Художник, который не умел рисовать

Светлана Бондаренко3
 Глава 1. Старый приятель.


Один мой знакомый художник, как считали многие, совершенно не умел рисовать.
Его картины не покупали, он жил бедно, на чердаке двухэтажного старого дома, прямо в своей мастерской.
Мне приходилось бывать у него дома, мы со школьных времён сохранили с ним приятельские отношения.
Хозяин чердака тогда любезно предоставлял мне перевёрнутый ящик, чтобы присесть, наскоро заваривал чай с чабрецом, занимал свой складной стул, и мы беседовали с ним о жизни, согревая ладони горячими чашками.
 Ветер в любое время года задувал в чердачные щели, и, набираясь наглости, распахивал маленькое окошко с рассохшейся рамой, из-за чего опрокидывался и мольберт с незаконченным холстом, и столик с красками.
- Вот, опять! - сокрушался приятель.
Я помогал ему наскоро сложить всё по местам, и уходил, не выдерживая его горестных вздохов, жалоб и сетований на жизнь.
Может, мне следовало помочь ему, поддержать в творчестве, например, но я не знал, как это сделать. Законченных творений своих он никогда мне не показывал, и только говорил, что у него ничего не получается.
Однажды по работе мне  предложили переехать в другую страну, и я, немного поразмыслив, согласился.
О товарище своём я тогда позабыл, у меня было много хлопот, но по дороге на вокзал вспомнил, и решил зайти, чтобы попрощаться.
В тот день было по-осеннему ненастно, холодно. Я быстро поднялся по шатким ступенькам на чердак, и, стукнув для порядка в никогда не запираемую дверь, замер на пороге от ужасного зрелища.
Художник топтал свои картины, в ярости, в приступе безумия, вымещая на них все свои невзгоды, боль и обиды.
Он тряс над головой сжатыми кулаками, кричал дырявому потолку проклятия, и бил, бил картины ногами, и обрывки зелёных пейзажей на них превращались в месиво краски, холста и обломков рамок.
Тут он повернулся к раскрытой двери, и увидел меня, стоящего на пороге.
Не думаю, что в тот момент он узнал меня. Глаза его были полны страдания, через которое ничего не видишь.
- Бездарь! Ну, конечно же, бездарь! Как же я раньше-то не догадался! - он жутко рассмеялся при этих словах, глядя на меня, будто приглашая посмеяться тоже.
Я пробурчал что-то в ответ, оставил несколько денежных купюр на полке с двумя баночками из-под краски, по чистой случайности избежавшей всеобщего погрома, и захлопнул дверь за собою.
Я бежал вниз по лестнице, невольно отметив про себя странную тишину, которой только что не было на чердаке.
Потом... Потом жизнь моя наполнилась свежими впечатлениями, работой, и казалось, весь этот город и художник, не умеющий рисовать, были мною просто когда-то придуманы.


 Глава 2. Ветка берёзы в чердачной комнате.

- Горин! Горин! Гениальный художник современности!
Да, да, школьный товарищ напомнил снова о себе не только мне, но, по-видимому, заявил всему миру.
Конечно, я очень удивился, и сразу же посетил выставку его произведений, как только она появилась у нас.
Я ходил по залам с мраморными ступеньками, устланными коврами, смотрел на картины, развешанные на стенах, с незамысловатой подписью моего друга - "Горин".
Толпы людей вокруг заворожённо всматривались в гениальные пейзажные полотна, казалось, совершенно живые и дышащие, в портреты людей, среди которых был и автопортрет.
Мой бывший одноклассник Лёва Горин смотрел с него, как из зеркала. Рыжая борода вокруг лица неизменно освещала, словно солнце, его черты.
Он на палубе корабля, с трубкой в зубах, настоящий морской волк! И в глазах нет того выражения страдания и отчаяния, что запомнились мне тогда, на чердаке, среди крушения его последних надежд. Горин смотрел со своего портрета твёрдо, но в то же время настолько безмятежно, как может смотреть только море после вчерашнего шторма.
Я дошёл до конца зала, где уже не толпились зрители, и была одна небольшая картина, не привлекающая особого внимания.
Я присмотрелся.
 Осенняя жёлтая ветка березы через раскрытое окно заглядывает в сумрачную комнату. Мебель видна расплывчато, нечётко: мольберт, стол - нет, скорее, перевёрнутый ящик, на нём - две кружки, и - часы, старинные, бронзовые. Странно, таких часов у Горина я не видел в то время.
Стрелок на часах не разобрать, видимо, это и неважно.
 Всё внимание приковывает светлая берёзовая ветка, стряхивающая с себя капли дождя в комнату. Вспорхнувшая с неё птица словно застыла в полёте. Вот-вот и она исчезнет в вечереющем небе, исчезнет и ветка, когда закроется окно, останется только зыбкая темнота чердачной комнаты.
Я не мог отвести от картины взгляда. Ниже, в правом тёмном углу, я заметил подпись: " Моему единственному другу..."
Вернувшись домой, я обнаружил в почтовом ящике конверт с письмом от Горина, где он сообщил мне, что на следующей неделе заедет в гости.



 Глава 3. Море на салфетке.

Несмотря на то, что я ожидал приезда Горина, он всё же свалился как снег на голову, среди рабочего дня, прямо ко мне в офис.
Я не сразу узнал приятеля, потому как привычную бороду он сбрил. Безупречный вкус и хороший достаток господина Горина подчеркивал костюм, и всё, что было ему теперь доступно. Взгляд его говорил, что он может достать звезду с неба, просто пока не хочет.
А в остальном... - всё тот же, Лёва Горин, художник... - "который совершенно не умеет рисовать".
Последнюю фразу Горин произнёс вслух, угадав мою мысль.
- Это утверждение оказалось большой ошибкой, - сказал я, рассмеявшись.
Жестом я пригласил Горина присесть, и поставил перед ним чашку нашего любимого чая.
С чабрецом.
- Это не ошибка, - прогремел Горин. - Я действительно не умею рисовать.
Сотрудники офиса за тонкой стенкой кабинета умолкли, услышав его слова. Горину следовало разговаривать потише, но он не привык, видимо, ещё к популярности, когда слушают и перевирают буквально  каждое твоё слово.
- Послушай, Горин, - сказал я. - Давай без ложной скромности, я ведь был на твоей выставке, и видел шедевры, что ты создал за последние несколько месяцев.
- Да, это я написал в кругосветке, больше как наброски, - небрежно махнул рукой, сверкнув бриллиантовой запонкой, Горин. - Мне крупно повезло, то, что ты зашёл тогда, помнишь?
На миг лицо его помрачнело, но тут же вновь засияло детской улыбкой.
Я отхлебнул чаю, поставил чашку, задумчиво уставившись в неё.
- Помню, - сказал я. -Тогда мне пришлось уехать. Ты был не в лучшем состоянии. Я думал, ты даже не заметил меня из-за гнева и отчаяния.
Горин кивнул.
- В тот день лавочник сказал, что мои картины бездарны, никому не нужны, и он больше их не принимает. От стыда и ненависти к себе мне хотелось умереть.
- Почему ты не возненавидел лавочника, а именно себя?!
- Он ведь был прав. Что уж на зеркало пенять... Наоборот, я благодарен ему, что он всё же открыл мне глаза. Думаю, ему было в этом мало, очень мало удовольствия.
Недавно, правда, он выгодно распродал все мои старые картины, что валялись у него в сарае, даже те, что покрылись плесенью...
- Ты стал модным, Горин!
- Мода скоро пройдёт, - Горин улыбнулся и достал из кармана пиджака карандаш. - Зато со мной теперь всегда вот это...
- Горин. Ты же художник, поэтому карандаш носишь всегда с собой.
Он вместо ответа принялся что-то рисовать на белой салфетке.
Несколько штрихов - горы, море, чайка.
- Теперь смотри.
Через несколько минут штрихи приобрели тень, рисунок стал объёмным, затем начали появляться краски. Море на салфетке заволновалось прибоем о скалы, а чайка устремилась к широкому горизонту, смыкающему небо и воду.
- Горин, что это? Объясни! - вскрикнул я, глядя, как всё более и более настоящим становится изображение.
Мне казалось, что я стою на том скалистом берегу, и ощущаю запахи и звуки вокруг. Нет, этого просто не может быть!
- Горин! Ты фокусник?
-Успокойся, - сказал Горин. - Я и сам долго не мог поверить в то, что у меня получилось. На выставке ты видел только часть из моих опытов и проверок.
- Да, и та картина, с берёзовой веткой...
- А-а, - вздохнул Горин. - В то время у меня осталась только она, эта ветка, она упрямо залазила ко мне в комнату, когда ветер распахивал окно.
- Скажи, как ты жил дальше?
- Не помню. Кажется, просто лежал, ожидая конца своей никчёмной жизни. Я ничего не ел и не пил, да и купить еды было не на что...
- Я оставил тебе немного денег на полке у двери...
- Да, я их потом увидел, позже... Но, когда в мою дверь постучали, я даже не встал с постели.
Это был сосед с первого этажа, старик. Он спросил разрешения, сам отворив дверь, и зашёл. Я о нём и не знал раньше. Он объяснил мне, что его антикварный магазинчик разорился, и он распродаёт  оттуда все вещи.
- Я слышал, вы художник, - обратился он ко мне, и я скривился, как от зубной боли.
Он немедленно достал из холщовой сумки старые бронзовые часы, потом кисти, различные краски, уже засохшие, и вот этот карандаш.
- Вот, хотел сначала выбросить, но подумал, может, вы для себя отыщете среди этого что-нибудь полезное...



 Глава 4. Не через тернии к звёздам.

Моим первым порывом было сказать соседу какую-нибудь грубость, но я взял всё предложенное, намереваясь просто выбросить его дары на свалку.
Вот тут, закрывая дверь, я и увидел деньги, лежащие на полке. Позже я уже догадался, что мне их оставил ты. Тогда же я просто взял их и отправился купить себе поесть.
У меня было ещё несколько чистых холстов, но отвращение к рисованию заставляло меня бродить целыми днями по городу в поисках работы, но ты знаешь, наш город маленький, и кто захочет нанять к себе в работники художника-неудачника?
К вечеру я возвращался на свой чердак, и ветка берёзы с жёлтыми листьями нагло пролазила в окно, раскрываемое сквозняком.
Я хотел было срезать её, но достал из кармана карандаш старика, поставил холст на мольберт, и стал рисовать эту надоевшую ветку. Может, хотел от неё избавиться таким образом?
- И рисунок так же ожил? - нетерпеливо спросил я.
- Да, - сказал Горин. - Но только не так быстро, как сейчас. Я увидел ту картину, что представлена на выставке, утром, случайно бросив взгляд на мольберт.
Поверь, на ней мне не пришлось ничего исправлять или добавлять!
Я с сомнением смотрел на него. Потом на салфетку. Скалы на рисунке покрылись лесом, море меняло цвет от горизонта, разбиваясь о крутой берег, чайка парила среди облаков.
Глядя на всё это, я понимал, что мой друг вряд ли преувеличивает события, но в то же время рассказ его назовёшь больше чудом или фокусом.
- Возьми карандаш, - сказал Горин. - Сам нарисуй что-нибудь.
Я взял карандаш и нарисовал кошку, первое, что пришло мне в голову.
Моя кошка на салфетке, выгнув спину, запрыгнула на подоконник, который я не рисовал, но он появился сам по себе, и уселась, вылизывая лапку.
Я был просто ошарашен.
- Только что ты создал шедевр, - улыбнулся Горин. - Поздравляю!
- А ты не проверил и те высохшие краски, что принёс старик? - спросил я, немного отойдя от изумления. - Кстати, а что с ним было дальше? Он же говорил, что полностью разорился.
- Краски я проверил, конечно же. Но они обычные, к тому же слишком старые, чтобы ими рисовать. А старик... Выяснилось, что не зря я не помнил старика. На первом этаже никто не жил давно, дверь, оказывается, была заколочена. Я так и не смог хоть что-то узнать о нём.
- И что ты дальше собираешься делать?
Горин улыбнулся и пожал плечами: - Да не знаю. Пожалуй, поселюсь на тихом острове в океане, и буду... учиться рисовать.
В дверь моего кабинета постучали. Я и забыл, что у меня на сегодня ещё один контракт с рыболовецкой компанией.
- Ну, всё, прощай, друг, удачи тебе!
Горин пожал мне руку на прощанье, и вышел из кабинета, пропуская в него визитёров с деловыми папками в руках.
Встречая и рассаживая партнёров по бизнесу за рабочим столом, я убрал в сторону чашки и салфетки с живыми картинами, и только тогда заметил старенький карандашный огрызок, забытый Гориным.