачевно… Потому и будем в очередной раз радостно хлопать в ладоши, любуюсь непобедимой армадой, шагающей, урчащей моторами и пролетающей над задрапированным мавзолеем.
Что-то было про приоритеты? Про них можно и вовсе забыть, начиная с 10 мая. А ветеранам останется лишь близоруко всматриваться в подаренную в продуктовом наборе бледную этикетку на банке с тушёнкой и гадать, можно или нет употреблять продукт с истёкшим сроком годности…
Молодёжь, как никто другой, остро чувствует и распознаёт неискренность и фальш. Обратим взоры к памятникам и мемориалам в честь погибших воинов. Ведь они есть практически в каждом городе и селе. И любой из нас прекрасно знает и видит, в каком состоянии находятся памятные места. Чаще всего в плачевном. Конечно же, к 75-летию Победы их подкрасят, ослепительной побелочкой пройдутся вдоль бордюров. И даже на несколько дней кое-где выставят милицейские патрули, а там глядишь, и юнармейцы засветятся в почётном карауле. 
Отгремят салюты, пройдут парадным маршем местные гарнизоны, возложат венки власть и оставшиеся из ветеранов, и… И всё забудется. По-прежнему будут ветшать и разрушаться памятники, ржаветь и гнить ограждения, на высаженных газонах выгуливаться и справлять нужду домашние питомцы. Конечно, в каждом городе и населённом пункте найдётся напротив властной администрации, в центре, у вокзала по мемориалу, за которым придётся следить и ухаживать. Ох уж эта вечно напоминающая о себе «головная боль». Но о той, что на периферии, можно благополучно и забыть. По крайней мере, до следующего победного мая.
Для тех, кто не понял моего сарказма, поясню. Я предлагаю создать государственный реестр всех памятников, мемориалов, памятных мест, связанных с Великой Отечественной. Именно всех. До расположенных в самой дальней таёжной деревушке. Определить федеральное финансирование, позволяющее содержать в идеальном состоянии, обеспечить круглосуточную охрану и видеонаблюдение, обязать первых лиц муниципальных властей нести личную ответственность за каждый объект. Неужто это так много для страны-победителя?
И почему в данном контексте не вспомнить хорошие, подзабытые советские традиции? Например, школьную первосентябрьскую линейку перед Вечным огнём или памятником павшим воинам. По-моему, из прошлого можно почерпнуть немало полезного и успешно применить на практике.
Для сохранения памяти наиважнейшая роль остаётся за школой. В связи с этим вспоминается одна из презентаций моей повести о событиях Великой войны. Проходило мероприятие в библиотеке, и среди приглашённых присутствовало два десятка семиклассников  во главе с классным руководителем. Одни откровенно скучали, другие слушали вполуха. Были и любознательные, которые с нескрываемым интересом ловили каждое слово. Впрочем, как и в любой подобной ситуации.
Стараясь заинтересовать и расшевелить юных слушателей, я устроил викторину и задал простой вопрос:
– Какая из битв, считается началом коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны?
В аудитории повисла напряжённая тишина. Через несколько секунд гнетущую атмосферу зала разрядила виноватая реплика учительницы:
– Что же вы хотели? Они войну будут изучать ещё только во втором полугодии.
Изучать? Во втором полугодии седьмого класса?
Никого не шокирует подобный ответ?
Тринадцати-четырнадцатилетним подросткам не знать о сражении под Москвой? Ничего не слышать про Сталинградскую битву? Да разве для этого нужно просидеть семь лет за партами? 
Вспоминается советский учебник 4 класса «Рассказы по истории СССР» с кремлёвской стеной и Красной площадью на обложке. А ведь в нём целых три главы, посвящённых Великой Отечественной войне. Да что там учебник! С первых классов, каждый школьник знал про оборону Москвы, парад 41-го у стен Кремля, Сталинград, Курскую дугу, взятие Берлина. Знания черпали из различных источников. Воспоминания отцов и дедов, которых слушали затаив дыхание. Телевизионные фильмы о войне, притягивающие к экранам всех от мала до велика. Кинофильмы, на которые ходили семьями и классами. Государственная пропаганда (в самом хорошем смысле этого слова), наглядная агитация… Да, да, та самая, наглядная агитация, ныне забытая и канувшая в прошлое. Надеюсь, остались бывшие школяры, помнящие стены в школьных коридорах, увешанные плакатами о пионерах-героях, подвигах Александра Матросова и Зои Космодемьянской… Ведь мы на переменах не только сломя головы носились по лестничным пролётам, но и временами притормаживали у стенгазет и плакатов, вчитываясь в строчки и разглядывая картинки.
Ах, ну да, в современной России вычеркнули из конституции статью об идеологии. Да и зачем нагнетать военную истерию в обществе. Вот только позабыли власть предержащие, что память о защитниках отчизны не имеет ничего общего ни с идеологией, ни с милитаризмом. Хотя, пожалуй, я слегка погорячился насчёт идеологии. Связь тут несомненно просматривается, и даже без пафосного патриотизма, провозглашённого с высоких трибун.
Брать проверенное временем, полезное из прошлого никогда не поздно и не зазорно. Чем быстрее общество это поймёт, а власть поддержит, тем лучше. Поэтому и нужно, не раздумывая, вернуть в начальную школу курс Истории России и СССР, с обязательными главами о Великой войне. И тогда не нужно будет ждать четырнадцати лет для прозрения. 
Страшнее ситуация с телевидением. Здесь правит бал золотой телец. И бездумные ток-шоу, заполонившие центральные каналы, выгодны как олигархам и власти, так и зрительской массовке, требующей хлеба и зрелищ. Мелькнёт раз в год недельный майский марафон с фильмами о войне и… благополучно канет в забытье.  Хотя не всё так печально в телевизионной империи. Есть ещё совесть и честь у «Пятого» Питерского канала, у ряда более мелких, которые круглый год, невзирая на праздники и даты, «крутят» патриотические военные фильмы. И что самое удивительное, ничуть не теряют при этом свою аудиторию.
Но, к сожалению, эти слова никак нельзя отнести к центральным каналам. Опять безнадёга? Вот и нет. Надо лишь бюджетные миллиарды, между прочим – собранные из наших с вами налогов и бездумно вливаемые в телевидение, направить не на обогащение, экранных воротил и топовых ведущих, а на формирование истинного патриотизма и поддержание памяти о Войне у подрастающих поколений.
С киноиндустрией ситуация ничуть не краше. Современные новоделы захватывают киноэкраны. Из последних неоднозначную реакцию зрителей вызвал фильм «Т-34», хоть и собрал в прокате баснословные суммы. Более благосклонно воспринят аудиторией «28 панфиловцев». Но пусть уж лучше хоть что-то, чем вообще ничего.
Повлияют ли все перечисленные мною меры на формирование памяти о Войне у подрастающего поколения? Не уверен. Ведь я затронул только верхушку айсберга. Проблема намного глубже и обширней. Но первые шаги следует делать незамедлительно.
И может быть удастся остановить деградацию общества, уменьшить число «иванов, не помнящих родства», получится возродить угасающую память о павших на полях сражений. А на вопрос «что есть война» даже семилетний первоклассник сразу вспомнит о своих героических предках. Тогда и блокадный 125-граммовый дневной паёк чёрного липкого хлеба навечно останется символом непоколебимого духа и стойкости советского, ныне российского, гражданина и патриота, символом надежды и жизни.
Ведь надежда сейчас нам нужна, как никогда.  Будет надежда, будет и жизнь.
                февраль 2020г.