Ирина Павловна работала в средней школе в новом районе города, в котором она, благодаря матери, купила кооперативную квартиру. Квартира была двухкомнатная, малогабаритная, но с огромной кухней и двумя просторными балконами. Въехала она в новый дом без электричества, газа и воды одной из первых, так как устала платить за чужое жилье, и прожила почти месяц с трехлетним сыном, пока не подключили все коммуникации.
Сложно было, зато в собственной квартире. Кое-какую мебель на первое время привезла мать из дома. Года через два приобрела в кредит обстановку для большой комнаты. Жили с сынишкой скромно, спасибо матери, помогавшей продуктами. Ирина Павловна была самым неустроенным ребенком в семье, и у матери болело сердце за нее, хотя сама жила на пенсию, перебивалась огородом и кое-какой живностью. Когда сыну исполнилось шесть лет, Ирина Павловна купила в кредит пианино и пригласила учителя для частных уроков. Она все свое детство и юность мечтала научиться играть на любимом инструменте, и вот наконец осуществила свою мечту и стала учиться вместе с сыном.
Завуч школы, узнав, что она собирается купить пианино, удивленно пожимала плечами:
- У тебя же квартира почти пустая, а ты такой дорогой инструмент собираешься покупать…
- Ничего, без обстановки прожить можно, а ребенку нужно хорошее образование.
Друзьями она в этой школе не обзавелась, все учителя были материально обеспечены, с мужьями, ничего общего у нее с ними не было, кроме школьных дел, и держалась особняком. Ребенок часто болел, иногда приходилось брать с собой в школу, особенно в холодное время года. Завуч никогда не входила в ее положение, выговаривала и доносила директору о нарушении дисциплины. Эти конфликты осложняли и так непростую жизнь одинокой матери.
Однажды педсовет затянулся, Ирина Павловна до семи вечера должна была забрать ребенка из сада.
- Мухаббат Абидовна, разрешите уйти, детсад закрывается, ребенка надо забрать.
- Нет, мы еще не все вопросы решили …
Она вся в слезах бежала в садик, который располагался довольно далеко от школы, застала только сторожа, он дал адрес, куда забрали ребенка. Воспитательница осуждающе смотрела на мамашу, загуляла, мол, о ребенке забыла. Ирина Павловна готова была сквозь землю провалиться от стыда …
Проглотив обиду, продолжала работать - деваться было некуда. При поступлении на работу она получила первый класс и через три года с этими детьми хотела перейти в старшую школу на свой предмет. Но директриса воспротивилась этому. Только благодаря родителям Ирине Павловне удалось продолжить работу с полюбившимся классом – против их воли администрация не решилась пойти.
Как-то в «Учительской газете» Ирина Павловна прочитала статью Дмитрия Лихачёва о создании общества «Классика». Академик был обеспокоен низким уровнем культуры современной молодежи в период распада СССР и хотел возродить классическое образование (латинский язык, латинская словесность, этика, изящные искусства, основы философии, логика), призывая педагогов поддержать его идею и вступить в общество. Ирина Павловна тут же откликнулась на призыв академика и отправила заявление. Курса мировой художественной культуры в школе не было, и она по собственной инициативе на классных часах знакомила своих воспитанников с русским культурным наследием. Справившись со всеми формальностями, получила приглашение в Ленинград на первую конференцию общества «Классика».
-Мухаббат Абидовна, меня пригласили на конференцию в Ленинград, вот приглашение, - Ирина Павловна протянула документ директору. – Обещали оформить командировку.
- А почему это вас пригласили, а не учителя узбекской школы?
- Потому что в узбекской школе не занимаются русским искусством.
(Надо сказать, что школа была русско-узбекской: в одну смену работала одна школа, во вторую – другая.)
Немного подумав, она сквозь зубы процедила:
- Пишите заявление без содержания.
Одна из родительниц предложила Ирине Павловне на время поездки приглядеть за сыном, и та со спокойной душой отправилась в город своей мечты.
В Ленинграде остановилась в гостинице «Октябрьская», в которой всем участникам были забронированы места. С каким наслаждением ходила она по центру города до Мраморного дворца, где проходили заседания. Здесь в основном присутствовали преподаватели институтов, доценты, доктора наук, школьные учителя были в меньшинстве. Посетили одну из гимназий на Васильевском острове, познакомились с преподаванием латинского языка, истории искусств.
Ирине Павловне так понравились ленинградские школьники, что она захотела работать в этом городе, с радостью узнав, что в средних школах не хватает учителей русской словесности. Ее сын достоин лучшей школы, не той, где идет противоборство русских и узбеков, где местное население бьет окна в классах, в которых учится русская смена, где нет уверенности в завтрашнем дне, где существует реальная опасность для русских подростков, которых забрасывают камнями …
Директриса отказалась принимать командировочные документы Ирины Павловны, сославшись на то, что не она ее посылала. Это стало последней точкой в их отношениях: Ирина Павловна положила на стол заявление. В командировке она узнала, где можно в городе остановиться на первое время, продала все, что можно было продать, простилась с родными, сдала квартиру квартирантам и уехала с сыном в Ленинград. Было начало 1993 года …
Устроившись в общежитии, Ирина Павловна разыскала близлежащую школу и, несмотря на приближающийся конец учебного года, была принята на работу. Сложнее оказались дела у сына. Медсестра школы категорически не допускала его к занятиям, заставляя пройти двухнедельный карантин, несмотря на то, что он прошел полное обследование в местной поликлинике. Ирина Павловна обратилась за поддержкой к директрисе, и та разрешила посещать занятия.
Увидев в школьном коридоре парнишку, медсестра устроила скандал в кабинете директора. Ирина Павловна, поникнув головой, ничего не говорила в свое оправдание.
- Успокойтесь, Мария Николаевна. Пусть учится, - мягко проговорила директриса и, обратившись к ученику, сказала:
- Иди на уроки.
Медсестра сердито взмахнула руками:
- Под вашу ответственность! – и, поджав губы, удалилась.
- Ирина Павловна, почему вы не сказали медсестре, что я вам разрешила? – директриса пристально взглянула в глаза учительницы.
- Зачем я буду вас подводить?
Еще одна преграда была преодолена. Сын учился, она работала, стараясь завоевать уважение коллег, жить пока было где. В неделю два-три раза ездили в театры, радостно узнавали актеров, знакомых по фильмам, открывали для себя город.
- Не подскажете, как пройти к … , - обратилась Ирина Павловна к женщине, идущей с ребенком лет десяти.
- Пошла...! Понаехали тут!
Пожав плечами, пошли дальше, стараясь больше не обращаться ни к кому. Садились в трамваи, ездили из конца в конец, изучая город. Увидев что-нибудь знакомое или интересное, выходили и шли рассматривать.
Так они прожили первую весну в новом городе. На лето сыну выделили путевку в пионерский лагерь в Лугу, правда, далековато: надо было ехать на электричке часа три, затем пешком пару-тройку километров. Спасибо коллеге, первый раз вместе поехали к детям, иначе одной сложно было бы добраться. Природа завораживала: леса, речки, цветущие поляны …
До нового учебного года не удалось дожить в общежитии, попросили освободить комнату - администрация не хотела далее рисковать из-за жильцов, не имеющих прописку в городе. Пока сын был в лагере, Ирина Павловна ездила по другим общежитиям в поисках жилья, везде отказывали, но в одном подсказали, что нужно обратиться в администрацию стройтреста, если подпишут заявление, то, пожалуйста, комнату выделят.
Попала на прием к замдиректора, он вошел в положение и распорядился выделить место. Так она с сыном оказалась в общежитии на Демьяна Бедного, и ездить на работу в Купчино не имело смысла. С сожалением рассталась со школой, в которой ее тепло встретили, но делать нечего - жилье решает всё.
Вокруг нового общежития было несколько школ, и везде ее брали на работу, но Ирина Павловна выбрала для сына лучшую – гимназию. Здесь к ней отнеслись настороженно, дали самый холодный пустующий кабинет и классы с ограниченными в развитии детьми. Зато сын попал в самый лучший класс, и это радовало.
Ирина Павловна хотела попасть на курсы повышения квалификации, идти в ногу с питерскими учителями, однако администрация задвинула ее в самый дальний угол. С этим она не могла смириться, стала посещать курсы вольнослушателем, а через месяц занятий ее зачислили официально.
В Купчино директриса обязала ходить Ирину Павловну на уроки к учителям, понимая необходимость нового учителя адаптироваться к столичным требованиям. В этой же школе даже на открытые уроки ее не пускали. Но Ирина Павловна пошла против начальства и посещала их, заходя в классы со звонком. Ей нужно было учиться работать по-новому, а не подчиняться начальству. Конечно, без выговоров не обходилось, и Ирина Павловна поняла, что в этой школе она работать не будет. Тем более что директриса не засчитала ее высокий разряд, полученный в Ташкенте, хотя подтверждение было записано в трудовой книжке.
- Почему вы аннулировали мой разряд ? - обратилась Ирина Павловна к директрисе, получив низкую зарплату.
- В плановом отделе не пропустили.
- Неправда. Я была в плановом отделе, мне сказали, что это от вас зависело.
- Да, - ответила она, не ожидая такого напора со стороны нового педагога и повышая голос. – Откуда я знаю, как вы этот разряд получили? Здесь его заслУжите, тогда и будете получать повышенную зарплату.
Пришлось подчиниться и доработать до конца учебного года. Параллельно стала искать другую школу, где примут ее разряд. Нашлась такая школа, даже с экономическим уклоном, так что сын получит перед поступлением в институт хорошую подготовку. Это было для нее важнее всего.
Однажды в новом общежитии была проверка паспортного режима, Ирины Павловны не было на месте, и проверка прошла без последствий. Но через месяц ей не удалось избежать встречи с органами, на патрульной машине с зарешеченным окошком и лицами кавказской национальности была доставлена в местное отделение милиции, где просидела более часа, пока проверяли ее личность.
Вызвали на допрос:
- С какой целью вы приехали?
- Дать сыну хорошее образование.
- Чем вы здесь занимаетесь?
- Работаю в школе преподавателем, скоро у меня будет временная прописка.
- Понаехали тут! – не поверив словам задержанной, проговорила инспектор. - Еще раз попадетесь, департируем.
Заплатив штраф и получив назад паспорт, Ирина Павловна в подавленном состоянии вернулась в общежитие.
Методист курсов принимала живое участие в судьбе молодой учительницы и посоветовала встать на учет на биржу труда в поисках работы с жильем, даже дала деньги на взнос. Благодаря этому в течение учебного года Ирина Павловна получила приглашение в школу Загородного центра детского творчества в Курортном районе.
Кажется, Россия ее приняла. Какое счастье, что на ее пути встретились неравнодушные люди! Если бы не они, неизвестно, как сложилась бы судьба Ирины Павловны и ее сына …
Картинка из Интернета