Кукольных дел мастера

Валентина Яроцкая
  На телеканале «Культура» в серии «Пряничный домик» есть такой чудесный фильм «Кукольных дел мастера». Ведущий программы Евгений Кулаков, замечательный актёр, рассказывает о тех людях, чьи жизни были посвящены одному из самых  прекрасных дел на земле – творению кукол. Я люблю этот фильм и готова смотреть его снова и снова. И это выражение «кукольных дел мастера» порождает в душе вдохновение, радость, любовь, очарование, настоящее волшебство.

    Утверждение философов, что кукла  отразила стремление человека к бессмертию, я принимаю безоговорочно. Впрочем, не стремлением ли к бессмертию является и рождение детей, и строительство городов, и создание книг, и выведение новых сортов цветов… Любое хорошее дело, сделанное человеком-творцом в соавторстве с Творцом-Богом, оставляет память, а потому и является ростком бессмертия.
Однако кукольных дел мастера в ряду творцов всё равно занимают место особенное. Господь сотворил человека, человек сотворил куклу…

   Кукольных дел мастер… Сегодня мы представляем себе его сидящим в своей мастерской, где на полках множество кукол и материалов для их изготовления. Или, например,  как в Потешном промысле Галины Масленниковой, трудится целая артель: кто-то лепит из пластика лицо кукле, кто-то каркас для неё делает, кто-то колдует над причёской, кто-то шьёт платье, а кто-то подбирает аксессуары… А вот  картинка совсем другая, это уже из прошлого: кукольных дел мастер – это простая, обыкновенная деревенская бабушка, которая сидит на печи с маленькой внучкой и учит её своему ремеслу, показывая приёмы кукольного мастерства… Или, открыв сундук, достаёт оттуда мешочек с тряпьём  и прикидывает: какие лоскутки взять на куклу-оберег для молодых, венчающихся на Красную горку… И эта бабушка – тоже кукольных дел мастер…

   «Тонкая ниточка связывает куклу и её создателя», – высказывает свою мысль мастер кукольных дел Александра Худякова, о творчестве которой повествует фильм «Кукольных дел мастера». Мастерица говорит о своих куклах как о живых существах, которые сами диктуют ей, какими они хотят быть.
 
   Кукла как будто открывает глаза и начинает без слов говорить со своим создателем. Но порой говорит не смиренно и робко, а властно и требовательно, меняя планы автора, становясь совершенно не такой, как её задумывал мастер.
«Мы более дети, чем этого требовалось бы в нашем возрасте»,– шутит художница-кукольница, соглашаясь, что куклы помогают продлить молодость.
Не влюбиться в её куклы просто невозможно. Это романтические красавицы, которые переносят вас в совершенно другой мир, чистый и добрый.

   «Все смыслы зритель носит в себе, – объясняет Александра Худякова. – Какая-нибудь яркая красавица может вызвать в душе зрителя холодный ужас, а маленький уродец в душе жалостливой девочки неожиданно вызовет тёплое чувство».

   Общаться с мастером чрезвычайно интересно. И времена Интернета стирают границы расстояний, границы времени и реального общения. С мастерами можно общаться, учиться у них и вот так: через их рассказы, увиденные в фильмах, передачах, мастер-классах.

   «В кукле живёт вечно юная душа создавшего её мастера», – такими словами завершается фильм «Кукольных дел мастера».
 
   Моей восторженной поэтической натуре свойственно влюбляться в увлечённых людей. И в каждого кукольного мастера я по-настоящему влюблялась. Бесконечно пересматривала все найденные в Интернете куклы, искала сведения о самом кукольнике… Одним словом, вела себя как девочка из клуба фанатов, готовая ради своего кумира забыть обо всём на свете. Острая фаза обожания обычно переходила всегда в спокойное чувство любви и уважения, которое позволяло учиться у кукольников, если не профессиональному мастерству( ведь охватить все сферы кукольного ремесла невозможно – жизнь коротка), то хотя бы их взгляду на мир, их умению сохранять в душе детство.

   Многие кукольных дел мастера оставили зарубки на моём сердце.
Не один час и день провела я у компьютера, общаясь через мастер-классы с новгородской мастерицей Ольгой Олонцевой и пермской мастерицей  Ириной Хабышевой. Обе всегда щедро делятся с виртуальными ученицами своим местерством, показывают приёмы изготовления кукол чётко, с подробными объяснениями, так что любому начинающему становится по плечу своими руками создавать тряпичных кукол.
Поразили меня и куклы Юлии Сочилиной, вырезанные из дерева, и куклы Ирины Верхградской, которые мастер делает из пластика. «Дорогие мои старики» – эта коллекция кукол новосибирской кукольницы Ирины Верхградской, очень популярная на просторах Интернета, вызывает чувство непреодолимой жалости к людям преклонного возраста и напоминает о бережном отношении к старикам.

    А куклы Владимира Захарова! Я посмотрела фильм «Уроки доброты»  о Владимире Захарове  и его  живых куклах –  и с тех пор в мою жизнь добавилась ещё одна светлая страница...

    Томский мастер создавал неповторимые, фантастические куклы. Он сам изобрёл уникальную технику приведения куклы в действие, так называемое «оживление куклы». Сначала это были «куклы на запястье», а потом мастер пошёл дальше, соединив кукол с компьютерной технологией. Он сам вырезал голову куклы из дерева – всегда брал для этого кедровую древесину, сам  одевал кукол и начинял их сложнейшей механикой и  программой оживления, сам создавал спектакли с этими куклами, сам играл на сцене. Это был человек-театр. В Томске одной из главных достопримечательностей города является кукольный театр Владимира Захарова. Архитектурное сооружение,  построенное самим Мастером в виде сказочного сундучка. К несчастью, приходится  говорить об уникальном кукольнике в прошедшем времени: был… Гениальный мастер-кукольник погиб в начале февраля 2019 года, спасая от пожара своё детище.  По причине короткого замыкания загорелась "кадочка", как любовно-шутливо называл Владимир свою мастерскую,  построенную рядом с театром «2+ку». Он бросился туда, и уже не вышел из горящей мастерской… Куклы на самом деле сделали его бессмертным, его театр остался не просто как памятник создателю, а как живое дело мастера.

   Все мы родом из детства… Детское увлечение мальчика Володи вспомнилось ему  после окончания Томского политехнического института, где он приобрёл специальность «кибернетика электрических систем», и после того, как он поработал инженером-конструктором в НИИ технологии машиностроения, занимаясь разработкой и внедрением роботов, автоматизацией технологических процессов.
 
   Серьёзное образование, солидная работа… А чего-то недоставало человеческой душе… И вот однажды его попросили придумать механику оживления куклы в областном театре кукол. И вспомнилось ему детское  увлечение кукольным театром: в четвёртом классе вместе с сестрой он создал школьный перчаточный театр кукол. Забытое на время  увлечение вернулось к  человеку с новой силой и воплотилось в совершенно новой форме.
 
    Вспоминая свои детские годы, Владимир Яковлевич сказал как-то в  одном из интервью: «Наша первая учительница рассказала нам, что такое стихи, как устроена рифма, какие бывают народные сказки и песни. Нам всё страшно понравилось, и мы принялись разыгрывать миниатюры с куклами. Но меня совсем не тянуло на сцену. Я был тихий, скромный мальчик, который при виде гостей тут же бежал через весь дом прятаться под кровать и всё время что-то читал».

    Он и остался тихим и скромным, даже будучи уже седобородым стариком, очень известным Мастером. Куклы привели его на сцену, сделали его актёром.

    С 1987 года жизнь Владимира Захарова оказалась полностью подчинена его удивительным куклам, он стал работать в областном кукольном театре. В 1991 году мастер кукольных дел основал свой собственный театр «2+КУ», где занимался абсолютно всем: создавал кукол, писал сценарии, играл, делал декорации, создавал пространство театра, был режиссёром-постановщиком и рабочим сцены одновременно. Сначала их было двое, он  и жена, а  потом произошёл разлад, Владимир Захаров остался один. Впрочем,  Учитель никогда не был один,  всегда он был окружён друзьями, зрителями, учениками,  кто-то учился у него  кукольному и актёрскому ремеслу.  Цифра «2»   как будто бы просто стала наполняться другим содержанием…

    В 2004 году, к  400-летию Томска, Владимир Захаров сделал городу подарок – новое здание кукольного театра, сундук со сказками, «Театр живых кукол». В выходные театр принимал зрителей. Здесь шли спектакли «Про ёжика», «Маленький принц», «Перелётный заяц», «История одной куклы» – погружение детей и взрослых в уютный мир сказки. Более 15 спектаклей по собственным  пьесам и текстам других авторов, стихи, песни, сказки – вот творческое наследие Мастера.

    Его театр, расположенный в Южном переулке, бревенчатый сруб, напоминающий  большой сундук, был и его домом. Здесь он жил. В тот роковой вечер случилось возгорание электропроводки в мастерской. Мастер пытался потушить огонь, зашёл с ведром воды в задымлённое помещение и уже оттуда не вышел…

     Конечно, со временем кто-то из близких Владимиру Захарову друзей, учеников напишет о нём книгу. Это будет увлекательная история жизни и творчества гениального волшебника, кукольных дел мастера, подарившего нам фантастических, уникальных кукол, которых никогда и нигде в мире не было. Вот няня Пушкина, Арина Родионовна – кукла-старушка, сидящая с вязанием у входа в театр, на том месте, где должен быть кассир. Встречает эта смешная бабушка-кассирша зрителей словами: «Билеты не завезли, не напечатали, а денежки напечатали, кладите, кто сколько может». Вот такая система оплаты билетов была в театре – любой малоимущий житель Томска мог попасть на спектакль.

    Все куклы, кстати, говорили голосом Мастера.
Похожий на волшебника  седобородый человек смотрит на меня с фотографии, я слышу его голос, его песню… Удивительная песня поэта-кукольника… Я слушаю её снова и снова...

Запрягаю я повозку,
Кукол складываю в ящик –
Моих маленьких актёров,
Самых-самых настоящих.
Отправляемся по свету,
Ждите нас в своих селеньях;
Дотрясёмся и доедем –
Им-то мягко на коленях.

А пока-то мы в дороге,
И пока держу поклажу,
Мои руки, моё сердце
Слышат вздохи, мысли даже
Этих маленьких созданий
С черепушкой деревянной,
Что же я туда им вставил?
Как-то это странно стало.

Эти образы и лица
Затуманивают разум,
И смывается граница
У реалий и фантазий.
Сделать шаг уже не просто.
Осторожно ставлю ногу:
Там ступенька или пропасть?
Вот ступил – и слава Богу.

Эти маленькие ручки
Будут трогать сердце Ваше,
Им бы только дотянуться,
А потом им снова в ящик,
Перекладывая ватой,
Чтоб в дороге не поранить.
Не печальтесь – не пораню.
Мне-то жёстко – им-то мягко.

Кто сюжет такой придумал?
Кто раскладывает роли?
Кто меня назначил вместе
С этим маленьким народом
Жить и путать постоянно,
Где игра, где не до шуток?
И бреду я будто пьяный,
Чемодан таща игрушек.

И лечу уже высоко,
И упал опасно низко,
И нещадно палит солнце,
И снега так близко-близко.
Не согреться в одиночку,
Не укрыть себя от зноя.
Я протягиваю руки,
Я ищу твои ладони.

Я любовь свою лелею.
Отдаю себя до капли.
Я лечу к тебе, дурея,
Забывая; кто я, как я.
Я протягиваю руки,
Я ловлю твои ладони,
Не согреться в одиночку,
Не укрыть себя от зноя.

    Удивительная философия, весь мир человека отражён в этой песне.
В одном из интервью Владимир Захаров говорил: «Мои куклы крутят головой от движения запястья, моргают глазами, шевелят пальчиками, и в конце концов они даже стали общаться со мной. И именно это оказалось так важно и ценно – что я могу себе позволить разговаривать с куклой. И кукла – это не просто полноценный партнёр: она совершенна, а я нет, и мне приходится прикладывать много усилий, чтобы дотянуться до её совершенства. В этом и парадокс: в магии, когда от меня отрывается совершенно живое существо, до которого мне ещё тянуться и тянуться».
«Он жил в состоянии сказки», – говорят о Мастере его друзья…

   На странице Мастера  Вконтакте  я нашла  запись, которая   удивительным образом открывает душу художника: «Самые трогательные и правдивые слова, которые говорила мне моя кукла: «… И потом, видите ли, настоящему художнику порой бывает  очень трудно. Очень трудно. Мир жесток… должен быть хоть кто-то рядом, родная душа, так сказать. Вот я и душу… по мере сил… Ах, всё это в прошлом… Старалась поддержать. Знаете, в минуты отчаянья никто понять не может, все заняты собой, это нормально. И только родная деревяшка с тонким слоем воска, в сочетании с элементами проволоки и лесок и в состоянии понять и почувствовать ту потаённую боль, которую не с кем разделить… Хотя бы в тексте… Вы согласны?!»

    Конечно, между живыми куклами Владимира Захарова, художественными куклами Александры Худяковой и примитивными тряпичными куклами деревенской бабушки разница огромная… Огромнейшая! Расстояние многих веков и достижений цивилизации.  Но всё же есть между ними общее: кукольных дел мастера творят своих кукол с одинаковым ощущением радости…

    21 марта  –  Международный день поэзии и международный день кукольников, день кукольных театров. Совпадение отнюдь не случайное… Поэты и кукольники – это представители одной породы людей…  Владимир Захаров был и поэтом, и кукольных дел мастером… Он оставил нам своё сердце. Светлая память Мастеру…

Ссылка на сайт театра "2+КУ":
http://www.2ky.tomsk.ru/tablet/о-театре.html