Николай Коляда Мне надо бежать вперед...

Сергей Виниченко
В Пресногорьковской школе в 70-е годы прошлого века были сильны традиции театральных постановок, в которых принимали участие школьники разного возраста. Особенно запомнился автору в этих незатейливых сценках высокий смешливый старшеклассник Коля Коляда. Его игра неизменно вызывала аплодисменты зрителей. Стены спортзала с импровизированной сценой сотрясали волны хохота нескольких сотен учеников и их педагогов, когда Очумелов-Коляда из рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» протяжным голосом говорил своему низенькому товарищу: «Надень-ка, брат Елдырин, на меня пальто…Что-то ветром подуло…».
Много позже Николай Владимирович признается в интервью: «Любимые мои драматурги – Антон Чехов и Теннеси Уильямс. Они не просто классики, которые вот стоят на полке – они рядом со мной».
Детство всемирно известного ныне драматурга прошло в старинной казачьей станице Пресногорьковке, на самом севере Костанайской области, в краю белоствольных берез и множества  озер. Здесь он родился 4 декабря 1957 года в крестьянской семье. Родители Владимир Алексеевич и Зоя Владимировна всю свою жизнь проработали в совхозе, были простыми и мудрыми людьми. Сельчане вспоминают о них с большой сердечной теплотой.
После окончания основной школы сельский паренек поехал в Свердловск поступать на артиста и отучился четыре года в театральном училище на курсе Вадима Николаева, последний принял его, высокого и худого, со словами: «Были бы кости, а мясо нарастет».  Отслужив срочную армейскую службу в Перми, Николай стал работать актером в труппе Свердловского академического театра драмы.
В этот период в газетах «Вечерний Свердловск» и «Уральский рабочий» появляются его первые публикации. В музее школы лежит сборник рассказов молодых свердловских литераторов «Начало лета», подписанный автором в 1985 году. В трех опубликованных рассказах угадываются близкие сердцу Николая Коляды мотивы деревенской жизни и действующие лица списаны им со знакомых пресногорьковских ребят и девчат.
«Вы, Коляда, похожи на человека, который в час пик прорывается в троллейбус и уже через секунду сидит у окна, на удобном месте»,- заметил как-то московский преподаватель отделения прозы Литературного института им.А.М.Горького, который Николай Владимирович закончил в 1989 году. Сам драматург определил свою творческую деятельность так: «Мне надо бежать вперед, это я знаю точно. Куда - не знаю. Бежать и бежать».
Первую свою пьесу  «Играем в фанты» он написал в далеком 1986 году, с тех пор их количество перевалило далеко за сотню и ставят их в театрах России, ближнем и дальнем зарубежье – в Англии, Швеции, Германии, США, Италии, Франции, Финляндии, Канаде, Австралии, Югославии, Словении, Македонии, Прибалтике. Список этот далеко не полон.
Критики пишут, что мир, созданный драматургом в его пьесах и постановках – человечный, сострадательный, исполненный любви и добра. «Я весь из своего волшебного, чистого детства. Все, что есть во мне хорошего – оттуда» - признается Коляда. Сцены нынешнего «Коляда-театра» заполнены домоткаными половицами, корзинами с цыплятами, цветками из зазеленевших тополиных веток.
В свет вышли книги «Персидская сирень и другие пьесы», «Уйди-уйди», «Кармен жива», «Носферату», «Старая зайчиха», «Коробочка». О его творчестве доктором филологических наук Н.Л.Лейдерманом написана книга «Драматургия Николая Коляды». В 1994 году в Екатеринбурге проходил уникальный фестиваль пьес «Коляда-Plays», в нем принимали участие 18 театров России и дальнего зарубежья.
На базе «Коляда - театра», созданного в 2001 году, проводится Международный конкурс драматургов «Евразия», с 2011 года проводится ежегодный фестиваль «Коляда – театр» в Театральном центре «На Страстном», впервые прошедший в ноябре, а в последующие годы ставший январским. С 1994 года Коляда преподает в Екатеринбургском государственном театральном институте на курсе «Драматургия». Среди его студентов Олег Богаев, Татьяна Гарбар, Наталья Малашенко, Татьяна Филатова, Александр Найденов, Василий Сигарев, Татьяна Ширяева, Надежда Колтышева, Ярослава Пулинович, Валерий Шергин, Ринат Ташимов, Роман Дымшаков, Ирина Васьковская, Екатерина Бронникова. В течение десяти лет Н.В.Коляда был главным редактором журнала «Урал».
Можно долго перечислять многочисленные звания и премии, заслуженно полученные членом Союза писателей и Союза театральных деятелей Российской Федерации Николаем Владимировичем Колядой, но хотелось бы рассказать о другой стороне его деятельности.
В центре Пресногорьковки третий век стоит православный храм во имя Казанской Божией Матери. В известные времена снесли колокольню, но остальная часть храма уцелела – был здесь клуб и библиотека, пожарная часть, а в постсоветские времена бросили церковь на волю ветра и непогоды. Поставленный на приход иеромонах о. Глеб (Авдеев) начал работы по реставрации церкви. Одним из первых на клич о сборе средств откликнулся Николай Владимирович Коляда. «В 1987 приехал домой, а мать говорит – ты человек известный, тобой Пресногорьковка гордится, а церковь у нас валится. Нехорошо. Возродили мы общину, превратили храм в действующий. Отец Глеб приехал, архивы разобрал. Государство тогда не очень-то помогало. Пять тысяч рублей на это дело дал. Хватило слегка подремонтировать и запустить. Уезжал с легким сердцем».
 6 ноября 1990 года по инициативе Н.В.Коляды был приглашен о. Виктор (Петров) из г. Кустаная. Церковь была освящена в сильную пургу, при большом стечении народа. Люди набились внутрь здания, заняли все оконные и дверные проемы без дверей и рам. Люди, столько лет разрушавшие здание, теперь, словно осознав свой тяжкий грех, в молчании слушали молитву батюшки.
Интересно, что во всех европейских театральных энциклопедиях о Коляде написано «казахский драматург» - в Европе не очень разбираются в географии бывшего Союза. Своей знаменитой тюбетейкой он словно подчеркивает эту родственную связь с Казахстаном. Осенью 2017 года драматург привозил на гастроли в г. Рудный «Коляда-театр», где был показан спектакль «Баба Шанель», оставивший большое впечатление у местного зрителя и восторженные отклики СМИ. О своей малой родине драматург говорит так: «Именно Пресногорьковка научила меня быть гражданином мира и не делить людей ни по национальности, ни по какому другому признаку. Всю жизнь мирно жили здесь и казахи, и русские, и цыгане, и немцы, и белорусы и украинцы. Деление шло лишь по одному принципу – плохой человек или хороший, работник или пьяница, хозяин или лодырь. Эти уроки я усвоил на всю жизнь».
Видится, что на этих принципах покоится огромное дело всей жизни драматурга Николая Коляды – некогда  смешливого, высокого паренька из старинной, затерянной на границе лесостепи, Пресногорьковки.
Постскриптум. Сто лет назад, в сентябре 1919 года красноармеец Алексей Петрович Коляда был пленен белыми у речки Алабуга, неподалеку от Зубаревки Петропавловского уезда, где проживала его семья. Вместе с товарищами его приговорили к расстрелу, заставив копать себе могилы штыками и шашками. Урядник Василий Бондарь сообщил о готовящемся расстреле жене Алексея Татьяне, которая на лошади с грудным Федей на руках приехала к месту расстрела. Приговоренным разрешили покурить перед расстрелом. Алексей попросил урядника попить воды из бочки и попрощаться с женой. Попив воды, он шепнул жене: «Я побегу!». Бежал к обрыву зигзагами, чтобы не попали в спину, прыгнул в прибрежные кусты. Лошади у казаков были спутаны и паслись, и беглеца не догнали. У Татьяны отобрали ребенка и стали избивать шомполами, но тут вступился урядник и ее отпустили. Решительность Алексея спасла ему жизнь.
Алексей Петрович Коляда – родной дед драматурга Коляды, а грудной мальчик Федя на руках матери - его дядя, будущий генерал-майор Федор Алексеевич Коляда, военный советник СССР в Египте в 1970 году.
(Фото с сайта https://tvkultura.ru/article/show/article_id/146983/)