Что такое свобода?

Евгений Терещенко
Многие «ученые» авторитеты, из числа тех, кого мы уважаем, почитаем, чье превосходство над собой признаем, употребляют слово «свобода». Недавно я прослушал видео в ютубе, в котором известный писатель и русофоб М.Веллер страстно обличал рабскую суть российского народа и российской интеллигенции. Неоднократно он употребил в своем монологе слово «свобода», не поясняя, что он понимает под этим словом. Но слово «свобода», если его не определять, не конкретизировать, представляет собой пустую абстракцию. После просмотра видео, у меня возникло желание высказаться на тему свободы, перечислить ее виды и коротко охарактеризовать их.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СВОБОДА.
Политическую свободу я понимаю, как свободу слова, свободу политических партий, движений и собраний, а также, как выборную систему власти, обеспечивающую ее преемственность. Уровень политической свободы должен соответствовать менталитету конкретного народа, его традициям и уровню правосознания. Демократическая форма правления, с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную, не гарантирует высокого уровня политической свободы. Можно прописать в конституцию какие угодно законы, но если граждане государства к демократии не готовы, они всегда будут искать (и найдут!) авторитарного правителя, вождя нации. Политическая свобода опасна. В обществе с низким уровнем правосознания и социальной ответственности граждан, она может вести к хаосу, анархии, охлократии, что мы и наблюдаем сейчас в Украине.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СВОБОДА.
Упрощенно говоря, экономическая свобода это свобода банковской и предпринимательской деятельности, а также законодательная допустимость всех форм собственности, в том числе, крупной частной. Такое (примерно) понимание экономической свободы довольно типично. Но существует и другой вид экономической свободы, о котором никто не вспоминает – это свобода безответственного наемника, которому все «по барабану» , но которого невозможно ни наказать, ни уволить. Именно такой экономической свободой (невиданной в истории) обладали рабочие в СССР, после того, как в государстве возник дефицит рабочих кадров. Рабочие в СССР имели многоуровневую защиту от произвола заводского начальства, в парткоме, завкоме, областном совете профсоюзов. Право на труд было гарантировано конституцией, существующая уравниловка обеспечивала достаточно высокую зарплату, даже для молодых и неопытных рабочих. Квалифицированный рабочий в СССР мог неоднократно нарушать трудовую дисциплину, а его начальство было вынуждено с этим мириться. Помню случай, когда начальник механического цеха, у которого «горел план», ездил домой к своему токарю-прогульщику и уговаривал его выйти на работу. Одного, знакомого мне, волочильщика, много раз, во время запоя, увольняли с работы, но когда он приходил в норму, через пару недель принимали обратно. Конечно, были и элитные предприятия, на которых платили высокую зарплату и поддерживали жесткую дисциплину, но таких предприятий было немного. Когда рабочего посылали на работу в колхоз, за одну поездку ему давали два отгула, которые он мог использовать в любое время, хоть сразу. Инженерно-техническим работникам (ИТР) давали по одному отгулу, да и тот иногда приплюсовывали к очередному отпуску. Не случайно, почти все рабочие, сохранившие память о райской жизнь в СССР, вспоминают ее с ностальгией, в отличии от бывших ИТР Союза.

Свободу политическую и свободу экономическую, в сумме, можно назвать внешней свободой. Внешняя свобода и внешнее рабство могут принимать разные формы, причудливым образом сочетаясь между собой. Например, при авторитарной форме правления, может существовать высокий уровень экономической свободы (Китай, Казахстан). Пример СССР показывает, что экономическая свобода одного класса общества (рабочий класс) может сосуществовать с экономической зависимостью другого класса общества (ИТР). В современной Украине одна часть населения, враждебно относящаяся к России и русскому языку, имеет высокий уровень политической свободы, другая часть населения, с противоположными взглядами, политически бесправна и даже не имеет возможности дать образование своим детям на родном языке. Внешняя свобода (политическая и экономическая) не является обязательным условием счастливой и комфортной жизни, для этого более важна и необходима внутренняя свобода, разные аспекты которой я охарактеризую ниже.

НРАВСТВЕННАЯ СВОБОДА.
Эта разновидность свободы хорошо понятна. Всякий человек имеет возможность следовать религиозным заповедям, нравственным принципам и велениям собственной совести. В любом обществе, при любой власти, можно не завидовать, когда другие завидуют, не судить, когда другие судят, не злословить, когда другие злословят, не сквернословить, когда другие сквернословят, быть скромным, когда другие тщеславятся, не лгать и так далее.

ДУХОВНАЯ СВОБОДА, ИЛИ ОСОЗНАННОСТЬ.
Духовная свобода – это свобода от бесконтрольной, механической работы ума, от надоедливой «словомешалки», которая постоянно тарахтит у нас в голове, превращая нас в ходячих машин. Духовная свобода – это способность пребывать в настоящем моменте (между прошлым и будущим), то есть, в вечности. Приведу несколько цитат, поясняющих, что я понимаю под духовной свободой.

«Истинная свобода состоит в том, чтобы не быть увлеченным собственным умом».
Кацуки.

«Голова – полезный раб, но в качестве хозяина она опасна. Жизни людей абсолютно отравлены головой. Люди не могут чувствовать, ничто не приводит их в трепет». Раджниш.

«Ум на самом деле стремиться не к познанию – он стремиться перемалывать, пережевывать что-нибудь». Ауробиндо.

В наше время идеи «остановки ума» и «пребывания в настоящем моменте» очень популярны у любителей эзотерики, тысячи молодых людей посещают семинары известных «учителей», уединяются на природе, смотрят познавательные видео, используют различные практики, делают все для того, чтобы вырваться из объятий «цепкого монстра» (своего ума) и стать свободными. Свобода духа намного важнее политической или экономической свободы, ибо последние имеют сиюминутное значение, а первая – вневременное.

РЕЛИГИОЗНАЯ СВОБОДА.
Это самая сладкая разновидность свободы, суть которой я поясню двумя цитатами.

"Я научился благодушию, когда твердо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведется Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чем, помимо задач сегодняшнего дня".
П. Флоренский.

«Возложив все заботы на Бога, вы обнаружите, что беспокоиться вам больше не о чем».
Баптистская литература.

Полагаясь на Бога, доверяя Ему свою жизнь, верующий человек испытывает чувство защищенности, уверенности и даже беспечности. При таком подходе к жизни, можно не думать о завтрашнем дне, ни о чем не беспокоиться, легко переносить жизненные трудности.

СВОБОДА ОТ ТЕЛА.
Если наше тело слабое, хилое, болезненное, оно постоянно является источником неприятных ощущений и забот, сверх меры привлекая наше внимание и порабощая нас. При такой «оболочке», мы зависимы от внешних условий жизни, от климата, перепадов атмосферного давления, цветения растений, врачей и лекарств. Здоровое тело не заботит человека, не привлекает внимания, лишь изредка напоминая о себе. Дефицит здоровья невозможно заменить никакой политической или экономической свободой.

СВОБОДА ОТ НЕДОСТАТКОВ ХАРАКТЕРА.
Меланхолический или холерический темперамент, врожденная астения, мнительность, подозрительность, неуверенность, несдержанность, болтливость - эти и другие врожденные и приобретенные свойства характера порабощают нас, лишают покоя и радости. И если освободиться от приобретенных недостатков характера возможно, то отрицательные наследственные качества никогда не оставят нас.

СВОБОДА ОТ ПРИВЯЗАННОСТЕЙ.
Привязанность к деньгам, вещам, удовольствиям, близким людям, животным и другим материальным благам, является источником разнообразных забот, тревог, страхов, беспокойства. Превратности судьбы никогда не дают нам расслабиться и пожить в свое удовольствие. Чем к большему числу вещей и людей мы привязаны, тем меньше мы внутренне свободны и покойны. Полной свободы от привязанностей достигнуть невозможно, но имеет большой смысл прислушаться к совету Л.Толстого: «Хочешь жить спокойно и свободно, отучай себя от всего, без чего можешь обойтись».

СВОБДА ВОЛИ, ИЛИ СВОБОДА ВЫБОРА.
Свобода воли - основа всех иных видов свободы, не обладая которой, мы целиком находимся во власти неких сверхличных сил и не имеем возможности осознанно влиять на свою жизнь. Если это так, все происходящее в нашей жизни, «с нами случается», а не является результатом нашего выбора. И если нам кажется, что мы что-то выбираем, это не более, чем иллюзия. Многие выдающиеся мыслители отрицали наличие у человека свободы воли.

«В конце концов, не так уж важно, важно, какие конкретные цели ставит перед собой человек, все равно в итоге получается нечто иное, чего не было в его намерениях, но объективно содержалось в его поступках».
Г.Ф.Гегель.

«Человек – это механическая кукла, которую как бы дергает за ниточку каждое внешнее событие. Человек представляет собой такой запутанный клубок импульсов и реакций, что следует признать его индивидуальность несуществующей».
Г.Гурджиев.

Если свобода воли, все-таки, существует, человек имеет возможность подлечить тело, отказаться от вредных излишеств, укрепить свой характер и расширить границы внутренней свободы. Если свободы воли не существует, от нero не зависит ничего. Такая точка зрения противоречит христианской вере, но хорошо согласуется с философией индуизма.

«Когда человек постигает, что Бог делает все, я же не могу делать ничего, тогда он становится абсолютно свободным, даже в этой жизни».
Рамакришна.

Вот как! Признавая себя несвободными, мы становимся абсолютно свободными! Осознание своей несвободы дает те же преимущества, что и религиозная свобода. И индусский монизм, и христианский дуализм, ведут к одному и тому же результату - раскрепощенной, спокойной и радостной жизни.

Таким образом, «свобода» - понятие сложное, емкое, многогранное и понимать ее можно по-разному. Совершенно по-разному. И какой же вывод я считаю нужным сделать из всего вышесказанного? Вывод прост – нужно поменьше слушать всяких «умных» говорунов, которые злоупотребляют абстрактным мышлением и абстрактными терминами.