Маврик

Лилия Носко
        (рассказ)

     Чёрный кот, сидя на подоконнике, высматривал что-то за заснеженным окном. Место на подоконнике было его излюбленным местом в доме, вопреки сложившемуся мнению, что коты любят тёплую деревенскую печь. Именно эта картинка почему-то запечатлелась в моей памяти.
    
     Однажды, когда мы были у родителей в отпуске, мама принесла от подруги маленького, чёрного, как уголёк, котёнка с короткой и очень густой шерстью. Он был таким смешным и милым, но самое удивительное, что глаза у него были не просто зелёные, а изумрудно-зелёного цвета. Необыкновенные глаза. Раньше никогда я таких глаз не видела у котов. Котёнок всем нам очень понравился, особенно нашим мальчишкам двух и шести лет. Я предложила назвать его Мавриком. Имя прижилось сразу.
    
     Когда мы в следующий раз приехали в отпуск (из Якутии в Белоруссию к родителям) через два года, Маврик был уже взрослым и красивым, с чёрной блестящей шерстью котом, похожим на пантеру, только маленького роста. Он никогда ничего не требовал громким голосом, а тихо и учтиво просил, глядя прямо в глаза. Если на столе стояла какая-нибудь еда, он садился на стул рядом и никогда не трогал её сам. Он очень тихо просил и ожидал, когда дадут. Ему, конечно, отказать было просто невозможно: умный, ласковый и терпеливый он стал настоящим членом семьи.
    
     Дети очень любили играть с Мавриком, а пятилетняя дочка моего брата даже завязывала ему платочек на голову и укладывала в коробку, как куклу. Он позволял ей это делать: лежал тихо и в таком положении, как его положили. Даже, когда ему в игре что-то не нравилось, или неаккуратно с ним обращались, он ни разу не выпустил когти, не поцарапал ребёнка: тогда он только мяукнет, как бы скажет: - "Ну, хватит!", и убежит.
    
     В сарае водились мыши. Маврик их ловил, но не ел, а приносил на крыльцо дома. Как-то принёс белую ласку (это такой пушной зверёк, похожий на белку) и положил на крыльцо. Сел рядом и стал ожидать хозяев. Когда мама вышла из дома, он сразу замурлыкал и показал, что нашёл. Мама взяла ласку в руку, а Маврик стал тереться о её ноги и довольным голосом петь свои песенки, как бы говоря: - "Вот, хозяюшка, я на шубку тебе собираюсь зверьков наловить, в благодарность за твою заботу". Все его охотничьи "трофеи" потом отец закапывал под яблоней.
    
     Маврика любили все. Ни до его появления, ни после его исчезновения ни одного такого умного котика не приходилось встречать. Он, казалось, понимал всё и очень тонко чувствовал настроение хозяев, старался лаской и своими песенками-мурчалками снять их усталость. И это ему удавалось. Когда же он смотрел своими изумрудно-зелёными глазами в глаза, казалось, что и вовсе это не простой кот, а существо, которое мудрее вас и вот-вот заговорит с вами на человеческом языке. И в каждый наш приезд к родителям в отпуск кот как-то умудрялся это почувствовать. Он выходил на дорожку, ведущую от крыльца к сельской дороге, и сидел, глядя на дорогу. Раньше телефонов в деревне не было. Мы сообщали письмом об отпуске, но точный день приезда не знали и сами. Мама, увидев кота у дороги, говорила отцу: - "Видишь, Маврик уже ожидает. Сегодня дети должны приехать". А мы в это время уже были в пути к ним.
   
     Как только мы все выгружались из машины, наши мальчишки, порадовавшись встрече с дедушкой и бабушкой, тут же бежали в сарай за удочками. Дом стоял в метрах двадцати от озера, был мостик, с которого они ловили рыбу. Кот встречал их радостным мяуканьем - и уже втроём они шли на рыбалку. Кот шёл впереди всех. Он терпеливо сидел на мостике и следил за поплавком. Если удавалось поймать рыбёшку, мальчишки тут же отдавали её коту. Все были веселы и довольны. До конца рыбалки с мостика кот не уходил.
    
     Прожил Маврик в доме моих родителей почти пятнадцать лет. Когда кот состарился, шерсть на нём перестала блестеть, стала постепенно чёрный цвет менять на бурый, но оставалась такой же густой. Кот целыми днями просиживал на скамейке под домом на солнышке, а однажды вдруг исчез: ушёл куда-то и больше не вернулся. Говорят, что коты уходят умирать подальше от дома, где жили. За огородами был лес - и мы решили, что он ушёл туда. Дед с внуками ходили в лес искать его, звали по имени, но так и не нашли котика.
    
     У кота была постель: большая картонная коробка, застланная каракулем от старой шубы. Коробка стояла на деревянном сундуке у самой печи. В последнее время - это было любимое место Маврика. Дети вынесли коробку за огороды и поставили возле стога сена недалеко от леса. А вдруг он выйдет ночью из леса? Несколько дней ещё дети надеялись на его возвращение, пока дедушка не придумал, как объяснить это исчезновение: сказал, что Маврика забрали его братья к себе на Луну и он теперь там гуляет по лунному лесу снова молодым и сильным, какой был он раньше. Дети, конечно, были уже не маленькие, но дедушкины сказки любили всегда и много чему верили.
    
     Вот я теперь думаю, что мой отец не сочинил для внуков про Луну, а на самом деле Маврик был не земного происхождения. Ведь у земных котов не бывает таких необыкновенно внимательных изумрудно-зелёных глаз.