Фрагмент 18 Новый двор

Феликс Сажин
    Глава 1.
Общие интересы
 объединяют.

Так получилось, что в новом дворе, после переезда, я оказался самым старшим в компании вновьобретённых друзей.
Так как я был небольшого роста, то сильно не выделялся.

Помню, как из-за переезда опоздал в школу, а учился я тогда в шестом классе.
Так вот, постучавшись в дверь кабинета, которая распологалась в дальнем от учителя углу, я тихонько, приоткрыв дверь, спросил, можно ли мне войти.
Учительница подняв на меня глаза, оценив рост, выпалила:
-Четвёртые классы сегодня занимаются на втором этаже. Весь класс конечно же грохнул от смеха. А мне, в очередной раз, пришлось испытать неловкость и унижение.

Поэтому во дворе, будучи самым старшим, хотя разница в возрасте была не больше трёх лет, я ощутил, может быть впервые, чувство собственного достоинства.

Помню, как познакомились с Юриком Дудником, он был мой одногодка, но учился в пятом классе.
В то время, во всех школах и дворах, как эпидемия, была популярна игра на военные пуговички. Играли все, от мала до велика.

Игра была азартная, так как вместо пуговичек, должны были быть монеты.
Так как игры на деньги были строго запрещены в учебных заведениях, кто-то придумал вместо денег пуговички. И учителя закрывали глаза на это повальное увлечение.
Пуговицы обрели свои значения, каждый знал, какая из них большего достоинства. Дело дошло до того, что в магазинах военторга закончились все пуговицы. И тогда ими стали торговать между собой, но намного дороже, чем их себестоимость.
Так игра вновь приобрела азартный дух.

Название игры было "ЧУ".
Чтобы игра началась, участники брали в кулак только им известную сумму пуговок и, протягивая вперёд руку, произносили эту странную пару букв "ЧУ". Количество игроков в одном сеансе не ограничивалось. У кого в кулаке было больше по достоинству пуговиц, тот брал у всех их пуговки и начинал трясти.
Тот, кто был вторым по сумме, командовал: "Сыпь".
И когда пуговицы оказывались на полу, те, что были повёрнуты символом верх, собирались в карман трясущего. Остальные, дужкой верх, по достоинству, начиная с меньшей, нужно было перевернуть аккуратным броском об пол или по равнозначным пуговицам.
И так по очереди.

 Позже, в оборот вошли не "позолоченные", а "серебряные" пуговки. И их достоинство увеличилось в два раза . Это, потом выяснили, - мошенический ход. Чтобы убрать позолоту с пуговицы, её просто надо положить на комфорку и раскалить. Краска обгорает, пуговка становится серебристой.
Такаким способом были впоследствии испорчены все пуговицы.

Но, именно, увлечение этой игрой, давало возможность быстро знакомиться. Так было и в тот раз. Я сначала стеснялся выходить гулять в новом дворе. Ходил в старый или ещё дальше, куда переехали  многие мои одногодки.

Как-то, ко мне пришёл мой одноклассник и друг со старого двора, Игорь Андреев. Их семья тоже получила новую квартиру в подобном доме, только на другой улице. В его новом доме было много наших ровесников, одноклассников и ребят с параллельных классов.
 
  Он спросил, знаю ли я кого из своего дома.
-Нет, ещё не успел познакомиться, - ответил я.
-А что за контингент в основном? Обратил внимание?
-Наших сверстников точно нет, мне кажется одна малышня.
-Так, что сидим, пошли, это ж такая возможность разжиться пуговицами.
-В смысле? - не сразу понял я его затею.
-Ну, спросим, играют они или нет, за спрос денег не берут. Заодно и познакомимся.
 
На том и порешили.
Мне, как и Игорю, не очень то везло в этой игре. Поэтому, положив в карманы по несколько имевшихся у нас двухсоточек(литая пуговица от шенели солдата или бушлата моряка, с обожжёной краской), мы вышли во двор.
-Надеюсь, они ещё не знают откуда берутся серебрянки, - высказал предположения Игорь.

И действительно, познакомится на почве общего интереса не составило труда.
Выйдя на угол дома, мы увидели пацанов, и подойдя к ним, Игорь с ходу задал вопрос:
-Пуговицы есть?
-Да, конечно, только дома, - ответил Юрка, - сейчас сгоняю.
Все мигом разбежались по домам за своими сбережениями.
Через десять минут, на углу дома, мы уже, как старые знакомые, играли в "ЧУ".
С этого дня, начался новый отрезок моей жизни.
                   Глава 2.

  Как я обрёл
   авторитет.

Интересно, что переезд в новострой  можно сравнить с построением нового коллектива. Люди, въехавшие в новые квартиры, редко когда были раньше знакомы, особенно дети. И получается, что в этих новых дворах начинали зарождаться новые компании, появлялись новые друзья. Каждый вновь прибывший мог, образно говоря, начать строить свою репутацию с чистого листа.

  Как  уже писал выше, в новом дворе я стал старшим в компании. Почему так получилось? Большая часть мальчишек и девчонок во дворе были младше меня. Те, кто был старше, были уже подростками, которые даже не смотрели в мою сторону.

Я понимал, что на мне теперь лежит ответственность за проведения досуга во вновь обретённой компании ребят.
Поэтому, я вспомнил, как в старом дворе старшие пацаны сделали за домом, в лесу акробатическую площадку из канатов и гамаков, которые мы называли цирк. Я очень любил то время, будучи ещё в дошкольном возрасте, всё казалось таким грандиозным и интересным.
Помня о том прекрасном времени, я решил подарить такие же развлечения своим новым друзьям.

В этом замысле мне помог мой отец. У нас в то время в семье был мотоцикл с коляской- Иж Юпитер 3.
На этом средстве передвижения мы с отцом поехали за инвентарём в рыбачий посёлок Подъяпольск. Какое же изобилие "добра" в то время валялось прямо на свалках предприятий и колхозов. Отец привёз меня на свалку тралов, сетей, канатов разного диаметра, хребтин от крабовых порядков, металлических колец для стягивания рыболовных сетей. Всё это, просто огромными кучами было свалено в специально отведённом месте, в лесу. Лежало, тлело, гнило, расподалось на атомы, и никому не было дела до загрязнения природы.

А материалы были разные, капрон, пенька, пропилен. Всё, что в более поздние времена стали скупать китайцы для переработки.
Выбрав разного диаметра и качества канатов и сетей, с разным размером ячьи, загрузили полную коляску.
Потом ещё приезжали несколько раз, пополнять инвентарь.

Прямо под окнами нашей квартиры, за домом был овраг заросший старым дубняком. Это сейчас на том месте стоит современный трёхэтажный магазин, с площадкой для машин. Тогда нас окружала красивая природа. Так вот в этом красивом месте был огромных размеров дуб, с большим дуплом и огромными, раскинутыми в сторону ветвями. Этот дуб стал основанием наших атракционных фантазий.

Собрав пацанов: Юрика, Костяна, Димку, я давал им распоряжения, что куда вязать. Отец научил меня нескольким морским узлам, так что в надёжности конструкции я был уверен.
За нашей работой с пригорка наблюдали девчонки, в ожидании, когда же мы пригласим их на испытания.
Натянули огромный гамак, площадью, наверное, десять квадратных метров. Дальше, задействовав свою фантазию, советуясь друг с другом, навешали многоуровневые гамаки меньших размеров. Чтобы попасть на самый верхний, нужно было пролезть через все уровни. Вокруг, на толстых ветвях большого дуба, привязали канаты, кольца. На них можно было и кататься, и также использовать для подъёма на главный гамак. Высота нижнего большого гамака составляла около двух с половиной метров.
 
Конечно, все по достоинству оценили сооружение. Сразу было оговорено, что детям(дошколятам) без разрешения, самостоятельно без старших, лазить запрещено. Это было в целях безопасности. С тех пор, почти каждое утро, а это было во время каникул, к нам раздавался стук в дверь. И я, бывало сквозь сон, слышал такие диалоги:
-Тётя Наташа, а позовите Сашу.
-Зачем, он ещё спит.
-Ну пожалуйста, - не унималась малышня, - спросите у него, можно на канате покататься?
Так я стал начальником гамака.

    Глава 3.
     Катя.

В первый подъезд переехала семья Аверкиевых. Мама была учительницей. Дочь Катя и сын Костя были погодками. Катя училась в четвёртом классе, Костя - в третьем. В то лето Костя смог  сдать экстерном четвёртый класс и сразу с третьего, перешёл в пятый. Это было редкостью в то время. Но благодаря тому, что его мама работала в школе, ему это удалось.

Интересно, что несмотря на то, что во дворе было много девчонок, мы с Юркой ухаживали вдвоём за одной. Это была Катя. Нет, мы не ссорились и не были соперниками, просто она нам нравилась. Поэтому всё своё внимание, мы оба отдавали ей. Если катали девчонок на велосипеде, то, конечно же, приоритет был всегда у Кати. Хотя она замечала наши симпатии, но никогда не злоупотребляла нашим вниманием. Наверно, по этой причине, ни я, ни Юрик не стали её избранниками. Мы были просто друзьями.

Однажды, в начале лета, когда только начались каникулы, мы, как обычно, пошли всей компанией на гамак. Конечно, я как главный на гамаке, не упускал возможности поухаживать за возлюбленной.
Помню, как подал Кате руку, помог залезть и предложил самое уютное место. Я лично сам его недавно оборудовал. Это был удлинённый угол гамака, и сидеть в нём было очень удобно. Катя аккуратно села в предложенное мною место.

Когда все были наверху, начали, как всегда, развлекаться, раскачивая конструкцию в разные стороны. С криками:
-Держитесь, шторм начинается, - пацаны начинали прыгать и раскачивать гамак.
Такие развлечения нравились всем и всегда заканчивались благополучно. За надёжность верёвок я был уверен.

Но надо же было такому случится, и именно в тот раз, когда я сам лично предложил Кате сесть на своё место, произошёл разрыв верёвки. Именно той, которая натягивала угол, где сидела Катя.
В следующее мгновения всё происходило, как в замедленном кадре.
-Н-е-е-е-т, - закричал я, когда увидел, как Катя кувырком назад, через голову летит вниз, на землю.
Вокруг воцарилась полная тишина, все в это мгновение замерли, и только гамак, по инерции, продолжал, затухая, изображать волнующееся море...

Катя приземлилась на руки, сломав запястье.
Вот так я стал виновником испорченного лета для той, которой желал только самого лучшего. Другая бы на её месте, не сдержалась и высказала бы всё, что обо мне думала в тот момент.

 "[Но] понимание сдерживает гнев человека, и его красота в том, чтобы не придавать значению проступку"(Притчи19:11).
И Катя понимала, что это не моя вина, что это может быть, даже, кто то подрезал из зависти. И всё же, косвенно я был виноват, не проверил заранее. Это был мой промах.

В то лето море и пляж для неё были на замке. Поэтому мы, вместе с Юркой, по очереди старались помогать Кате, и развлекали её во время каникул.
    Те дружеские отношения и прекрасные качества, которыми обладала Катя, побудили меня в будущем назвать свою дочь именно этим именем. Потому что имя Катя стало для меня синонимом теплоты, красоты и приятных воспоминаний.