Друг в беде - настоящий друг!

Владимир Довженко
Троим британским гражданам, принимавшим участие в подъёме затонувшей российской подводной лодки «Курск», были вручены государственные награды России ордена Дружбы.
 – Я тронут до глубины души,- сказал после церемонии награждения в российском посольстве в Лондоне Джон Уоллис, 54-летний шотландец, руководивший группой иностранных водолазов.
 – Излишне объяснять. Что никто из нас   не ожидал никаких наград. Просто делали одно сложное дело с российскими спасателями.

Но с первой и до последней минуты мы прекрасно понимали, что задание это необычайно ответственное и крайне деликатное.  Потому что там, на дне Баренцева моря, было не просто военное судно, но и тела погибших моряков. Объём работ был исключительно велик.

Я проработал водолазом не один десяток лет, погружался в воды почти всех океанов, но такой нагрузки ещё не испытывал. Вся проблема была в норовистости характера Баренцева моря, которое не давало нам достаточно времени для нормального графика работы. Вот и приходилось за одну смену делать тройную норму спасательных дел.

На вопрос, как он оценивает работу российских водолазов, Уоллис  поднял вверх большой палец руки и трижды повторил: «Первый класс!»

-Все они отличные специалисты, прекрасно владеющие своим ремеслом,- сказал он.
-Наши ребята и россияне работали наравне. У нас не было градаций на мастеров и подмастерий. Единственный раз, когда россияне попросили нас остаться на своём судне, это когда настал момент подъема тел погибших моряков «Курска». И мы уважили их просьбу.

Трагедия «Курска» объединила вместе русских, британцев, голландцев, норвежцев и  американцев,- подчеркнул Уоллис. – И каждый из них  сделал всё, что мог, чтобы поднять со дна Баренцева моря подводную лодку и тела членов её экипажа.

Малколм Дейли, который был одним из руководителей операции по подъёму «Курска», рассказал, что все 220 человек, участвовавшие в этом сложнейшем проекте, работали как одна сплоченная команда.
-«У нас не было друг от друга никаких секретов.  Это было очень тесное сотрудничество всех специалистов подводников по чрезвычайным ситуациям, - сказал он.»

Посол России Григорий Карасин также отметил, что Великобритания одной из первых стран предложила помощь России после известия о трагедии на «Курске».  Друг в беде-настоящий друг, - процитировал посол известную английскую поговорку. По его мнению, совместная работа по подъёму АПЛ «Курска» ещё раз показала, что когда россиян и британцев объединяют общие цели, они вместе способны решать любые самые трудные задачи.Пусть так будет всегда.

                Вместо эпилога.

В первой половине августа 2000 года в акватории Баренцева моря начались крупномасштабные военно-морские учения, в которых были задействованы лучшие образцы военной техники. В том числе - новейшая, самая современная в российском ВМФ атомная подводная лодка класса «Антей», «Курск». Огромная по своей длине 154 метра, по высоте с 7-ми этажное здание, она была снабжена ракетами, каждая из который в 40 раз мощнее бомбы, сброшенной американцами на японский город Хиросиму в 1945 году.

11 августа «Курск» в ходе проводимых учений произвёл успешный запуск крылатой ракеты в заданный район. Наступило 12 августа 2000г. В этот день «Курск» должен был выполнить показательный выстрел новой ракеты-торпеды «ШКВАЛ», передвигающейся под водой со скоростью до 500 км\час. Обычная торпеда, приводимая в движение винтами, движется со скоростью около 70 километров в час.

В 8 часов 51 мин. «Курск» сообщает крейсеру «Петр Великий», что собирается провести перископическое наблюдение с 18 метровой глубины, чтобы продемонстрировать свою новую торпеду. В 11 часов 28 мин. всё готово к выстрелу. И после этого связь с «Курском» оборвалась….

В ходе поисковой операции АПЛ «Курск» была обнаружена лежащей на дне Баренцева моря на глубине около 106 метров. Вся носовая часть лодки была разорвана сильнейшим взрывом. Экипаж в составе 118 человек погиб.

По версии Генпрокуратуры РФ и Минобороны, крушение лодки случилось из-за неисправности одной из торпед старого типа в торпедной отсеке, расположенном в носовой части АПЛ, далее произошёл пожар и взрыв неисправной торпеды, а затем детонировали сразу несколько торпед. Также в числе прочих версий называлась причина начавшегося пожара из-за неисправности в секции аккумуляторных батарей.
Дальнейшее обследование показало, что после начавшегося пожара в торпедном отсеке одновременно взорвалось около 8-10 снарядов, взрыв которых и разнёс всю носовую часть АПЛ «Курск».

С «Курском» все обстоит загадочно, так как засекречена вся ситуация. Мощнейший атомоход затонул во время учений, а ведь план учений подразумевал пребывание экипажа в полной боевой готовности! Живучесть субмарин класса, к которому принадлежал «Курск», ни в какое сравнение не идет с дизельными подлодками. Поэтому версий вокруг трагедии 12-го августа 2000 года столько, что спорить можно долго часами.