Детство и юность Патриарха Пимена

Екатерина Алешина
К 100-летию со дня рождения.
1.Рождение.
Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен (в миру Сергей Михайлович Извеков) родился 10(23) июля 1910г. в праздник Ризоположения в г. Богородске Московской области. Город Богородск, ныне Ногинск, находится в 60-ти км от Москвы на восток и стоит на реке Клязьме. Это уездный городок , состоящий из множества сел и деревень, окружающих центр. В одной из таких деревень, Буньково, в небольшой  деревянной избе жила семья Извековых. Отец семьи Михаил Карпович Извеков был механиком Богородско-Глуховской мануфактуры. Семья была благочестивой, постоянно посещавшей недалекий от дома храм Живоначальной Троицы. Первым ребенком в семье была дочь Мария, последующие же дети умирали в младенчестве. Это скорбное обстоятельство подвигло молодую женщину, мать будущего Патриарха, усерднее обращаться к Богу. И когда в 1910 г. у нее родился сын, Пелагея Афанасьевна дала обет посвятить свое дитя Богу. Младенец был крещен на восьмой день и назван в честь прп. Сергия Радонежского Сергием.

2.Семейное воспитание.
«Воспитание из всех святых дел самое святое,»- говорил святитель Феофан Затворник. Именно этому святому делу посвятила себя мать Пелагея Афанасьевна. С малолетства сын ее был знаком со сказаниями Святого Писания, научился по слогам читать Катехизис, а потом и Новый Завет, много молитв мальчик знал наизусть. И, конечно, дети постоянно посещали храм.
«Для благоговейно входящих в святой храм и благоговейно почитающих память святых угодников Божиих храм становится вратами Царства Небесного. Вот что значит дом Божий  и что значат врата Небесная. Понятия эти пришли к нам из Ветхого Завета, но они прямо  связаны и с Новым Заветом, и со всеми днями нашей жизни,»- говорил позднее в своей проповеди Святейший Патриарх Пимен.
Умел маленький Сергий и молиться, часами порой простаивая перед Владимирским Образом Божией Матери. «Это московская святыня, - вспоминал много лет спустя Святейший, - святыня тех мест, где я родился. Она была нашим семейным образом и стала моим образом на пути иноческого деяния».
Вместе с матерью мальчик совершал паломничества по святым  местам, особенно часто они бывали в Свято-Троице-Сергиевой Лавре.
Когда пришла пора, Сергия принимают сразу в тритий класс лучшей  по тому времени школы города – бывшей женской гимназии, ставшей  в советское время школой имени Короленко. Одаренного, старательного ученика отмечают преподаватели и всячески помогают ему развить свои способности. Он и сам успевал сделать многое: хорошо рисует, поет в школьном хоре, в старших классах становится  председателем ученического комитета. Обладая немалыми музыкальными  способностями, Извеков стал петь в хоре Богоявленского собора, а с1923 г. проходил обучение вокалу у профессора Александра Воронцова. Став Патриархом, вот что скажет он о пении: «Пение вносит в церковную службу искусство, идущее от сердца, имеющее своими истоками древнюю культуру, религиозную и национальную, понятную нашему верующему народу...»

3.На пути монашеского служения.
Еще живя в Богородске, отрок Сергий в Богоявленском соборе не только пел в хоре, но уже тогда, внутренне стремился к высоким духовным подвигам.
«Мне кажется, - говорил святой Григорий Богослов, - что нет выше жизни, как отрешившись от мира и плоти, собравшись в самого себя, без крайней нужды не касаясь ни до чего человеческого, беседуя с самим собою и Богом, жить превыше видимого, носить в себе божественные образы всегда чистые и несмешанные с земными обманчивыми впечатлениями»,
В 1925 г., окончив среднюю школу, Сергий Извеков переехал в Москву в Сретенский монастырь, где он готовился принять постриг. В основе монашеского подвижничества лежит не только самоотвержение, но и великодушие. На себе испытав, как трудно бывает отказаться от тех или других удовольствий, подвижники бывают снисходительны к людям. Привыкнув ко всякого рода лишениям, подвижники, подвижники освобождаются от чувств зависти и ненависти, довольствуясь своим положением.
Здесь, в Сретенском монастыре, в 1925 г. Сергий Извеков принял свой первый постриг в рясофор с именем Платон. Рясофор есть только подготовительная степень к званию монашескому. От принимающего рясофор поэтому не требуются еще обеты, а только даются ему наставления, чтобы до принятия настоящего монашества он отрешился от всего мирского, дабы быть в состоянии не только устами, но и сердцем изрекать монашеские обеты.
За стенами монастыря полыхали страсти нового атеистического государства, но Господь верных своих сынов берег.
После двух лет такого особого монашеского приготовления 4 октября 1927г.,в семнадцать лет, от руки игумена Агафодора Сергий Извеков принял постриг в мантию с наречением имени преподобного Пимена Великого. После пострига будущий первосвятитель управлял хором  в московском храме прп. Пимена Великого. В 1931 г. он сдал экзамены за курс духовной школы комиссии под председательством бывшего ректора Вифанской семинарии протоиерея Зверева. После этого 16 июля 1931 г. архиепископ Звенигородский Филипп (Гумилевский) рукоположил его в иродиакона, а 25 января 1932 г. – в иеромонаха. И был ему тогда всего 21 год.
В течение нескольких лет юный иеромонах нес послушание регента Дорогомиловского Богоявленского собора – в ту пору кафедрального храма Москвы. Вспоминая начало 30-х годов, Патриарх Пимен говорил : «Мое благовестничество началось с того времени, как я принял сан иеромонаха», А уже в 1972 г., будучи в Иерусалиме, Святейший Патриарх  Московский и всея Руси Пимен произнес такие слова, которые лежали в основе всей его монашеской жизни : «Вера есть основа жизни христианской. Любовь – вершина ее, как являющаяся совокупностью совершенства, по слову святого Павла (Кол. 3,14). И наш христианский путь есть путь от веры к любви. Путь этот бесконечен, как бесконечен Сам Бог, он вечен, ибо его цель Вечнующий. Но он всегда блажен  для труждающихся и обремененных, ибо понуждающие себя «восхищают» Царствие Божие, которое внутрь нас есть».



Список используемой литературы:
1.История русской церкви, гл.1Х,с. 477-478.
2.Евгений Андрианов «Сергей Извеков – Патриарх всея Руси Пимен», газета «Богородские вести», 1996г.,№...
3.Высота монашеского подвига в наше время, М.,1995г.
4.Журнал Московской Патриархии, 1981,№12, с.32.
5.Журнал Московской Патриархии, 1972, №11, «Слово в Троицком соборе Русской Духовной Миссии в Иерусалиме 18 мая 1972г.»