Друг за друга держаться - беды не бояться

Галина Семёнова 2
     Жили когда-то на свете два брата. Старший, Деян, по весне поле пахал, репой засевал. Осенью богатый урожай собирал да в городе продавал, ни в чём нужды не знал. Младший, Радим,  ремеслу у кузнеца в большом селе учился.  Да учёба впрок не шла. То горн вовремя не раздует, то воды забудет принести, то молот уронит. Рассердился кузнец и прогнал  Радима. Делать нечего – побрёл он домой.  Идёт по дороге, и грустные мысли его одолевают: «Что ж я брату скажу? Попрекать меня будет.  Эх, матушка с батюшкой, ушли вы в мир иной, а сыновьям наследства не оставили, на жизнь тяжёлую обрекли».  Чем ближе родной дом, тем горше мысли Радима.
     Вот уж и водяная мельница видна. Когда-то она принадлежала богатому крестьянину. Да случился неурожай, мельник разорился и подался в город на заработки. Так и стоит мельница с тех пор невостребованная. Решил Радим отдохнуть у мельницы, водицы испить. Не знал он, что здесь поселилось Лихо. Подходит к мельнице, а навстречу девица-красавица выбежала. Заглянула ему в очи и спросила:
- Что ты, молодец, не весел, али беда какая приключилась?
     И рассказал ей Радим о том, что всю дорогу мучило его. Чем горше был рассказ, тем радостнее становилась девица.
- Что ж ты, и радости никогда не знал, счастья не видал?
     Вспомнились Радиму светлые дни жизни. Но тут он сбоку посмотрел на девицу и отпрянул в сторону:  перед ним стояло Лихо одноглазое, принявшее облик девицы. Взмахнуло оно рукой, собрало его добрые мысли и в берестяной туесок бросило, крышкой закрыло.
- Теперь я всегда с тобой буду, - засмеялось Лихо.
     Бросился бежать Радим, да от Лиха не убежишь. Догнало оно его, вцепилось  за плечи и последовало за  ним  в избу. С той поры совсем не стало житья Радиму.               
     Забеспокоился Деян: неладное с младшим братом. Пришёл к нему вечером и видит: лежит на лавке Радим, еле дышит. В избе – запустение. Давно не топилась печь, чугунки все грязные, мухи в них ползают.
- Что с тобой, братец? Уж не заболел ли ты? – спросил Деян.
      Брат только головой покачал. Выбралось из-за печи Лихо, да Деян выбежал из избы и дверь плотно закрыл.  Долго не мог уснуть в ту ночь Деян, всё думал, как брата от Лиха избавить. И снится ему матушка. Подошла к сыну, взяла его за руку и говорит:
- Сынок, найди на мельнице туесок берестяной, открой его –  добрые воспоминания вернутся к твоему брату, и Лихо покинет его.
      Встал Деян ни свет ни заря и отправился на мельницу.  Идёт, пыль за ним столбом вьётся. Видит, рак лежит на обочине, еле дышит. Пожалел его Деян, поднял, спустился к реке и выпустил на мелоководье. 
- Спасибо тебе, добрый человек, - проговорил рак человеческим голосом, - остались бы мои детушки сиротами.
       А Деян дальше пошёл. Наконец показалась мельница, покосившаяся на один бок от старости. Дверь распахнулась, мужик  вошёл внутрь. Повсюду -  пыль. Где искать сосуд, в который  Лихо спрятало добрые воспоминания? До позднего вечера искал амулет Деян, а как ночь стала овладевать землей, смотрит, а на мельничном колесе сидит девица, золотистые волосы расчёсывает гребешком. Увидела человека и в воду бросилась, только брызги в разные стороны разлетелись. Подплыла поближе и запела нежную песню, рукой Деяна поманила, он и вошёл в воду.   Ухватила его за плечи водяница, хотела утянуть на самое дно, да Деян – мужик дюжий, двинул плечами раз, другой и сбросил водяницу. Снял он крестик с шеи своей и на шею водяницы надел. Вскинула она на него свои ясные очи:
- За тобой пойду, - прошептала. – Зови меня Любавой.
     Выбрался Деян из воды, водянице помог. Пришли они в деревню. Испугались соседи:
- Что ты нежить  привёл? Не избежать нам теперь беды.
Деян только отмахнулся от них:
- Каждый право на счастье имеет.
      Посудачили соседи да и разошлись, недовольные,  по избам.
      А Деян всё думу думает: как брата от Лиха избавить?
      На другой день Деян опять отправился на мельницу.  И опять не нашёл туесок с воспоминаниями брата. Присел у бочки, наполненной дождевой водой, задумался.  Вдруг раздался  тихий всплеск и визг. Деян вскочил и увидел, что на поверхности воды едва держится крыса. Подхватил он её за шиворот и вытащил из воды.
- Спасибо тебе, добрый человек, - проговорила крыса человеческим голосом. – Остались бы мои детушки сиротами.
Вылезли из норки два крысёнка и пропищали:
- Спасибо, добрый человек.
- Какая беда привела тебя к нам?  Мельница-то давно заброшена, - спросила крыса.
     Рассказал Деян обо всём.
- Добрые воспоминания? – удивилась крыса. – А что это такое?
- Это счастье, - вздохнул Деян.
- А чем пахнет счастье?
- Сметаной, - воскликнул крысёнок. – Я найду твои воспоминания,  - и  юркнул в распахнутые двери.
Прошло минут пять. Крысёнок вернулся ни с чем:
- Нет, матушка, видно, не сметанкой пахнет счастье.
- Сыром, - воскликнул второй крысёнок, – я мигом.
И он устремился на поиски, но тоже вернулся ни с чем.
- Эх вы, дурашки, - сказала мать, – счастье, когда голодающий сухую хлебную корочку найдёт.
     Она прошмыгнула в дверь и через минуту вынесла плотно закрытый туесок:
- Вот, держи, здесь твои воспоминания.
     Обрадовался Деян, поблагодарил помощников и отправился восвояси.
     Пришёл к избе брата. Не успел взойти на крыльцо, как дверь распахнулась, и  показалось Лихо. Увидело туесок и затряслось от страха.
- Да вот, брату малину принёс, - обманул Деян Лихо, оттолкнул его и вошёл в избу.
- Нет, Деянушка, не малина там, -  прошипело Лихо и бросилось на мужика.
     Выронил Деян туесок, и покатился он под лавку. Вдруг откуда ни возьмись  -  рак.
Вцепился клешнями в туес и распорол его поперёк. Вылетели добрые воспоминания, вскружили голову Радиму. Пришёл он в чувство. Вместе братья вытолкали Лихо во двор  и закрыли  дверь. Ничего не оставалось Лихо, как идти искать нового хозяина.
- Спасибо, брат, -  проговорил Радим.
      И решили они никогда не бросать друг друга в беде.
      Шло время. Крестьяне работали в поле с утра до позднего вечера. Надежда на хороший урожай придавала им силы. А возвратившись в свои избы, стариков выслушивали: корова соседа перестала давать молоко – Любава виновата,  ребенок заболел – это Любава порчу навела,  молодицы в лес за ягодами пошли да заплутали – опять вина Любавы. Стали крестьяне перешёптываться, планы строить, как извести несчастную.  И нашли предлог.  Лето выдалось очень жаркое. Нещадно палило солнце. Стали высыхать источники, убывала вода в колодцах. «Не иначе Любава колдует, на корню хочет урожай погубить», - решили крестьяне и собрались у дома Деяна.
- Выходи, Деян, твоя жёнушка колдует. Дождей которую неделю нет, - кричали они.
- Не виновата моя Любава, - отозвался Деян и закрыл дверь на замок.
Любава сама не своя:  из избы всегда с опаской выходила. Какая-нибудь баба да и бросала ей вслед обидное слово, иная и камень поднять не гнушалась.
- Нет на мне вины, Деянушка, -  тихо проговорила Любава. - Но помочь смогу. Гребень свой из щучьего хребта я потеряла, когда в реке плескалась.  Найдёшь – быть дождям проливным.
- Как же я найду его? Не могу тебя одну оставить. Крестьяне в ярости, что ждать от них?
- Брат у тебя есть.
      А брат уже людей растолкал, пробрался на порог и в дверь стучится:
- Деян, помощь какая нужна?
- Гребень Любавы найди у водяной мельницы.
      Отправился Радим на мельницу. Да где гребень искать? Река совсем обмелела, рыба ушла, кувшинки завяли, всё дно илом покрылось. Ступишь – так и увязнешь по колено.  Вдруг слышит мужик тихие всхлипы.  Смотрит – ящерица в иле барахтается, не может, бедняга, выбраться.  Подхватил Радим её и вытащил из жижи.
- Спасибо, добрый человек, - проговорила ящерица человеческим голосом, - остались бы мои дети сиротами.
      Вылезли из-под коряг ящерки, благодарят Радима:
- Спасибо, добрый человек, что нашу матушку спас.
- Что сам пригорюнился? - спросила ящерица.
      Рассказал Радим, что случилось.
- Это не горе. Поможем тебе.
      Разбрелись ящерки по илистому дну, стали под корягами, под корнями искать  гребень. Прошло время, наконец одной повезло. Принесла она гребень Радиму.  Обрадовался он, поблагодарил помощников и в деревню побежал. А крестьяне всё толпятся во дворе, расправой грозят.
- Стойте, - закричал Радим.
       Услышал Деян его голос, с Любавой на порог вышел. Взяла Любава гребень, стала свои волосы расчёсывать – вдруг набежали тучки, одна чернее другой, и пошёл проливной дождь. Крестьяне опомниться не успели, как промокли до нитки. Обрадовались они и по избам разошлись.
       Наполнились водой колодцы, напилась земля  -  ожили посевы. Рожь да пшеница заколосилась, репа вершки подняла, яблоки соком налились. Богатый урожай собрали в тот год. Не серчали больше крестьяне на Любаву, свободно она могла ходить по деревне. Встречали её – в пояс кланялись.
        Долго и счастливо жили Деян и Любава, детей в заботе и ласке воспитали, а Радим для них был добрым дядюшкой.  Верно говорят в народе: «Друг за друга держаться – беды не бояться».