Исчисление разумности

Виктор Морозов
«Познай самого себя» - неизвестный автор

     Под «исчислением» понимают субъективное правило, с помощью которого объединяют некие элементы в формальные множества. Различные виды исчисления используют как средство при освоении новых технологий и осмыслении конкретного знания о мире. Так, при рассмотрении хронологии исторических событий применяют то или иное летоисчисление. Для изучения многообразия форм движения материальных и виртуальных объектов используют исчисление бесконечно малых величин. Но, независимо от области своего применения, исчисление мыслится своеобразным алфавитом, состоящим из элементов, которые  преобразуют в относительно сложные понятия. К таким относительно сложным понятиям относят, например, аксиомы. Их известное множество давно, но безрезультатно пытаются упорядочить, преобразовав в единую для всего аксиоматику. 

     Создать единую аксиоматику не удается потому, что сами аксиомы продолжают считать такими утверждениями, которые не требуют абсолютно никакого доказательства. Однако такое мнение является ошибочным из-за сложившегося представления о бесконечном движении всего, бесконечности. Конечно, если такую бесконечность ограничить рамками количественного множества, как это и происходит сейчас, то любая аксиома, действительно, не потребует доказательства. Но вот если аксиоматику попытаться рассматривать как настоящую систему, т.е. представить качественно иным образованием по отношению к отдельным аксиомам, то ситуация сложится иная, значительно более сложная. Сложность станет непреодолимой из-за отсутствия понимания того, как в действительности реализуется процесс синтеза систем. Попытки понять природу этого процесса предпринимали  многие известные ученые: А.Богданов, А.Берталанфи, Н.Винер, И. Пригожин, У.Эшби и др. В своих работах они рассматривали некоторые закономерности, принципы организации и функционирования систем. Но, несмотря на приложенные ими усилия, это не привело к появлению полноценной теории систем. Эта крайне необходимая теория так и не сложилась до сих пор. Между тем, с формальной стороны, сложность тут не отличается от любой другой, возникающей при становлении новой теории. Целые разделы математики не могли бы сформироваться без представлений об исчислении различных видов чисел, бесконечно малых величин, множеств. Любая теория предполагает существование адекватного ей исчисления – это её основа, необходимое  и тривиальное требование для её становления. Без этого, даже найдя область своего подтверждения и применения, научная теория так и остается неполноценной, часто декларативной. Вот и для появления полноценной теории систем в рамках еще более общей теории требуется, всего лишь, адекватное ей исчисление.
 
Традиционные виды исчисления являются необходимым, но недостаточным  условием для появления полноценной теории систем. Кроме этого требуется такое исчисление, которое  отличается от других тем, что придает образность процессу синтеза систем и причине их взаимодействия. Это исчисление не отдельных фрагментов наличного бытия, а самих систем в едином абстрактном образе. Его абстрактный вид продемонстрирует причину возникновения любых систем, а единство – потенциальную возможность визуализировать подобие всего наличного бытия. При формировании такого образа, элементы, образующие систему, должны подчиняться общему правилу, принципу их консолидации. Поскольку сами элементы могут быть системами, то это правило их консолидации не зависит ни от чего и ни от кого, оно абсолютно. В самом общем виде, по форме такая консолидация продемонстрирует её наблюдателю процесс перехода бесконечных возможностей в конкретную действительность. Процесс актуализации как синтез всего наличного бытия, не должен зависеть и не зависит от природы элементов, стремящихся стать единой системой. Абсолютная независимость формы актуализации определяется существованием в природе единой меры исчисления любых систем: материальных и виртуальных. Единая мера. как всеобщая система исчисления, является отражением существования единства и единственности объективных законов природы. По этой же причине все понятия нашего разума должны быть адаптированы к такой системе исчисления, осознаваться в её рамках. Без адаптации никакой сколь угодно «умный» разум осознать целостность, единство объективных законов не в состоянии. Это невозможно, потому что само это единство требует от разума Акта осознания его собственной разумности. Без Акта осознания известные объективные законы так и остаются вне своего единства, потому что в каждом из них присутствует доля субъективности, иначе говоря, их исходная неполнота. Сами по себе открытые объективные законы «молчат» о своей неполноте, создавая тем самым иллюзию своей истинности. «Молчание» объективных законов о своей неполноте связано с отсутствием у разума осознания необходимости всеобщей системы исчисления, что ведет его к ложной ориентации в гносеологии. Ему кажется, что познание должно быть ориентированно только в направлении к сложному. Создается иллюзия того, что осознание бесконечно простого в архитектуре мироздания  не требует фактически никаких особых усилий. 

Такая ситуация сложилась очень давно и продолжается из-за того, что наш разум изначально воспринимает и отражает мироздание как целостность, но в силу собственной организации анализирует и осознает его по частям, по отдельным фрагментам. Например, когда наш глаз видит окружающий мир, то сначала разбивает его на хаотичное и неисчислимое множество импульсов, которые, пройдя по «каналам связи», поступают в мозг. В мозгу происходит дополнение хаотического множества визуальных импульсов другими:  слуховыми, тактильными и иными. Одновременно с этой процедурой из хаоса различных импульсов синтезируется единый образ. Такой синтез из хаоса был бы невозможным, если бы в его основе не присутствовал общий для всех этих импульсов принцип консолидации. Более того, наличие объективных законов природы говорит о том, что такой принцип консолидации должен быть единым как для материальных, так и для виртуальных систем. Мозг человека создает в себе виртуальное подобие всего наличного бытия, потому что для него принцип образования систем объективен и един с окружающим миром.  Принцип действует в нашем разуме как объективная возможность и основа для эволюции его разумности. Осознанное превращение возможности в действительность предполагает то, что разум человека сможет «извлечь» из себя эту объективную основу как систему исчисления систем или кратко – СИС.  СИС – это объективная, абсолютно «чистая», без «примеси» любой субъективности форма существования разумности. Такая форма существования разумности - единственное и абсолютное знание «невероятной» чистоты. Оно необходимо любому разуму не только для того, чтобы упорядочить множество известных ему сведений, но и утвердиться в собственной разумности. «Извлечение» системы исчисления систем (СИС) из разума самим разумом, её осознание представляет для человека уникальную по важности проблему. Фактически её решение или не решение определяет достигнутый уровень разумности человека. Но тут возникает сложность, которую традиционным для науки путем не решить. Сложность преодолеть можно, но для этого необходимо создать, смоделировать абстрактное подобие материи и на «мгновение отречься» от нее как от объективной реальности. Без этого разум не сможет осознать  самую суть процесса развития всего наличного бытия.
 
     Сложилось так, что наука давно апеллирует  к такой реальности, которую она разделила на материальность и виртуальность, на возможность и действительность, на причину и следствие, на теорию и практику и т.д.. В результате такого дробления субъект и объект познания оказались на недопустимо большом расстоянии друг от друга. Сам ход развития науки сделал и продолжает делать труднопреодолимым разрыв этих субъектно-объектных отношений. Теперь, чтобы сократить его, предстоит создать абстрактное подобие реальности и тем самым начать распутывать клубок заблуждений о единстве субъекта и объекта познания. Решить проблему может помочь машинный эксперимент по сотворению «материи» из хаоса виртуальных элементов. Если эксперимент проводить в ручном режиме, то в полученном результате очень сложно технически разглядеть поведение виртуальной материи, интерпретировать процесс её эволюции. Главная цель машинного эксперимента – получить хорошо различимый образ того, как из хаотичного движения виртуальных элементов может зарождаться «материя», как из бесконечного числа возможностей возникает действительность. Фактически речь идет о том, чтобы разглядеть в этом образе то, что из реальной действительности извлечь невозможно физически – настоящую информацию, а не привычные для всех разрозненные сведения. Именно эта информация продемонстрирует процесс синтеза систем и причину их необходимого взаимодействия как элементов «материи».   По мере того, как на фоне бесконечного движения виртуальных элементов подобие материи станет обретать дополнительные свойства, усложняться, её виртуальность неизбежно начнет сопрягаться с реальностью,

     Однако надо быть готовым к тому, что в начале машинного эксперимента лишенная  привычных свойств материя окажется очень далекой от реальности. Поэтому у наблюдателя возникнут сложности в осмыслении полученных результатов, потому что его разуму придется свидетельствовать против созданных им же традиций познания реальности. Ему будет очень сложно осознать, что получившийся образ, несущий, к тому же, минимально возможную информацию, потенциально способен стать подобием всего наличного бытия. Первые результаты машинного эксперимента, возможно, могут казаться разуму абсурдными. Но абсурд этот кажущийся, поскольку возникает из-за того, что в эксперименте представлена «материя», обладающая фактически единственным свойством – движением. Все остальные свойства временно будут считаться несущественными. Такое искусственное обеднение материи необходимо для того, чтобы обнаружить у реальности взаимосвязь между материальностью и виртуальностью её систем. Другим путем эту взаимосвязь обнаружить невозможно, поскольку все реальные материальные системы обладают непостижимой сложностью. В материальном мире любое явление, будь это электрон или иной объект, обладают неисчерпаемой сложностью. Существует единственный путь – смоделировать на компьютере движение виртуальной материи, «сжав» её до состояния искусственной сингулярности. В искусственно созданной реальности исчезнет различие между её «материальностью» и виртуальностью и на мгновение установится их абсолютное тождество. Только в образе «материи», находящейся в состоянии искусственной сингулярности, можно обнаружить исходную информацию о процессе синтеза различных систем. Уникальность этой информации состоит в том, что она может быть получена только из абсолютно чистого материала - нематериального хаоса виртуальных элементов. Главное, что позволит осознать полученная информация – это утвердиться человеку в своей разумности, поскольку для нее будет найдена не только субъективная, но и объективная основа, их взаимосвязь. В результате разум человека начнет восстанавливать утерянное им за сотни лет эволюции единство восприятия двух частей окружающего мира, его материальности и виртуальности. Из материального хаоса макро и микромира, как это пытаются сделать сейчас, этого достичь невозможно! Человек никогда не сможет проникнуть в реальную сингулярность физически – ему это недоступно! Рано или поздно, но за ответами на фундаментальные вопросы мироздания человеку придется обратить свой взор не только вовне, но и на свой внутренний мир. Он должен решиться сделать всего лишь один единственный шаг - на мгновение отвлечься от мира, заполненного бесчисленным количеством неразличимо малых и непостижимо больших звезд, где уже давно и для всех «открылась бездна, звезд полна», где «звездам числа нет, бездне дна». Видимо неизвестный автор, написавший еще до зарождения науки на стене храма Аполлона в Греции одну единственную фразу «Познай самого себя», оказался более  прав, чем коллективный, но, увы, до сих пор разрозненный интеллект многих заслуженно уважаемых учёных…