Кросс номер J927. 3. Учитель Физкультуры

Александр Свиридкин
      Дожидался на работе условленного времени. Мне нужно было составить пару для моего сына в его Кроссе номер 3, после реанимации и с диагнозом T1D. Мне нужно было отлучиться с работы немногим более, чем на полчасика. Бег трусцой сына ограничивается, на данный момент, 18-ю минутами.



Вот, пока дожидался выхода с работы, то вошёл в раздел для СМС своего телефона. Начал листать сохранившиеся в телефоне смс от жены. Среди сообщений от января-февраля сего года бросаются в глаза смс-ки о том, как жена кратко, но искусно описывает свое состояние и настроение от тяжёлого пакета, который набрался продуктами в супермаркете или на рынке. Про позвонки, которые трещат и вот-вот выпадут и так далее, хм:-) Здесь мне не смешно, а смайл в качестве респекта чувству юмора у жены...



   Другие смс-ки, которые бросались в глаза, это смс о сыне и переживания за него. В январе этого года и начале февраля, прям незадолго до попадания сына в отделение интенсивной терапии 16 февраля, судя по смс - на сына свалилась кризисная психологическая нагрузка со стороны учителей. Нет, никто никого не обвиняет. Нормальный учебный процесс, участие в школьных мероприятиях и так далее. Просто бывают такие полосы, критические психологические нагрузки. Сын с первого класса отличник. Отличник не имеет вправе ни в чем отказать учителям, даже если чего-то не хочет. Все просьбы и пожелания берется под козырёк. А критика со стороны учителей переносится отличником очень остро. Потому что старается учиться отличник не для критики, а для похвалы. Когда, с одной стороны, родители говорят, что нужно стараться и слушаться учителей, то старающийся учиться на "отлично" школьник оказывается уязвим перед вероятностной несправедливостью критики со стороны учителя, потому что неправильная подача критики или приказной тон там, где речь о просьбе, например, может представлять из себя экстракт яда для и без помощи сторонних осознающего ответственность и свои силы.



   Впрочем, сам я круглым отличником был только во 2-ом классе:-) Поэтому, не могу до конца себе представить ощущения отличника, исключительно собственными стараниями зарабатывающего искомые отметки. Всё-таки, в аттестате за 11-ый класс посреди отметок "отлично" затесались и четыре спасительных отметки "хорошо", через которые я и спускал пар избыточного давления и напряжения в своем "котелке":-)



   Но даже в моём случае я помню собственный стресс. "Тройки" были просто неприемлемыми для моего самосознания. "Четверки" не приносили радости. И только "пятерки" могли приносить мне чувство удовлетворения. Если случалась "двойка", то это означало неподготовленность к уроку. Это было очень редко. Но "двойка" для меня, как ни странно, была более приемлемой, чем "тройка" или "четвёрка". Потому что для меня, как "пятёрка-зависимого", лучше было получить "перевёрнутую пятёрку" ("двойку"), чем если бы меня уличили в несовершенной и не доскональной подготовленности.



   Немаловажный фактор - это обаяние и нравиться учителям. Думаю, учителям нравятся активные школьники, которые настолько же любят и учиться. Это лучшая категория учащихся. Другие - это либо просто активные, либо просто прилежные, либо просто сообразительные.



   Все учителя находятся членами общего учительского коллектива и представляют из себя сообщество, которое я буду уважать до конца своей жизни. Учителя делятся на мужчин и женщин. К женщинам-учителям у меня вопросов нет: они все прекрасны.



   Другое дело - это мужчины-учителя. Мужчины-учителя могут быть разными даже будучи членами единого учительского коллектива. В котором, разумеется, значительно преобладает женское начало.



   Быть мужчиной-учителем - большая ответственность, с которой многие мужчины могут оказываться не в состоянии и справляться, то ли временами, а то ли и на постоянной основе. Тут уже, как говорится, как школьникам повезет. И, разумеется, кого они сами заслуживают. Думаю, дети заслуживают всего самого хорошего. Значит, им остаётся уповать на удачу в контексте того, какими будут их учителя из мужского штата. Нет, я не об американском штате Мэн:-) А то гугл-переводчик может и перевести таким образом:-) Кстати, есть же такой Штат, прошу прощения? Хм...

Ладно.



   Но есть, вообще, особая категория учителей-мужчин: это учителя по предмету физкультуры.



   У меня не было женщины-учителя физкультуры. Все были мужчинами. И все были разными. Атмосфера урока физкультуры во многом и зависит от того, какой именно мужчина является в должности учителя физкультуры.



   Вот, перед тем, как ко мне в школу пришел настоящий физрук всех времён и народов, был такой физрук где-то с годик после начальных классов. Смотрите, я помню один из уроков. Значит, сидит огромный мужчина с животом, весом больше ста килограмм и с лицом латентного людоеда на лавочке в спортзале. Вот, точно не помню: гитара и девушка были по обе от него стороны или таки две девушки. Возможно, старшеклассницы. Но не факт. Это был 4-5-ый класс где-то, 1987-1989 годы. Наверное, 1988 года, а мне 11 лет, соответственно. Итак, мы, наш класс, в это время бежим разминается по кругу внутри спортзала. Затем этот "учитель физкультуры" встаёт и начинает издавать любопытные команды. А для пущей убедительности у него в руках пластиковая палка-труба. Он говорит "Гав!" Мы становились на четвереньки и двигались по спортзалу на четвереньках: и девушки, и парни. Одновременно, гавкали, как собаки. Затем "физрук" командовал "Мяу!". Мы начинали "мяукать", соответственно. Вскоре, палка из рук прилетела по заднице одноклассника Мишки Ч., единственному не согласившемуся играть в игру "физрука"...

   Сейчас это вспоминается как нечто странное, но тогда это была игра. Когда делаешь что-то всем классом, всем коллективом, то это не кажется чем-то из ряда вон. 'Восстал" только Миша, с которым мы где-то в то же время, лет в 11-ть, решили, что если у меня родится сын или дочь, когда мы вырастим, а у него дочь или сын, соответственно, то они поженятся. Хм... Надо же, я вспомнил... Блин...



   Не долго тот "физрук" был, впрочем. И пришел Анатолий Сергеевич Ж., который сразу заслужил авторитет среди парней и девушек. Он был мастером спорта по классической или вольной борьбе. А ещё он судил соревнования по борьбе в нашем городе. Очень скоро, он сказал мне и нескольким одноклассникам, что мы можем пойти с ним в спорткомплекс, где он будет судить борьбу. Отлично! Мы пешком пошли с ним. Он зашёл по пути домой, чтобы переодеться. Мы стояли и ждали у подъезда. Лет по 11-12 нам было. И, вот, он вышел! В белой обуви, в белых вельветовых облегающих брюках, в белой облегающей футболке с короткими рукавами, из которых на солнце играли здоровенные бицепсы. Красавчик, йопть! Мы пошли на спорткомбинат, в зал для борьбы.  Поднялись наверх и смотрели, как Анатолий Сергеевич судит схватку за схваткой. Затем он поднялся к нам и попросил купить ему какую-нибудь булку перекусить. Мы сходили, купили ему булку, а себе на сдачу - мороженное на троих. Бумагу от мороженного мы стали лепить друг другу на голову, дурачились, короче, по разному. Вскоре пошли все вместе по домам. Посему я не могу вспомнить ничего плохого о своем физруке? Почему? Потому что он был Мужчиной с большой буквы! И если парень-ученик и может быть чем-то не довольным в случае с таким учителем, то недовольным может быть только самим собой. И да - мы пошли на борьбу, в бассейн, а затем в секцию по У-Шу к самому Анатолию Сергеевичу в школе же на семь утра за час перед уроками. И я, как сейчас помню, как мне аплодировал Анатолий Сергеевич на уроке физкультуры в классе уже 10-ом или 11-ом. Возможно, самые ценные и на всю мою жизнь аплодисменты в мой адрес, с ума сойти! ;-) Прыжки через перекладину. Новая высота. Спортзал. В свете фонарей внутри спортзала я начинаю разбег. Одновременно отталкиваюсь левой толчковой ногой и делаю взмах правой. И на какой-то миг ничего не помню дальше, как все произошло. Обычно, при прыжке через перекладину приземляешься на те же ноги. Но я тогда прыгнул, как взрослый:-) Вот, только не помню, как это получилось! Я оттолкнулся, а следующее, что помню, как лежу на матах, а за мой спиной аплодирует учитель физкультуры! Медленно так, аплодирует, с эхом по всему спортзалу. Фух, это не забыть...



Раньше мы все ели почти одно и то же, активно играли на улице, имели здоровый сон и так далее. Сегодняшние дети едят не известно что, в школе не питаются, неизвестно, когда ложатся спать и как себя чувствуют психологически и физически. А уроки физкультуры даже для меня и даже с моим идеальным физруком - всегда вызывали у меня стресс. Я просто прошу сегодняшних физруков: будьте предельно аккуратны и осторожны с детьми на уроках физкультуры. Тем более, а наших условиях на Донбассе. А теперь уже ещё и плюс Мировая повестка дня. Дайте школьникам немножко здоровья, а не страха и стресса. Не загоняйте, не упрекайте, не страдайте военщиной на физре и из себя не корчите бригадных генералов. Будьте Мужчинами и сделайте так, чтобы дети вас всегда рады были видеть, став взрослыми и желая всегда подать вам руку, как навеки старшему товарищу.



Ну, а если физрук по факту злобный тролль или дебил - гнать в шею такую обезьяну. Урок физкультуры может провести и любой другой учитель, если ограничиться бегом трусцой: нервы учащихся будут целее, а здоровье как раз только прибавится. Вот, был у меня ещё один физрук. Уже в Харькове: в военном универе...



   Это был мужчина уже в возрасте. Может, под 60, как минимум. Он был гражданский, но вел у нас в группе курсантов-баллистиков физкультуру. Хоть и в возрасте он был, но был постоянным участником соревнований по бегу на Международных соревнованиях для возрастных участников. И даже побеждал на соревнованиях. Как он проводил у нас уроки? Мы просто бегали с ним трусцой по Харькову. От нашего универского спорткомплекса по улице Сумской до конца Харькова в направлении Белгородского шоссе. И назад. Во время бега и после него, если оставалось время, просто разговаривали. Он рассказывал о себе, о беге. Никогда не повышал голос, никогда ничего дурного не сказал, даже ни одного матерного слова. Но, однажды, накануне второй экзаменационной сессии первого курса на урок физкультуры к нам явился крепкий такой капитан ракетных войск и артиллерии и заявил, что нашего физрука уволили. И что экзамены будет принимать у нас он, капитан, и чтобы мы "готовились", потому что он, якобы, знает, что прежний физрук нас расслабил, был плохим преподавателем и так далее.



Да сдали мы экзамен по физкультуре. Следи без единой "тройки": и подтягивания, и стометровку и три километра. В проливной дождь. Всей группой. Потому что в каждом из нас был добрый дедушка-марафонец, который был с нами исключительно добр и вежлив. Вот, так...



Учитель физкультуры - это намного важнее, чем многие думают. Не вынуждайте и не принуждайте стыдиться каких-то возможных физических недостатков или несовершенства. Будьте другом для юных людей, у которых вся жизнь впереди. И которая будет тем лучше, чем достойнее окажется их физрук...



20 марта 2020 года

ЛНР/LPR

Divine Exursator